о предоставлении жилого помещения



Мотивированное решение составлено 9 марта 2011 года.

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Нарьян-Мар 4 марта 2011 года.

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Рожина Н.Н.,

при секретаре Соболевой О.В.,

с участием старшего помощника прокурора Янзиновой Т.В.,

истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Ненецкого автономного округа в интересах ФИО1 к Министерству образования науки и культуры Архангельской области и администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор Ненецкого автономного округа обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Министерству образования, науки и культуры Архангельской области и Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» об обязании предоставить жилое помещение социального найма на территории МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 33 квадратных метров общей площади жилья, в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Мотивирует требования тем, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать лишена родительских прав, а сведения об отце внесены со слов матери. До июня 2002 года ФИО1 находился в учреждениях государственного воспитания и находился на полном государственном обеспечении.

Закрепленного жилого помещения, а также жилья, находящегося у него в собственности, ФИО1 не имеет.

Постановлением главы города Нарьян-Мара от 31.03.3006 года №372 «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» ФИО1. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поставлен в общую очередь на получение жилья и в очередь внеочередников как сирота. В настоящее время числится в списке №2 на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, за № 9.

До настоящего времени жилым помещением, отвечающим установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 33 квадратных метров ФИО1. не обеспечен.

Помощник прокурора НАО Янзинова Т.В. и истец ФИО1. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным прокурором доводам и основаниям. Просят предоставить ФИО1 жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 33 квадратных метров, в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ФИО4 просит в иске отказать, поскольку администрация г. Нарьян-Мара обязана выполнять по переданным ей государственным полномочиям по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа только в пределах денежных средств выделенных администрацией Архангельской области. Денежных средств в размере 5790000 рублей, которые выделены Министерством образования, науки и культуры Архангельской области в качестве субвенций в 2011 году, а также неиспользованной субвенции в размере 121690 рублей недостаточно для приобретения жилья всем детям, отнесенным к статусу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные средства еще не реализованы. Ответчик не бездействует, путем обращений и писем принимает меры для решения вопроса о дофинансировании субвенций. Общий объем средств необходимый администрации г. Нарьян-Мара для осуществления полномочий предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа должен составлять в 2011 году 33214500 рублей.

Ответчик Министерство образования, науки и культуры Архангельской области о дате судебного заседания извещен надлежащим образом, не ходатайствовали об отложении судебного заседания.

В отзыве на иск Министерство образования, науки и культуры Архангельской области, просило отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что ФИО1. обеспечен комнатой в общежитии на основании договора социального найма. Министерство образования, науки и культуры Архангельской области является ненадлежащим ответчиком.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 38 Конституции РФ семья и детство находится под защитой государства.

В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что ФИО1., 29 октября 1985 года рождения, относится к категории лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По окончании школы интерната ФИО1. с 2002 по 2005 годы обучался в ГОУ СПО «Ненецкий аграрно-экономический техникум», проживал в общежитии учреждения.

В судебном заседании установлено, что 21 марта 2005 года обращался в Администрацию г. Нарьян-Мара с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилья во внеочередном порядке среди детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и о предоставлении ему жилого помещения.

Постановлением администрации г. Нарьян-Мара от 21 марта 2006 года , ФИО1 признан малоимущим в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях для предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.

Постановлением главы города Нарьян-Мара от 31 марта 3006 года «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» ФИО1 принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поставлен в общую очередь на получение жилья и в очередь внеочередников как сирота.

По возвращению из армии ФИО1 на основании постановления главы г. Нарьян-Мара от 30 ноября 2007 года предоставлена комната в общежитии площадью 12, 3 метра, где он зарегистрирован и проживает по состоянию на сегодняшний день.

Судом установлено, что ФИО1 не имеет в собственности недвижимого имущества на территории Ненецкого автономного округа.

Согласно справке с администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 24 февраля 2011 года ФИО1 состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 31.03.2006 года. По состоянию на 01.01.2011 года номер общей очереди – 1706, в списке №2 на внеочередное получение жилого помещения - № 6.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Часть 2 названной статьи устанавливает, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания), независимо от того, в каком порядке органы государственной власти субъекта наделены названными правомочиями - в порядке, предусмотренном федеральным законом, или вне зависимости от наличия таковых предписаний федерального закона в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Часть 2 ст. 50 ЖК РФ установлено, что норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, предусматривает наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и необходимыми требованиями.

Согласно п. 1 и п. 3 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Данные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.

