Мотивированное решение составлено 3 февраля 2012 года. Дело № г. Нарьян-Мар 1 февраля 2012 года. Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Рожина Н.Н., при секретаре Ганечко Т.Л., с участием заявителя Канева Н.Л., председателя территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа ФИО5, представителя территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа ФИО6, старшего помощника прокурора Ненецкого автономного округа Елисеева А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Канева Николая Леонтьевича о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа об отказе ему в регистрации кандидатом на должность выборного должностного лица, УСТАНОВИЛ: Канев Н.Л. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа об отказе ему в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар». Мотивирует свои требования тем, что он принял решение участвовать в выборах главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», назначенных на 4 марта 2012 года, в связи с чем в территориальной избирательной комиссией Нарьян-Марского городского округа от него были получены соответствующие документы. Решением территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа от 24 января 2012 года №ему отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», поскольку при проверке подписных листов подписи избирателей признаны недействительными и недостоверными, так как форма подписных листов не соответствует требованиям законодательства. Данное решение территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа считает незаконным, поскольку бланк с формой подписного листа для сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования был предоставлен территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа до получения подписей избирателей. При сборе подписей в поддержку его выдвижения кандидатом на должность главы муниципального образования он пользовался данной формой подписного листа. Кроме того, считает, что форма подписного листа соответствует требованиям законодательства. Обжалуемое им решение территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа нарушает его конституционные и избирательные права на право быть избранным на должность главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар». В отзыве на заявление территориальная избирательная комиссия Нарьян-Марского городского округа просила отказать в удовлетворении заявления Каневу Н.Л., поскольку решение территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа от 24 января 2012 года № является законным и обоснованным. В судебном заседании Канев Н.Л. поддержал заявленное требование по доводам и основаниям, изложенным в заявлении. Дополнил, что он по предложению рабочей группы территориальной избирательной комиссии вправе был внести уточнения и дополнения в подписные листы. Считает, что на территориальной избирательной комиссии лежит обязанность выдать кандидату форму бланка подписного листа. Председатель территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа ФИО5, представитель территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа ФИО6 просили отказать в удовлетворении заявления Каневу Н.Л., поскольку решение территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа об отказе Каневу Н.Л. в регистрации кандидатом главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» является законным и обоснованным. В подписном листе кандидата Канева Н.Л. не указана дата рождения кандидата; в большинстве подписных листов в графе «адрес места жительства избирателя» не указан субъект Российской Федерации, где проживает избиратель; в подписном листе отсутствует указание лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, кода органа, выдавшего паспорт лицу, осуществляющему сбор подписей в поддержку кандидата. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с. ч 1 ст. 259 ГПК РФ, кандидаты и их доверенные лица, считающие, что решениями или действиями (бездействием) избирательной комиссии нарушаются избирательные права, вправе обратиться с заявлением в суд. Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (далее по тексту – Федеральный закон от 12 июля 2002 года № 67-ФЗ), определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (п. 1 ст. 1). Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (п.. 2 ст. 1). Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом (п.3 ст. 1). Согласно статье 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (п.5); недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа (п. 44); недостоверная подпись - подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом (п. 45). В соответствии с п.п. 1, 5, 8, 11, 12 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в поддержку выдвижения кандидатов, могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. В приложении 6 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в подписном листе указывается кроме всего прочего фамилия, имя, отчество и дата рождения кандидата на должность главы муниципального образования. Согласно пунктов 1, 3, 6.4 п.п. «г», «з», «и», 24 п.п. «д» ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16, 16.2 или 16.4 настоящей статьи. Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Недействительными признаются: г) подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист; з) все подписи избирателей если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо не внесены им собственноручно; и) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4 - 9 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона. Основанием отказа в регистрации кандидата является, в том числе недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Закон Ненецкого автономного округа «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и выборных должностных лиц местного самоуправления в Ненецком автономном округе» от 28 ноября 2008 года № 93-ОЗ ( далее по тексту – Закон НАО от 28 ноября 2008 года № 93-ОЗ) определяет гарантии реализации гражданами Российской Федерации, проживающими на территории муниципального образования в Ненецком автономном округе (далее - муниципальное образование), их конституционного права избирать и быть избранными в представительный орган муниципального образования, на должность выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливает порядок подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, выборных должностных лиц местного самоуправления. В соответствии пунктами 1, 3, 6, 7 ст. 22 Закона НАО от 28 ноября 2008 года № 93-ОЗ, подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов. Подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения по форме согласно приложениям 1 - 3.1 к настоящему закону (п.1). В подписном листе указывается дата голосования, а также при сборе подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата - фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы кандидата и занимаемая им должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа), наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, наименование и (или) номер избирательного округа, в котором он выдвигается. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. По желанию кандидата в подписном листе могут указываться сведения о его принадлежности к политической партии или общественному объединению и его статус в ней или общественном объединении, если эти сведения содержатся в заявлении кандидата о его согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу (приложения 1, 1.1) (п.3). Избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина (п.6). Каждый подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (п.7). В приложении 1.1. к данному окружному закону в подписном листе указывается кроме всего прочего фамилия, имя, отчество и дата рождения кандидата на должность главы муниципального образования. Согласно пунктам 1 п.п. 1, 4-7, 11 п.п. 3, 7, 11 ст. 24 Закона НАО от 28 ноября 2008 года № 93-ОЗ, для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидат или его доверенное лицо либо уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если в поддержку выдвижения кандидата проводился сбор подписей избирателей). Соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего закона при выдвижении каждого кандидата, списка кандидатов. Если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы, соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней проверяет соблюдение порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Проверке подлежит 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной. Недействительными считаются: 3) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист; 7) все подписи в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно; 11) все подписи в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных частью 3 статьи 22 настоящего закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 1, 2, 3 к настоящему закону. В силу п.п. 7 ч. 4 ст. 25 этого же закона, основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом. Решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» от 9 декабря 2011 года №-р назначены выборы главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» на 4 марта 2012 года. Канев Н.Л. принял решение участвовать в выборах главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», назначенных на 4 марта 2012 года, в связи с чем 21 декабря 2011 года территориальная избирательная комиссия Нарьян-Марского городского округа (далее по тексту – территориальная избирательная комиссия) приняла от него соответствующие документы: заявление кандидата о согласии баллотироваться, уведомление о самовыдвижении, копию паспорта, копию диплома, копию свидетельства ИНН, сведения о размерах и источниках дохода, справку с места работы, справка о принадлежности к партии, сообщения, фотографии. 17 января 2012 года Канев Н.Л. предоставил в территориальную избирательную комиссию подписные листы в одной папке на 25 листах с 336 подписями. 20 января 2012 года рабочей группой территориальной избирательной комиссии проведена случайная выборка подписных листов кандидата Канева Н.Л. и к проверке приняты подписные листы под номерами 3, 8, 13, 10. 20 января 2012 года рабочей группой территориальной избирательной комиссии по проверке документов произведена проверка подписных листов кандидата Канева Н.Л. (протокол от 20 января 2012 года). Количество заявленных подписей 336, количество подписей необходимых для регистрации 305, количество представленных подписей 336. Количество проверенных подписей 61, что составляет 20 % от необходимых для регистрации. В ходе проверки выявлено количество недостоверных подписей нет, количество недействительных подписей 61. Количество недостоверных и недействительных подписей – 100 %. Рекомендовано рабочей группой отказать Каневу Н.Л. в регистрации кандидатом на главу муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар». Решением территориальной избирательной комиссии от 20 января 2012 года № Каневу Н.Л. отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» на основании п.7 ч.4 ст. 25 Закона НАО от 28 ноября 2008 года № 93-ОЗ и п.