Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2011 года Дело № Р Е Ш Е Н И Е 27 сентября 2011 года г. Нарьян-Мар Нарьян – Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Сивковой С.А., при секретаре Мазиной И.А., с участием помощника прокурора НАО Воронина Е.В., представителя третьего лица администрации муниципального района «Заполярный район» ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа пос. Усть-Кара» об обязании устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, у с т а н о в и л : Прокурор Ненецкого автономного округа обратился в суд с иском, заявленным в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа пос. Усть-Кара» (МОУ «ООШ пос. Усть-Кара»). По основаниям, подробно изложенным в исковом заявлении и в уточнениях исковых требований, просит суд обязать МОУ «ООШ пос. Усть-Кара» установить ограждение забором территории МОУ «ООШ пос. Усть-Кара», расположенной по адресу: Ненецкий автономный округ, пос. Усть-Кара», в соответствии с требованиями п.3.1 Санитарно –эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189. Прокурор указал, что в ходе проверки установлено, что ответчик ненадлежащим образом исполняет требования, предусмотренные действующим законодательством, а именно - по всему периметру территории образовательного учреждения отсутствует ограждение, предусмотренное требованиями вышеназванного СанПин 2.4.2.2821-10, что является нарушением условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников данного образовательного учреждения. Данные факты нарушают права обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса; влекут за собой отступление от основ противодействия терроризму. В судебном заседании помощник прокурора Воронин Е.В. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в нем доводам и основаниям. Представитель ответчика МОУ «ООШ пос. Усть-Кара» ФИО3 иск признала в полном объеме заявленных исковых требований, полагая их обоснованными. Правовые последствия признания иска, предусмотренные ст. 68, 173 ГПК РФ разъяснены и понятны. В судебном заседании представитель третьего лица администрации муниципального района «Заполярный район» ФИО4 в судебном заседании пояснила, что согласно представленному суду отзыву полагают, что в иске прокурору следует отказать, поскольку ответственность за бездействие действующим санитарно-эпидемиологическим и гражданским законодательством не предусмотрена. В данном случае возможна административная ответственность, применяемая в порядке производства по административным правонарушениям. Прокурор не наделен правом обращения с подобным иском. Суд, заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, считает, что иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме: Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа пос. Усть-Кара» об обязании устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, в рамках полномочий, предоставленных ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. Статьей 32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N3266-1 "Об образовании" предусмотрено, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Учитывая, что Муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа пос. Усть-Кара» (далее – Учреждение) создано и финансируется в целях обеспечения реализации прав граждан, проживающих на территории пос. Усть-Кара Ненецкого автономного округа на доступность образования, безопасность образовательного процесса, указанное образовательное учреждение обязано соблюдать требования как федерального законодательства регулирующего вопросы защиты населения от угрозы терроризму, так и требования санитарно-эпидемиологического законодательства. В соответствии с п. 1.1, 2..3 Устава Учреждение является муниципальным общеобразовательным учреждением; самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Учреждение имеет счета в органах казначейства и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Из пункта 2.1 Устава Учреждения следует, что его учредителем является администрация муниципального района «Заполярный район» в лице Управления образования муниципального района «Заполярный район». Кроме того, пунктом 7.4 Устава предусмотрено, что администрация муниципального района «Заполярный район» закрепляет за Учреждением на праве оперативного управления имущество. Имущество, закрепленное за Учреждением, находится в его оперативном управлении и является собственностью муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район». Пунктом 7.6 Устава предусмотрено, что Учреждение финансируется Учредителем на основании утвержденной сметы расходов. Учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. В соответствии с п. 7.7, 7.8 Устава Учреждение самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Учредитель. Пунктом 7.15 Устава предусмотрено, что Учреждение обеспечивает содержание зданий, сооружений, оборудования и другого имущества на уровне, не ниже определенного нормативами, действующими на территории места его расположения. В соответствии с п.3 Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189 установлены требования к территории общеобразовательных учреждений. При этом согласно подпункту 3.1 СанПин 2.4.2.2821-10 территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа пос. Усть-Кара» является действующим юридическим лицом. Судом установлено, что Муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа пос. Усть-Кара» является муниципальным образовательным учреждением, за которым на праве оперативного управления закреплен объект недвижимого имущества: здание школы на 150 учащихся в пос. Усть-Кара, расположенное в пос. Усть-Кара Ненецкого автономного округа; при этом его территория не имеет ограждения, отвечающего указанным выше требованиям, что не отрицается ответчиком и заинтересованными лицами. В письменном объяснении от 19 августа 2011 года и заявлении от 20 сентября 2011 года представители ответчика не оспаривают, что территория общеобразовательного учреждения забором не ограждена. Иск признали в полном объеме, последствия признания иска судом разъяснены и понятны. При указанных выше обстоятельствах, суд полагает, что требования прокурора в части необходимости возложения на Муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа пос. Усть-Кара» оградить территорию школы забором в соответствии с требованиями п.3.1 Санитарно –Эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189, являются законными и обоснованными. Доводы представителя третьего лица о том, что ответственность за бездействие действующим санитарно-эпидемиологическим и гражданским законодательством не предусмотрена и, что в данном случае возможна административная ответственность, не являются достаточными основаниями для отказа в иске прокурору. В силу ч. 2 ст. 120 ГК РФ Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества. Прокурор исковых требований к собственнику имущества администрации муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» о возложении обязанности установить ограждение в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189, при недостаточности денежных средств у Учреждения не заявляет. Доказательств того, что в смете расходов Учреждения на 2011 год не предусмотрены расходы на устройство ограждения территории школы, и, что денежных средств, находящихся в распоряжении Учреждения, недостаточно для установления ограждения, суду не представлено. В ходе судебного разбирательства, прокурор не настаивал на установлении какого -либо срока исполнения решения суда, соответствующих доказательств суду не представлял, в связи с чем, оснований для установления ответчику срока для выполнения требований прокурора, суд не находит. При принятии решения, суд также учитывает, что ответчик с заявлением о предоставлении отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда по причине процедурных моментов, а именно: изыскания денежных средств, разработки и составления сметной документации, заключения муниципального контракта на осуществление предстоящих работ, а также проведение непосредственно самих работ по возведению ограждений с учетом сезонного характера данных работ, в суд не обращался. В силу ст. 98,103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере, установленном ст.333.19 НК РФ, в сумме 200 руб. с зачислением в доход муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар». В связи с тем, что прокурор не является стороной в рассматриваемом споре, а представляет собой специальный субъект гражданского процесса, освобожденный от уплаты государственной пошлины, действует в интересах неопределенного круга лиц, суд считает, что в связи с удовлетворением иска размер государственной пошлины должен составлять 200 рублей, как для споров неимущественного характера для физических лиц. На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск прокурора Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа пос. Усть-Кара» об обязании устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов – удовлетворить. Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа пос. Усть-Кара» установить ограждение забором территории Муниципального образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа пос. Усть-Кара», расположенной по адресу: Ненецкий автономный округ, пос. Усть-Кара», в соответствии с п.3.1 Санитарно –Эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189. Взыскать с Муниципального образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа пос. Усть-Кара» государственную пошлину в размере 200 (Двести) руб. в доход муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар». Решение суда может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение 10 дней с даты изготовления в окончательной форме. Председательствующий –