В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

В соответствии со ст. 1 закона Архангельской области «Об осуществлении органами государственной власти Архангельской области на территории Ненецкого автономного округа отдельных государственных полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ» от 12декабря2007года N467-23-ОЗ, органы государственной власти Архангельской области осуществляют на территории Ненецкого автономного округа полномочия, в том числе указанные в подпункте 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ.

В силу п.п. 1, 9, 10 ст. 23 данного закона, социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в том числе в соответствии со статьей 7 областного закона от 5 июля 2001 года N 49-7-ОЗ "О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области".

Органы местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа областным законом могут быть наделены государственными полномочиями Архангельской области по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей.

Учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях, ведется в соответствии с порядком, определенным статьей 6.1 Областного закона от 20 сентября 2005 года N 79-5-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма" (введена законом Архангельской области от 27.09.2006 N 208-12-ОЗ).

На основании ст. 7 Закона Архангельской области «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным Правительством Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

Главой 7 Закона Архангельской области «О порядке наделения органов муниципальных образований Архангельской и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями» от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ, городские, сельские поселения и городские округа Ненецкого автономного округа наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим, закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Кроме того, данной главой предусмотрены: общий объем финансовых средств для осуществления государственных полномочий, наделение органов местного самоуправления муниципальных районов Ненецкого автономного округа государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий, общий объем финансовых средств, необходимых муниципальному району Ненецкого автономного округа для осуществления государственных полномочий, органы местного самоуправления муниципальных районов Ненецкого автономного округа рассчитывают объем субвенций местным бюджетам городских и сельских поселений на осуществление государственных полномочий, правовая основа осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий и контроль за осуществлением государственных полномочий.

Частью 4 статьи 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из приведенного выше законодательства следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом.

На исполнение этих полномочий ежегодно предусматривается субвенция, размер которой и распределение по муниципальным образованиям утверждается областным законом «Об областном бюджете» на очередной финансовый год.

Областным законом от 21 декабря 2010 года -ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» утверждено «Распределение субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и джетям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа на 2011 год», согласно которому муниципальному образованию «Городской округ «Город Нарьян-Мар» на 2011 год предусмотрена субвенция в размере 5790000 руб.

Суд считает, что обязанность по осуществлению государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в настоящее время в пределах Ненецкого автономного округа возложена на органы местного самоуправления, в том числе МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», поскольку данное муниципальное образование наделено соответствующими полномочиями.

Жилищное законодательство не признает основанием к отказу в предоставлении жилого помещения наличие списка лиц – внеочередников, обладающих аналогичной льготой, и своевременно не обеспеченных жилыми помещениями. Суд считает, что все они имею одинаковую юридическую возможность на внеочередное получение помещения.

Внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа, - одна из мер социальной защиты определенной категории лиц.

Таким образом, суд считает, что Администрация МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» обязана предоставить ФИО1, как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, жилое помещение по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающих граждан не менее 33 кв.м.

Доказательств того, что выделенной Архангельской областью субвенции в размере 5790000 рублей, недостаточно для приобретения ФИО1 жилья, как лицу, отнесенному к статусу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суду не представлено.

Доводы представителя ответчика администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о неразумности заявленного прокурором срока предоставления жилого помещения ФИО1 ничем не подтверждены.

Наличие обращений и писем в адрес органов государственной власти Архангельской области о принятии мер по вопросам финансирования мероприятий, связанных с реализацией жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» не является безусловным основанием для отказа в предоставлении жилого помещения ФИО1

Довод Министерства образования, науки и культуры Архангельской области о том, что ФИО1 обеспечен комнатой в общежитии на основании договора социального найма, поэтому в иске следует отказать, не может быть принят во внимание, поскольку ФИО1 проживает в комнате в общежитии общей площадью 12,3 кв. м., однако, в соответствии со ст. 47 Закона Архангельской области «О порядке наделения органов муниципальных образований Архангельской и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями» от 20 сентября 2005 года -ОЗ, расчет общего объема финансовых средств для осуществления государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа рассчитывается из социальной нормы общей площади жилья в размере 33 кв. м в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, требование прокурора, предъявленное к Министерству образования, науки и культуры Архангельской области обязать предоставить ФИО1 жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 33 квадратных метров, удовлетворению не подлежит.

Таким образом, иск прокурора Ненецкого автономного округа в интересах ФИО1 к Министерству образования, науки и культуры Архангельской области и Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» об обязании предоставить жилое помещение, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 33 квадратных метров, в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подлежит удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ненецкого автономного округа в интересах ФИО1 к Министерству образования науки и культуры Архангельской области и администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о предоставлении жилого помещения, удовлетворить в части.

Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 33 квадратных метров общей площади жилья, в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.

Председательствующий: