о признании незаконным бездействия Правительства Архангельской области, Агентства государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области, ГУ «ОГПС № 19»



Мотивированное решение составлено18 января 2011 года.

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нарьян-Мар 13 января 2011 года.

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Рожина Н.Н.,

при секретаре Фахретдиновой Н.С.,

с участием помощника прокурора Елисеевой А.Г.,

представителей заинтересованных лиц ФИО5, ФИО3, ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

прокурора Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Правительства Архангельской области, Агентства государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области, ГУ «ОГПС № 19» выразившегося в непринятии мер по созданию структурных подразделений государственной противопожарной службы Архангельской области на территории муниципальных образований, и обязании их в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по организации и созданию на территории муниципальных образований структурных подразделений государственной противопожарной службы Архангельской области, а также бездействие и принятия Правительством Архангельской области мер, направленных на реализацию, предусмотренных ст. 18 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, полномочий,

установил:

Прокурор Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным:

- бездействия Правительства Архангельской области в непринятии мер направленных на реализацию полномочий в области пожарной безопасности, а также непредоставление гражданам, проживающим на территории муниципальных образований Ненецкого автономного округа, а именно: «Пустозерский сельсовет», «Канинский сельсовет», «Пешский сельсовет», «Тиманский сельсовет», «Шоинский сельсовет», «Андегский сельсовет», «Поселок Амдерма», «Канинский сельсовет», «Карский сельсовет», «Колгуевский сельсовет», «Коткинский сельсовет», «Омский сельсовет», «Тельвисочный сельсовет», «Юшарский сельсовет», государственной защиты их жизни, здоровья и имущества на случай пожара, путем непринятия мер к организации и созданию на территории муниципальных образований отделений государственной противопожарной службы Архангельской области, а также увеличению штатной численности ГУ «ОГПС № 19»;

- бездействия Агентства государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области выразившегося в непринятии мер, направленных на увеличение штатной численности ГУ «ОГПС № 19» в целях создания структурных подразделений государственной противопожарной службы Архангельской области на территории вышеперечисленных муниципальных образований НАО;

- бездействия ГУ «ОГПС № 19» выразившегося в непринятии мер по созданию структурных подразделений государственной противопожарной службы Архангельской области на территории вышеперечисленных муниципальных образований,

а также требований:

- об обязании Правительства Архангельской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на реализацию полномочий в области пожарной безопасности, а также предоставить гражданам, проживающим на территории муниципальных образований государственную защиту их жизни, здоровья и имущества на случай пожара, путем принятия мер, направленных на организацию и создание на территории муниципальных образований Ненецкого автономного округа: «Пустозерский сельсовет», «Канинский сельсовет», «Пешский сельсовет», «Тиманский сельсовет», «Шоинский сельсовет», «Андегский сельсовет», «Поселок Амдерма», «Канинский сельсовет», «Карский сельсовет», «Колгуевский сельсовет», «Коткинский сельсовет», «Омский сельсовет», «Тельвисочный сельсовет», «Юшарский сельсовет» отделений государственной противопожарной службы Архангельской области, а также целевых программ, направленных на увеличение штатной численности ГУ «ОГПС № 19»;

- об обязании Агентства государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на увеличение штатной численности ГУ «ОГПС № 19», в пределах установленным Федеральным законом, Приказа МЧС России, приказа ГУГПС МВД РФ, в целях создания структурных подразделений государственной противопожарной службы Архангельской области на территории вышеперечисленных муниципальных образований;

- об обязании ГУ «ОГПС № 19» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по созданию структурных подразделений государственной противопожарной службы Архангельской области на территории вышеперечисленных муниципальных образований.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что в нарушение федерального и областного законодательства полномочия в области пожарной безопасности Правительством Архангельской области на территории Ненецкого автономного округа не осуществляются.

Правительством Архангельской области не принято мер к разработке и реализации региональной целевой программы в сфере пожарной безопасности на территории Ненецкого автономного округа, не утвержден перечень организаций Ненецкого автономного округа, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств бюджета Архангельской области, вопросы организации обучения населения Ненецкого автономного округа мерам пожарной безопасности не урегулированы.

На территории населенных пунктов Ненецкого автономного округа, а именно: «Пустозерский сельсовет», «Канинский сельсовет», «Пешский сельсовет», «Тиманский сельсовет», «Шоинский сельсовет», «Андегский сельсовет», «Поселок Амдерма», «Карский сельсовет», «Колгуевский сельсовет», «Коткинский сельсовет», «Омский сельсовет», «Тельвисочный сельсовет», «Юшарский сельсовет» отсутствуют подразделения государственной противопожарной службы.

Агентство государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области, которое является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, бездействует в реализации отнесенных к его ведению полномочий в сфере пожарной безопасности на территории Ненецкого автономного округа.

Действующее на территории Ненецкого автономного округа государственное учреждение Архангельской области «Отряд государственной противопожарной службы № 19» (далее - ГУ «ОГПС № 19») имеет право при осуществлении возложенных полномочий в установленном порядке создавать и ликвидировать обособленные структурные подразделения с внесением соответствующих изменений в Устав (подп. 5 п.3.2 Устава). К компетенции учредителя - агентства государственной противопожарной службы Архангельской области согласно подп. 5 п. 4.3 Устава отнесены полномочия по утверждению штата (перечня и количества структурных подразделений и должностей в них).

Бездействие Правительства Архангельской области в вопросе исполнения государственных обязанностей в сфере пожарной безопасности на территории Ненецкого автономного округа, создает угрозу безопасности жителей Ненецкого автономного округа, нарушает их право на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В судебном заседании прокурор Ненецкого автономного округа уточнил заявленные требования и просил признать незаконным:

- бездействие Правительства Архангельской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на реализацию, предусмотренных ст. 18 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, полномочий по разработке, реализации и финансированию на территории Ненецкого автономного округа региональной целевой программы в области пожарной безопасности, по утверждению перечня организаций Ненецкого автономного округа, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств бюджета Архангельской области, по организации обучения населения Ненецкого автономного округа мерам пожарной безопасности;

- бездействие Правительства Архангельской области, выразившееся в непредоставлении гражданам, проживающим на территории муниципальных образований Ненецкого автономного округа: «Пустозерский сельсовет», «Канинский сельсовет», «Пешский сельсовет», «Тиманский сельсовет», «Шоинский сельсовет», «Андегский сельсовет», «Поселок Амдерма», «Канинский сельсовет», «Карский сельсовет», «Колгуевский сельсовет», «Коткинский сельсовет», «Омский сельсовет», «Юшарский сельсовет», государственной защиты их жизни, здоровья и имущества на случай пожара, путем непринятия мер к организации и созданию на территории муниципальных образований отделений (подразделений) государственной противопожарной службы Архангельской области;

- бездействия Агентства государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на создание структурных подразделений государственной противопожарной службы Архангельской области на территории вышеперечисленных муниципальных образований НАО;

- бездействия ГУ «ОГПС № 19» выразившегося в непринятии мер по созданию структурных подразделений государственной противопожарной службы Архангельской области на территории вышеперечисленных муниципальных образований,

а также требований:

- об обязании Правительства Архангельской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на реализацию, предусмотренных ст. 18 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» полномочий по разработке, реализации и финансированию на территории Ненецкого автономного округа региональной целевой программы в области пожарной безопасности, по утверждению перечня организаций Ненецкого автономного округа, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств бюджета Архангельской области, по организации обучения населения Ненецкого автономного округа мерам пожарной безопасности;

- об обязании Правительства Архангельской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить гражданам, проживающим на территории муниципальных образований Ненецкого автономного округа: «Пустозерский сельсовет», «Канинский сельсовет», «Пешский сельсовет», «Тиманский сельсовет», «Шоинский сельсовет», «Андегский сельсовет», «Поселок Амдерма», «Карский сельсовет», «Колгуевский сельсовет», «Коткинский сельсовет», «Омский сельсовет», «Юшарский сельсовет» государственную защиту их жизни, здоровья и имущества на случай пожара, путем принятия мер, направленных на организацию и создание на территории данных муниципальных образований отделений (подразделений) государственной противопожарной службы Архангельской области:

- об обязании Агентства государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области для обеспечения пожарной безопасности жителей Ненецкого автономного округа в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на создание структурных подразделений государственной противопожарной службы Архангельской области на территории вышеперечисленных муниципальных образований, в пределах установленных п. 5 ст. 22 Федерального закона «О пожарной безопасности», ст. 76 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Приказа МЧС России, приказа ГУГПС МВД РФ;

- об обязании ГУ «ОГПС № 19» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по созданию структурных подразделений государственной противопожарной службы Архангельской области на территории вышеперечисленных муниципальных образований.

Прокурор отказался в части предъявляемых требований о признании незаконным бездействия Правительства Архангельской области, Агентства государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области, ГУ «ОГПС № 19» в принятии мер по созданию структурных подразделений государственной противопожарной службы в МО «Тельвисочный сельсовет» и обязании их принять меры по созданию структурных подразделений государственной противопожарной службы в данном муниципальном образовании.

Судом принят данный отказ прокурора от заявления в части, поскольку в МО «Тельвисочный сельсовет» создан отдельный пост пожарной охраны ГУ «ОГПС № 19».

В отзыве на заявление Правительство Архангельской области просило отказать в заявлении прокурора, мотивируя это тем, что пункты 31, 107 Правил пожарной безопасности, утвержденным Приказом министерства по чрезвычайным ситуациям РФ от 18 июня 2003 года и ст. 76 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не являются основанием для возложения на Правительство обязанности по созданию дополнительных структурных подразделений противопожарной службы.

Обеспечение первичных мер противопожарной безопасности, в том числе исполнение вышеперечисленных пунктов Правил пожарной безопасности, входит в полномочия органов местного самоуправления и приведены в их текстах уставов.

Не представлено доказательств о том, что на территории спорных муниципальных образований требование о прибытии пожарной охраны не может быть исполнено пожарными подразделениями, расположенными на территории других муниципальных образований.

В законодательстве РФ отсутствует правовая норма, в соответствии с которой отдельное подразделение пожарной охраны должно быть создано на территории каждого населенного пункта.

Определение числа мест дислокации подразделений пожарной охраны является отдельной по существу научной задачей, решение которой возможно после проведения соответствующих расчетов и анализа необходимой информации в соответствии со Сводом Правил, утвержденного приказом МЧС от 25 марта 2009 года № 181.

Создание структурных подразделений государственного учреждения в компетенцию Правительства Архангельской области не входит.

В целях реализации полномочий, в соответствии со ст. 18 Федерального закона «О пожарной безопасности», постановлением Правительства Архангельской области от 19 октября 2010 года № 326-пп утверждена долгосрочная целевая программа Архангельской области «Пожарная безопасность в Архангельской области на 2011-2013 годы».

Распоряжением администрации Архангельской области от 17 марта 2008 года № 31-ра/5 утвержден перечень организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств областного бюджета. Необходимости создания пожарной охраны в учреждениях, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, нет, поскольку они находятся в нормативном времени прибытия действующих пожарных подразделений.

Порядок организации обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населания о мерах пожарной безопасности определен постановлением Правительства Архангельской области от 10 ноября 2009 года № 148-пп.

В соответствии с Планом основных мероприятий по реализации концепции развития государственной противопожарной службы и иных видов пожарной охраны на территории Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 4 августа 2009 года № 44-пп, предусмотрено создание пожарных подразделений и увеличение штатной численности пожарных подразделений государственной противопожарной службы Архангельской области, в том числе: МО «Амдерминский поссовет»; МО «Пустозерский сельсовет», МО «Юшарский сельсовет», МО «Омский сельсовет», МО «Колгуевский сельсовет», МО «Карский сельсовет», МО «Канинский сельсовет».

Требования прокурора не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, поскольку суды не вправе вмешиваться в осуществление исполнительными органами государственной власти исполнительно-распорядительных полномочий и выходить тем самым за пределы своей компетенции.

В отзыве на заявление Агентство государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области просило в удовлетворении заявления отказать. Приведенные в отзыве основания и доводы аналогичны доводам и мотивам, приведенным в отзыве Правительства Архангельской области на заявление.

Кроме того, в данном отзыве имеется ссылка на то, что указанные в заявлении сроки по созданию структурных подразделений государственной противопожарной службы Архангельской области нереальны для исполнения и решения.

В судебном заседании помощник прокурора Елисеева А.Г. поддержала требования прокурора по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Представитель Правительства Архангельской области ФИО5 и руководитель Агентства государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области ФИО3 просили отказать в удовлетворении заявления прокурора по основаниям и доводам, изложенным в отзыве.

Начальник ГУ «ОГПС № 19» ФИО6 просил отказать в заявлении прокурора. Показал, что его учреждение не бездействует, он не может отвечать за Правительство Архангельской области и Агентство государственной противопожарной службы, поскольку нет финансирования, им не выделили штатные единицы.

Суд, выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Право граждан на жизнь, охрану здоровья закреплено в Конституции РФ (ст.ст. 7, 41). В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69 –ФЗ, граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В соответствии с п.п. 31 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы.

Согласно п. 4 этой же статьи в данном Федеральном законе, перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 2 настоящей статьи или в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.

В соответствии со ст.ст. 1, 26 закона Архангельской области «Об осуществлении органами государственной власти Архангельской области на территории Ненецкого автономного округа отдельных государственных полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ» от 12декабря2007года N467-23-ОЗ, органы государственной власти Архангельской области осуществляют на территории Ненецкого автономного округа полномочия, в том числе указанные в подпункте 31 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ и осуществляют на территории Ненецкого автономного округа полномочия по организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы в порядке, предусмотренном областным законом от 20 сентября 2005 года N 86-5-ОЗ "О пожарной безопасности в Архангельской области".

В соответствии со ст. 7 закона Архангельской области «О пожарной безопасности» в Архангельской области» от 20 сентября 2005 года № 86-5-ОЗ, к полномочиям органов государственной власти Архангельской области в сфере пожарной безопасности в том числе относятся: нормативное правовое регулирование в пределах компетенции органов государственной власти Архангельской области; организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности; разработка, утверждение и исполнение областного бюджета в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание противопожарной службы; создание, реорганизация и ликвидация областных учреждений противопожарной службы, организация их деятельности и контроль за ней; организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы; финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности противопожарной службы; установление численности личного состава и норм материально-технического обеспечения подразделений противопожарной службы.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, в государственную противопожарную службу входит противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 того же закона, финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 18 данного закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности, в том числе относятся: нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции; организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности; разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны; организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности; разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ; создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы; утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 11, 12, 17, 13, 24, 26 Постановления администрации Архангельской области «Об утверждении положения о противопожарной службе Архангельской области» от 10 декабря 2007 года № 206-ПА, противопожарная служба осуществляет свою деятельность через следующие органы управления, подразделения и учреждения:

агентство государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области;

государственные учреждения Архангельской области, созданные в целях обеспечения профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения противопожарной службы);

государственные учреждения Архангельской области, созданные в обязательном порядке для обеспечения профилактики и (или) тушения пожаров в организациях (объектовые подразделения противопожарной службы);

иные государственные учреждения Архангельской области, входящие в систему противопожарной службы, созданные в установленном порядке.

Руководство противопожарной службой осуществляет руководитель агентства.

Задачи, функции и порядок деятельности агентства и подразделений противопожарной службы определяются положениями (уставами) о них, утверждаемыми в установленном порядке.

Деятельность подразделений противопожарной службы, обеспечивающих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, организуется и осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность Государственной противопожарной службы и аварийно-спасательных служб, а также принимаемыми на их основе нормативными правовыми актами Архангельской области.

Финансовое обеспечение деятельности противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Материально-техническое обеспечение деятельности противопожарной службы осуществляется за счет средств областного бюджета в порядке и по нормам, установленными нормативными правовыми актами Правительства Архангельской области.

В силу п. 3 ст. 15 закона Архангельской области «О правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области» от 20 мая 2009 года № 19-3-ОЗ, правительство Архангельской области осуществляет на территории Архангельской области исполнительно-распорядительную деятельность по реализации полномочий Архангельской области по предметам ведения Архангельской области и полномочий Архангельской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также отдельных полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 года № 197-пп утверждено Положение об агентстве государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области (далее по тексту – Агентство государственной противопожарной службы). Данное Агентство осуществляет функции управления государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области (п. 2).

Из содержания п.п. 13, 19 п. 8 и п. 9 Положения об агентстве государственной противопожарной службы, данное Агентство осуществляет на территории Ненецкого автономного округа полномочия только в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидация их последствий в пределах своей компетенции; организацию тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы на территории Ненецкого автономного округа.

Распоряжением администрации Архангельской области от 29 ноября 2007 года № 1092р на территории Ненецкого автономного округа создано областное государственное учреждение «Отряд государственной противопожарной службы № 19».

Распоряжением Правительства Архангельской области от 19 мая 2010 года № 56-р, утвержден устав ГУ Архангельской области «Отряд государственной противопожарной службы № 19».

В соответствии с п.п. 1.4., 1.5., 2.1., 2.1.1., 3.2., 3.5. данного устава, ГУ «ОГПС № 19» является юридическим лицом и его учредителем является Агентство государственной противопожарной службы. Целями деятельности учреждения в том числе являются профилактика и тушение пожаров в населенных пунктах, на предприятиях, в организациях, учреждениях и в жилом секторе, проведение аварийно-спасательных работ. Учреждение имеет право создавать и ликвидировать обособленные структурные подразделения с внесением соответствующих изменений в настоящий устав.

Согласно ст. 76 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.

Подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо.

Порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии с п.п. 31, 107 «Об утверждении правил пожарной безопасности» (ППБ 01-03), сельские населенные пункты с количеством участков не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством участков от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством участков свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. За каждой пожарной мотопомпой, приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку.

Учитывая федеральное законодательство, законы Архангельской области и вышеперечисленные нормативные правовые акты, на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа Правительство Архангельской области осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность по реализации полномочий по организации тушению пожаров силами Государственной противопожарной службы, решение вопросов ее организационно-правового, финансового и материально-технического обеспечения, в том числе обязанность создания, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджета.

По состоянию на 1 октября 2010 года на территории МО «Пустозерский сельсовет» проживает 963 человека, «Канинский сельсовет» - 1495 человек, «Пешский сельсовет» - 935 человек, «Тиманский сельсовет» - 886 человек, «Шоинский сельсовет» - 355 человек, «Андегский сельсовет» - 185 человек, «Карский сельсовет» - 664 человека, «Колгуевский сельсовет» - 417 человек, «Коткинский сельсовет» - 377 человек, «Омский сельсовет» - 1070 человек, «Юшарский сельсовет» - 745 человек.

Установлено, что Правительством Архангельской области необходимый уровень пожарной безопасности граждан, проживающих на территории муниципальных образований «Пустозерский сельсовет», «Канинский сельсовет», «Пешский сельсовет», «Тиманский сельсовет», «Шоинский сельсовет», «Андегский сельсовет», «Поселок Амдерма», «Канинаский сельсовет», «Карский сельсовет», «Колгуевский сельсовет», «Коткинский сельсовет», «Омский сельсовет», «Юшарский сельсовет» не обеспечен, на территории данных муниципальных образований отсутствуют подразделения государственной противопожарной службы.

Вместе с тем, на территории вышеперечисленных муниципальных образований расположены организации с круглосуточным пребыванием людей (школы-интернаты), детские сады, школы, в том числе учреждения здравоохранения.

В соответствии с п. 4.5. Плана основных мероприятий по реализации концепции развития государственной противопожарной службы и иных видов пожарной охраны на территории Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 4 августа 2009 года № 44-пп, предусмотрено создание пожарных подразделений и увеличение штатной численности пожарных подразделений государственной противопожарной службы Архангельской области, в том числе: МО «Амдерминский поссовет» п. Амдерма - 3 человека; МО «Пустозерский сельсовет»- 3 человека, МО «Юшарский сельсовет»- 3 человека, МО «Омский сельсовет»- 3 человека, МО «Колгуевский сельсовет» - 3 человека, МО «Карский сельсовет» - 3 человека, МО «Канинский сельсовет» - 3 человека.

Как считает суд, Правительством Архангельской области в муниципальных образования: МО «Поселок Амдерма», МО «Пустозерский сельсовет», МО «Юшарский сельсовет», МО «Омский сельсовет», МО «Колгуевский сельсовет», МО «Карский сельсовет», МО «Канинский сельсовет» приняты меры, направленные на создание на территории данных муниципальных образований отделений (подразделений) государственной противопожарной службы Архангельской области путем разработки и реализации Плана основных мероприятий по реализации концепции развития государственной противопожарной службы и иных видов пожарной охраны на территории Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 4 августа 2009 года № 44-пп.

Поэтому в требованиях прокурора о признании незаконным бездействия Правительства Архангельской области выразившегося в непредставлении гражданам, на территории МО «Поселок Амдерма», МО «Пустозерский сельсовет», МО «Юшарский сельсовет», МО «Омский сельсовет», МО «Колгуевский сельсовет», МО «Карский сельсовет», МО «Канинский сельсовет», расположенных в Ненецком автономном округе, государственной защиты их жизни, здоровья и имущества на случай пожара путем непринятия мер к созданию на территории данных муниципальных образований отделений (подразделений) государственной противопожарной службы Архангельской области, а также предоставить гражданам, проживающим на территории данных муниципальных образований Ненецкого автономного округа, государственную защиту их жизни, здоровья и имущества на случай пожара путем принятия мер, направленных на создание на территории данных муниципальных образований отделений (подразделений) государственной противопожарной службы Архангельской области, следует отказать.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Правительством Архангельской области не предоставлено доказательств о том, что в муниципальных образованиях Ненецкого автономного округа: «Пешский сельсовет», «Тиманский сельсовет», «Шоинский сельсовет», «Андегский сельсовет», «Коткинский сельсовет», не следует принимать меры к созданию и образованию подразделений (отделений) государственной противопожарной службы.

Как следует из доказательств, Правительством Архангельской области в муниципальных образованиях: «Пешский сельсовет», «Тиманский сельсовет», «Шоинский сельсовет», «Андегский сельсовет», «Коткинский сельсовет», в нарушении действующего законодательства не приняты меры к созданию подразделений государственной противопожарной службы и в настоящее время отсутствуют, созданное на территории г. Нарьян-Мара ГУ «ОГПС №19» и созданные отдельные посты в некоторых муниципальных образованиях округа, не смогут обеспечить противопожарную безопасность в указанных муниципальных образованиях, а их необходимость обусловлена законом, суд считает, что требования прокурора о признании незаконным бездействия Правительства Архангельской области выразившегося в непредставлении гражданам, на территории данных муниципальных образований Ненецкого автономного округа, государственной защиты их жизни, здоровья и имущества на случай пожара путем непринятия мер к созданию на территории данных муниципальных образований отделений (подразделений) государственной противопожарной службы Архангельской области, а также требования предоставить гражданам, проживающим на территории данных муниципальных образований Ненецкого автономного округа, государственную защиту их жизни, здоровья и имущества на случай пожара путем принятия мер, направленных на создание на территории данных муниципальных образований отделений (подразделений) государственной противопожарной службы Архангельской области подлежит удовлетворению.

Довод Правительства Архангельской области о том, что оснащение сельских населенных пунктов пожарными мотопомпами относится к числу мер первичной пожарной безопасности, является несостоятельным, поскольку не основан на законе.

Обязанность по оснащению сельских населенных пунктов пожарными отделениями (подразделениями) не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, поскольку в соответствии о ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов относятся только меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.

Довод Правительства Архангельской области о том, что не представлено доказательств о том, что на территории спорных муниципальных образований требование о прибытии пожарной охраны не может быть исполнено пожарными подразделениями, расположенными на территории других муниципальных образований, не может быть принят во внимание, поскольку те обстоятельства, что между муниципальными образованиями нет регулярного транспортного сообщения и существуют большие расстояния между ними, рельеф местности и климатические условия Ненецкого автономного округа, свидетельствуют о том, что на территории спорных муниципальных образований требование о прибытии пожарной охраны не может быть исполнено пожарными подразделениями, расположенными на территории других муниципальных образований. Данный факт, в соответствии со ст. 61 ГПК РФ, является обстоятельством, признанным судом общеизвестным и не нуждаются в доказывании.

Данный факт подтвердил в судебном заседании представитель ГУ «ОГПС №19» и руководитель Агентства противопожарной государственной противопожарной службы. Кроме того, данное обстоятельство подлежит доказыванию заинтересованными лицами, а не заявителем.

Ссылка Правительства Архангельской области на то, что требования прокурора не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, поскольку суды не вправе вмешиваться в осуществление исполнительными органами государственной власти исполнительно-распорядительных полномочий и выходить тем самым за пределы своей компетенции, является несостоятельной, поскольку по заявленным прокурорам требованиям суд вправе вынести решение по делу в соответствии с главой 25 ГПК РФ.

Требования прокурора о признании бездействия Правительства Архангельской области, выразившегося в непринятии мер, направленных на реализацию, предусмотренных ст. 18 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, полномочий по разработке, реализации и финансированию на территории Ненецкого автономного округа региональной целевой программы в области пожарной безопасности, по утверждению перечня организаций Ненецкого автономного округа, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств бюджета Архангельской области, по организации обучения населения Ненецкого автономного округа мерам пожарной безопасности, незаконным и обязании Правительства Архангельской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять указанные меры.

Так, требования прокурора в части бездействия Правительства Архангельской области и принятия ими мер по разработке, реализации и финансированию региональной целевой программы в области пожарной безопасности, не конкретизировано в том, какие меры необходимо было принять Правительству Архангельской области и какую программу в области пожарной безопасности Правительству Архангельской области необходимо разработать, реализовать, в каком объеме принять, поэтому данное требование прокурора удовлетворению не подлежит.

Кроме того, в целях реализации полномочий, в соответствии со ст. 18 Федерального закона «О пожарной безопасности», постановлением Правительства Архангельской области от 19 октября 2010 года № 326-пп утверждена долгосрочная целевая программа Архангельской области «Пожарная безопасность в Архангельской области на 2011-2013 годы».

Заявленные прокурором требования о бездействии Правительства Архангельской области и принятии ими мер по утверждению перечня организаций Ненецкого автономного округа, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств бюджета Архангельской области, не конкретизированы. Так, в заявлении не приведено, какие меры необходимо было принять Правительству Архангельской области, и какой перечень организаций Ненецкого автономного округа, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, Правительству Архангельской области необходимо утвердить.

В то же время, распоряжением администрации Архангельской области от 17 марта 2008 года № 31-ра/5 утвержден перечень организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств областного бюджета.

В требованиях прокурора о бездействии Правительства Архангельской области и принятии ими мер по организации обучения населения Ненецкого автономного округа мерам пожарной безопасности, не приведено, какие меры необходимо было принять Правительству Архангельской области по организации обучения населения Ненецкого автономного округа мерам пожарной безопасности и какие меры нужно принять.

Кроме того, порядок организации обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности определен постановлением Правительства Архангельской области от 10 ноября 2009 года № 148-пп.

Данные требования не могут быть оценены судом и по ним принято решение по причине его неисполнимости. Таким образом, в данной части требований прокурора следует отказать.

Требования прокурора о признании бездействия Агентства государственной противопожарной службы выразившегося в непринятии мер, направленных на создание структурных подразделений государственной противопожарной службы Архангельской области на территории муниципальных образований Ненецкого автономного округа: «Пустозерский сельсовет», «Канинский сельсовет», «Пешский сельсовет», «Тиманский сельсовет», «Шоинский сельсовет», «Андегский сельсовет», «Поселок Амдерма», «Карский сельсовет», «Колгуевский сельсовет», «Коткинский сельсовет», «Омский сельсовет», «Юшарский сельсовет» и обязании данного Агентства в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить гражданам данных муниципальных образований государственную защиту их жизни, здоровья и имущества на случай пожара путем принятия мер, направленных на организацию и создание на территории данных муниципальных образований отделений (подразделений) государственной противопожарной службы Архангельской области, не подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.

На Агентство государственной противопожарной службы законом не возложены обязанности по принятию мер, направленных на создание структурных подразделений государственной противопожарной службы Архангельской области.

Данное Агентство в соответствии с п.п. 19 п. 8 и п. 9 Положения об агентстве государственной противопожарной службы, осуществляет на территории Ненецкого автономного округа только полномочия в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидация их последствий в пределах своей компетенции; организацию тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы на территории Ненецкого автономного округа.

На территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа Правительство Архангельской области, в силу п.п. 31 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, ст. ст. 5, 10, 18 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, п. 3 ст. 15 закона Архангельской области «О правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области» от 20 мая 2009 года № 19-3-ОЗ, пунктов 11, 12, 13, 17, 24, 26 Постановления администрации Архангельской области «Об утверждении положения о противопожарной службе Архангельской области» от 10 декабря 2007 года № 206-ПА, осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность по созданию подразделений государственной противопожарной службы в Архангельской области и Ненецком автономном округе, и решает вопросы ее организационно-правового, финансового и материально-технического обеспечения. Поэтому принятие мер по созданию структурных подразделений (отделений) государственной противопожарной службы Архангельской области на территории муниципальных образований Ненецкого автономного округа осуществляется Правительством Архангельской области.

Таким образом, данные требования прокурора удовлетворению не подлежат.

На ГУ «ОГПС № 19» в соответствии с его Уставом и законом не возложена обязанность по созданию структурных подразделений государственной противопожарной службы Архангельской области на территории муниципальных образований Ненецкого автономного округа: «Пустозерский сельсовет», «Канинский сельсовет», «Пешский сельсовет», «Тиманский сельсовет», «Шоинский сельсовет», «Андегский сельсовет», «Поселок Амдерма», «Канинаский сельсовет», «Карский сельсовет», «Колгуевский сельсовет», «Коткинский сельсовет», «Омский сельсовет», «Юшарский сельсовет», поэтому требования прокурора предъявленные к ГУ «ОГПС № 19» удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора в части.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить в части.

Признать незаконным бездействие Правительства Архангельской области выразившегося в непредставлении гражданам, проживающим на территории муниципальных образований Ненецкого автономного округа: «Пешский сельсовет», «Тиманский сельсовет», «Шоинский сельсовет», «Андегский сельсовет», «Коткинский сельсовет», государственной защиты их жизни, здоровья и имущества на случай пожара путем непринятия мер к организации и созданию на территории данных муниципальных образований отделений (подразделений) государственной противопожарной службы Архангельской области.

Обязать Правительство Архангельской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить гражданам, проживающим на территории муниципальных образований Ненецкого автономного округа: «Пешский сельсовет», «Тиманский сельсовет», «Шоинский сельсовет», «Андегский сельсовет», «Коткинский сельсовет», государственную защиту их жизни, здоровья и имущества на случай пожара путем принятия мер, направленных на организацию и создание на территории данных муниципальных образований отделений (подразделений) государственной противопожарной службы Архангельской области.

В остальной части требований по заявлению отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Председательствующий-