Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2011 года Дело № Р Е Ш Е Н И Е 03 октября 2011 года г. Нарьян-Мар Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Сивковой С.А., при секретаре Мазиной И.А., с участием помощника прокурора НАО Дедкова А.Е., представителя ответчика Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Красное» ФИО3, представителя третьего лица администрации муниципального района «Заполярный район» ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа пос. Красное» об обязании устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, у с т а н о в и л : Прокурор Ненецкого автономного округа обратился в суд с иском, заявленным в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа пос. Красное» (МОУ «СОШ пос. Красное»). По основаниям, подробно изложенным в исковом заявлении и в уточнениях исковых требований, просит суд обязать МОУ «СОШ пос. Красное» установить ограждение забором территории МОУ «СОШ пос. Красное», расположенной по адресу: Ненецкий автономный округ, пос. Красное, в соответствии с требованиями п.3.1 Санитарно–эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189. Прокурор указал, что в ходе проверки установлено, что ответчик ненадлежащим образом исполняет требования, предусмотренные действующим законодательством, а именно – на территории образовательного учреждения отсутствует ограждение, предусмотренное требованиями вышеназванного СанПин 2.4.2.2821-10, что является нарушением условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся и работников данного образовательного учреждения. Данные факты нарушают права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса; влекут за собой отступление от основ противодействия терроризму. В судебном заседании помощник прокурора Дедков А.Е. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении и в уточнениях к нему доводам и основаниям. Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что технической возможности оградить всю территорию школы не имеется. Всего в школе 5 зданий, из которых не ограждено только здание основной школы. Ограждать всю территорию школы нецелесообразно, поскольку в 2013 году планируется строительство новой школы. Согласно представленным суду ранее пояснениям и переписке представитель ответчика ФИО3 пояснял, что в 2008-2009 годах решались вопросы ограждения территории возле каждого здания школы, он предлагал свой план ограждения забором территории школы, однако не все здания были ограждены. На сегодняшний день остается не огражденным основное здание школы. В судебном заседании представитель третьего лица администрации муниципального района «Заполярный район» ФИО4 в судебном заседании пояснила, что с иском не согласна. Поддержала доводы представителя ответчика ФИО3 Также пояснила, что согласно представленному суду отзыву полагают, что в иске прокурору следует отказать, поскольку ответственность за бездействие действующим санитарно-эпидемиологическим и гражданским законодательством не предусмотрена. В данном случае возможна административная ответственность, применяемая в порядке производства по административным правонарушениям. Прокурор не наделен правом обращения с подобным иском. Суд, заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению в части: Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа пос. Красное» об обязании устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, в рамках полномочий, предоставленных ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. Статьей 32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N3266-1 "Об образовании" предусмотрено, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Учитывая, что Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа пос. Красное» (далее – Учреждение) создано и финансируется в целях обеспечения реализации прав граждан, проживающих на территории пос. Красное Ненецкого автономного округа, на доступность образования, безопасность образовательного процесса, указанное образовательное учреждение обязано соблюдать требования как федерального законодательства регулирующего вопросы защиты населения от угрозы терроризма, так и требования санитарно-эпидемиологического законодательства. В соответствии с п. 1.1, 2.3 Устава Учреждение является муниципальным общеобразовательным учреждением; самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Учреждение имеет счета в органах казначейства и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Из пункта 2.1 Устава Учреждения следует, что его учредителем является администрация муниципального района «Заполярный район» в лице Управления образования администрации муниципального района «Заполярный район». Кроме того, пунктом 7.4 Устава предусмотрено, что администрация муниципального района «Заполярный район» закрепляет за Учреждением на праве оперативного управления имущество. Имущество, закрепленное за Учреждением, находится в его оперативном управлении и является собственностью муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район». Пунктом 7.1, 7.2 Устава предусмотрено, что Учреждение финансируется Учредителем на основании утвержденной сметы расходов. Учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. В соответствии с п. 7.7, 7.8 Устава Учреждение самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Учредитель. Пунктом 7.15 Устава предусмотрено, что Учреждение обеспечивает содержание зданий, сооружений, оборудования и другого имущества на уровне, не ниже определенного нормативами, действующими на территории места его расположения. В соответствии с п.3 Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189 установлены требования к территории общеобразовательных учреждений. При этом согласно подпункту 3.1 СанПин 2.4.2.2821-10 территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Судом установлено, что Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа пос. Красное» является муниципальным образовательным учреждением, за которым на праве оперативного управления закреплены объекты недвижимого имущества: здание №1 (здание основной школы), расположенное в пос. Красное Ненецкого автономного округа; здание №2 начальной школы, расположенное в пос. Красное Ненецкого автономного округа; здание №3 школьных мастерских, расположенное в пос. Красное Ненецкого автономного округа; здание №4 (учебные кабинеты, бухгалтерия, тренажерный зал), расположенное по ул. Мира, д. 23-а в пос. Красное Ненецкого автономного округа; здание №5 пришкольного интерната в пос. Красное, расположенное по ул. Школьная, д. 9 в пос. Красное Ненецкого автономного округа. Согласно доводам представителя ответчика здание начальной школы, здание школьных мастерских, здание №4 (учебные кабинеты, бухгалтерия, тренажерный зал), здание пришкольного интерната имеют ограждение забором. Прокурором доказательств, подтверждающих, что территория вокруг здания №2 начальной школы, здания №3 школьных мастерских, здания №4 (учебные кабинеты, бухгалтерия, тренажерный зал), здания №5 пришкольного интерната Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа пос. Красное» не ограждена забором, суду не представлено. Согласно акту от 11 августа 2011 года установлено, что только основное здание школы Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа пос. Красное» (здание №1) не ограждено должным образом. Согласно предписанию Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по НАО от 13 апреля 2011 года территория участка здания основной школы ограждена забором не полностью. Иных доказательств в подтверждения доводов прокурора, суду не представлено. В то же время, согласно ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. В судебном заседании установлено, и в целом не оспаривается сторонами, что ограждение отсутствует только вокруг территории основного здания школы; поскольку ограждены только зоны отдыха и имеется забор перед входом в здание школы. Фактически вокруг территории основного здания школы ограждение забором в соответствии с вышеуказанными требованиями СанПин 2.4.2.2821-10 отсутствует. При указанных выше обстоятельствах, суд полагает, что требования прокурора в части необходимости возложения на Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа пос. Красное» обязанности оградить территорию основного здания школы забором в соответствии с требованиями п.3.1 Санитарно–эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189, являются законными и обоснованными. В остальной части иска суд считает возможным прокурору отказать, поскольку достаточных доказательств для возложения на Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа пос. Красное» обязанности оградить всю территорию вокруг здания №2начальной школы, здания №3 школьных мастерских, здания №4 (учебные кабинеты, бухгалтерия, тренажерный зал), здания №5 пришкольного интерната Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа пос. Красное» суду не представлено. Доводы представителя третьего лица о том, что ответственность за бездействие действующим санитарно-эпидемиологическим и гражданским законодательством не предусмотрена и, что в данном случае возможна административная ответственность, суд считает не состоятельными. Представленные суду постановление №1324п от 12.09.2011 года о выведении из эксплуатации, ликвидации и демонтаже объектов капитального строительства, в том числе основного здания средней общеобразовательной школы пос. Красное Ненецкого автономного округа, с 01 июля 2012 года, график ограждения территории данной школы при строительстве здания новой школы в пос. Красное в 2013 году, не опровергают доводы прокурора об отсутствии по периметру основного здания школы ограждения забором и не являются основанием для отказа в иске прокурору в полном объеме. В судебном заседании установлено, что территория основного здания школы Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа пос. Красное», в котором проходит образовательный процесс, не ограждено должным образом, что не соответствует требованиям СанПин 2.4.2.2821-10, предъявляемым к территории общеобразовательного учреждения. Доказательств отсутствия технической возможности оградить территорию основного здания школы суду не представлено. В силу ч. 2 ст. 120 ГК РФ Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества. Прокурор исковых требований к собственнику имущества администрации муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» о возложении обязанности установить ограждение в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189, при недостаточности денежных средств у Учреждения, не заявляет. В ходе судебного разбирательства, прокурор не настаивал на установлении какого-либо срока исполнения решения суда, соответствующих доказательств суду не представлял, в связи с чем, оснований для установления ответчику срока для выполнения требований прокурора, суд не находит. При принятии решения, суд также учитывает, что ответчик с заявлением о предоставлении отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда по причине процедурных моментов, а именно: изыскания денежных средств, разработки и составления сметной документации, заключения муниципального контракта на осуществление предстоящих работ, а также проведение непосредственно самих работ по возведению ограждений с учетом сезонного характера данных работ, в суд не обращался. В силу ст. 98,103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере, установленном ст.333.19 НК РФ в сумме 200 руб. с зачислением в доход муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар». В связи с тем, что прокурор не является стороной в рассматриваемом споре, а представляет собой специальный субъект гражданского процесса, освобожденный от уплаты государственной пошлины, действует в интересах неопределенного круга лиц, суд считает, что в связи с удовлетворением иска размер государственной пошлины должен составлять 200 рублей, как для споров неимущественного характера для физических лиц. На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск прокурора Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа пос. Красное» об обязании устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов – удовлетворить частично. Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа пос. Красное» установить ограждение забором территории здания основной школы Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа пос. Красное», расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, Красное, в соответствии с п.3.1 Санитарно –Эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189. Взыскать с Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа пос. Красное» государственную пошлину в размере 200 (Двести) руб. в доход муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар». В остальной части иска – отказать. Решение суда может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение 10 дней с даты изготовления в окончательной форме. Председательствующий –