п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, по мотиву нарушения установленной законом формы подписного листа, поскольку в подписных листах, отобранных для проверки, отсутствует дата рождения кандидата, вследствие чего отсутствуют действительные подписи избирателей, необходимые для регистрации кандидата. Так же, в отобранных для проверки подписных листах по номерами 3, 8, 10, а так же в строках по номерами 187-188, 190-194, 196-200 подписного листа под номером 13 указан неполный адрес избирателя, а именно отсутствует наименование субъекта Российской Федерации (Ненецкий автономный округ), поэтому такие подписи избирателей признаны территориальной избирательной комиссией недействительными. Кроме того, в отобранных для проверки подписных листах отсутствует указание лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, кода органа, выдавшего паспорт лицу, осуществляющему сбор подписей в поддержку кандидата, поэтому такие подписи признаны территориальной избирательной комиссией недействительными. Как установлено в судебном заседании, Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и Закон НАО от 28 ноября 2008 года № 93-ОЗ требуют соблюдение формы подписного листа кандидата на должность главы муниципального образования, в котором в обязательном порядке указывается кроме всего прочего дата рождения кандидата, а в случае нарушения установленной законом формы подписного листа, все подписи избирателей признаются недействительными, что является основанием для отказа в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования. Приведенное федеральное законодательство и закон Ненецкого автономного округа также требуют указания полного адреса избирателя с указанием наименования субъекта Российской Федерации, а в случае отсутствия такого сведения как – субъект Российской Федерации, такие подписи избирателей признаются недействительными. Вместе с тем суд не может согласиться с выводом территориальной избирательной комиссии о том, что самостоятельным основанием для признания подписей избирателей недействительными является неуказание в подписном листе лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, одновременно кода и наименования органа, выдавшего паспорт лицу, осуществляющему сбор подписей в поддержку кандидата, как это предусмотрено пунктом 7 ст. 22 Закона НАО от 28 ноября 2008 года № 93-ОЗ. Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность главы муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону. Как следует из содержания приведенных приложений, в подписных листах лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей, обязано указать по своему усмотрению или код органа, выдавшего ему паспорт, или его полное наименование. Анализ положений указанной нормы свидетельствует о том, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается форма подписного листа, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными исключительно в отношении подписей избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления. Учитывая, что в отобранных для проверки подписных листах Канева Н.Л. лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, указан орган, выдавший паспорт лицу, осуществляющему сбор подписей в поддержку кандидата, вывод территориальной избирательной комиссии о недействительности подписей по тому основанию, что отсутствует указание лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, кода органа, выдавшего паспорт лицу, осуществляющему сбор подписей в поддержку кандидата, являются незаконным и противоречащим указанному выше федеральному законодательству. Доводы заявителя о том, что он при сборе подписей в его поддержку выдвижения кандидатом на должность главы муниципального образования пользовался формой подписного листа предоставленного ему территориальной избирательной комиссией Нарьян-Марского городского округа до получения подписей от избирателей, являются несостоятельными, поскольку доказательств в обоснование данных доводов заявителем не представлено. Кроме того, ответственность за соблюдение правильности формы подписного листа несет сам кандидат, что предусмотрено как ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, так и ст. 24 Закона НАО от 28 ноября 2008 года № 93-ОЗ. Утверждение о том, что он по предложению рабочей группы территориальной избирательной комиссии вправе был внести уточнения и дополнения в подписные листы, является несостоятельным и противоречащим п. 1.1. ст. 38 Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, поскольку кандидат после сдачи в избирательную комиссию подписных листов не вправе вносить уточнения и дополнения в подписные листы с подписями избирателей. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение территориальной избирательной комиссии от 24 января 2012 года №, которым Каневу Н.Л. отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» является законным и обоснованным, поскольку кандидатом Каневым Н.Л. не соблюдена форма подписного листа кандидата на должность главы муниципального образования (не указана дата рождения кандидата), что дает основание для признания в нем подписей избирателей недействительными и как следствие основанием для отказа в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования. Кроме того, в отобранных для проверки подписных листах во всех подписных листах 3, 8, 10, а так же в строках 187-188, 190-194, 196-200 подписного листа 13 указан неполный адрес избирателя, а именно отсутствует наименование субъекта Российской Федерации (Ненецкий автономный округ), поэтому такие подписи избирателей признаются недействительными, что более 10% процентов недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Данные выводы суда согласуются с нормами действующего законодательства - ст.ст. 2,37, 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (приложения 6 к нему) и ст.ст. 22, 24, 25 Закона Ненецкого автономного округа от 28 ноября 2008 года № 93-ОЗ (Приложения 1.1 к нему). Учитывая изложенное, суд считает, что заявление Канева Н.Л. удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Канева Николая Леонтьевича о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа об отказе ему в регистрации кандидатом на должность выборного должностного лица - отказать. Решение может быть обжаловано в Суд Ненецкого автономного округа в течение 5 дней со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы или представления через Нарьян-Марский городской суд. Председательствующий -