о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа об отказе ему в регистрации кандидатом на должность выборного должностного лица и обязать территориальную избирательную комиссию Нарьян-Марского горо



Мотивированное решение составлено 1 февраля 2012 года.

Дело

Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации

г. Нарьян-Мар 30 января 2012 года.

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Рожина Н.Н.,

при секретаре Ганечко Т.Л.,

с участием заявителя Недосветей В.В.,

представителя заявителя ФИО5,

председателя территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа ФИО6,

представителя территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа ФИО7,

старшего помощника прокурора Ненецкого автономного округа Елисеева А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по заявлению Недосветей Виктора Валентиновича о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа об отказе ему в регистрации кандидатом на должность выборного должностного лица и обязать территориальную избирательную комиссию Нарьян-Марского городского округа зарегистрировать его в качестве кандидата на должность выборного должностного лица,

УСТАНОВИЛ:

Недосветей В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа об отказе ему в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» и обязать территориальную избирательную комиссию Нарьян-Марского городского округа зарегистрировать его в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Мотивирует свои требования тем, что он принял решение участвовать в выборах главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», назначенных на 4 марта 2012 года, в связи с чем в территориальной избирательной комиссией Нарьян-Марского городского округа от него были получены 21 декабря 2011 года соответствующие документы.

Решением территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа от 19 января 2012 года ему отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», поскольку форма подписных листов не соответствует требованиям законодательства, а именно, в подписных листах не указана дата его рождения.

Данное решение территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа считает необоснованным и незаконным, поскольку бланк с формой подписного листа для сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования, где не была указана его дата рождения, был предоставлен территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа до получения подписей избирателей. При сборе подписей в поддержку его выдвижения кандидатом на должность главы муниципального образования он пользовался данной формой подписного листа.

Кроме того, считает, что не указание в подписном листе его даты рождения, при наличии в подписном листе его фамилии, имени, отчества, места жительства, регистрации, рода деятельности, не может является основанием для отказа территориальной избирательной комиссией Нарьян-Марского городского округа в регистрации его в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», поскольку избиратели индивидуализировали его как кандидата (индивидуального предпринимателя).

Обжалуемое им решение территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа нарушает его конституционные и избирательные права на право быть избранным на должность главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

В отзыве на заявление территориальная избирательная комиссия Нарьян-Марского городского округа просила отказать в удовлетворении заявления Недосветей В.В., поскольку решение территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа от 19 января 2012 года является законным и обоснованным.

В судебном заседании Недосветей В.В. и его представитель ФИО5 поддержали заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в заявлении.

ФИО5 дополнила, что избирательная комиссия должна содействовать в предоставлении подписных листов определенной формы в соответствии с законодательством. Протокол и решение от 19 января 2012 года «О признании протокола об итогах проверки подписных листов кандидата Недосветей В.В. недействительными» территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа кандидату Недосветей В.В., его представителю не выдавались.

Повторное рассмотрение подписных листов избирательной комиссией при наличии решения рабочей группы рекомендовать избирательной комиссии зарегистрировать Недосветей В.В. кандидатом на должность главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» незаконно.

Председатель территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа ФИО6, представитель территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа ФИО7 просили отказать в удовлетворении заявления Недосветей В.В, поскольку решение территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа об отказе Недосветей В.В. в регистрации на должность главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» является законным и обоснованным.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с. ч 1 ст. 259 ГПК РФ, кандидаты и их доверенные лица, считающие, что решениями или действиями (бездействием) избирательной комиссии нарушаются избирательные права, вправе обратиться с заявлением в суд.

Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (далее по тексту – Федеральный закон от 12 июля 2002 года № 67-ФЗ), определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (п. 1 ст. 1).

Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (п.. 2 ст. 1).

Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом (п.3 ст. 1).

Согласно статье 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа (п. 44); недостоверная подпись - подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом (п. 45).

В соответствии с п.п. 1, 5, 8 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в поддержку выдвижения кандидатов, могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.

Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность главы муниципального образования - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону.

В приложении 6 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в подписном листе указывается кроме всего прочего фамилия, имя, отчество и дата рождения кандидата на должность главы муниципального образования.

Согласно пунктов 1, 3, 6.4 п.п. «и», 24 п.п. «д» ст. 38 указанного закона, регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16, 16.2 или 16.4 настоящей статьи.

Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4 - 9 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Основанием отказа в регистрации кандидата является, в том числе недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Закон Ненецкого автономного округа «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и выборных должностных лиц местного самоуправления в Ненецком автономном округе» от 28 ноября 2008 года № 93-ОЗ ( далее по тексту – Закон НАО от 28 ноября 2008 года № 93-ОЗ) определяет гарантии реализации гражданами Российской Федерации, проживающими на территории муниципального образования в Ненецком автономном округе (далее - муниципальное образование), их конституционного права избирать и быть избранными в представительный орган муниципального образования, на должность выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливает порядок подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, выборных должностных лиц местного самоуправления.

В соответствии пунктами 1, 3, ст. 22 Закона НАО от 28 ноября 2008 года № 93-ОЗ, подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов. Подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения по форме согласно приложениям 1 - 3.1 к настоящему закону.

В подписном листе указывается дата голосования, а также при сборе подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата - фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы кандидата и занимаемая им должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа), наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, наименование и (или) номер избирательного округа, в котором он выдвигается. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. По желанию кандидата в подписном листе могут указываться сведения о его принадлежности к политической партии или общественному объединению и его статус в ней или общественном объединении, если эти сведения содержатся в заявлении кандидата о его согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу (приложения 1, 1.1).

В приложении 1.1. к данному окружному закону в подписном листе указывается кроме всего прочего фамилия, имя, отчество и дата рождения кандидата на должность главы муниципального образования.

Согласно пунктам 1 п.п. 1, 4-7, 11 п.п. 11 ст. 24 Закона НАО от 28 ноября 2008 года № 93-ОЗ, для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидат или его доверенное лицо либо уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если в поддержку выдвижения кандидата проводился сбор подписей избирателей);

Соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего закона при выдвижении каждого кандидата, списка кандидатов.

Если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы, соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней проверяет соблюдение порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.

Проверке подлежит 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией.

Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Недействительными считаются, в том числе все подписи в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных частью 3 статьи 22 настоящего закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 1, 2, 3 к настоящему закону.

В силу п. 7 ст. 25 этого же закона, основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом.

Решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» от 9 декабря 2011 года -р назначены выборы главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» на 4 марта 2012 года.

Недосветей В.В. принял решение участвовать в выборах главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», назначенных на 4 марта 2012 года, в связи с чем 21 декабря 2011 года территориальная избирательная комиссия Нарьян-Марского городского округа (далее по тексту – территориальная избирательная комиссия) приняла от него соответствующие документы: заявление кандидата о согласии баллотироваться, уведомление о самовыдвижении, копию паспорта, копию диплома, копию свидетельства о государственной регистрации индивидуальным предпринимателем, сведения о размерах и источниках дохода, фотографии.

10 января 2012 года Недосветей В.В. предоставил в территориальную избирательную комиссию подписные листы в одной папке на 24 листах с 336 подписями.

14 января 2012 года рабочей группой по проверке избирательных документов произведена проверка подписных листов кандидата Недосветей В.В. (протокол от 14 января 2012 года). Количество заявленных подписей 336, количество подписей необходимых для регистрации 305, количество представленных подписей 336. Количество проверенных подписей 61, что составляет 20 % от необходимых для регистрации. В ходе проверки выявлено количество недостоверных подписей нет, количество недействительных подписей две. Количество недостоверных и недействительных подписей – 3,27 %. Рекомендовано рабочей группой зарегистрировать Недосветей В.В. кандидатом на главу муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Решением территориальной избирательной комиссии от 19 января 2012 года признан Протокол «Об итогах проверки подписных листов кандидата Недосветей В.В.» недействительным и решено провести непосредственно на заседании комиссии повторную проверку подписных листов, отобранных в результате проведения процедуры случайной выборки.

19 января 2012 года рабочей группой по проверке избирательных документов произведена проверка подписных листов кандидата Недосветей В.В. (протокол от 19 января 2012 года). Количество заявленных подписей 336, количество подписей необходимых для регистрации 305, количество представленных подписей 336. Количество проверенных подписей 61, что составляет 20 % от необходимых для регистрации. В ходе проверки выявлено количество недостоверных подписей нет, количество недействительных подписей 61. Количество недостоверных и недействительных подписей – 100 %. Рекомендовано рабочей группой отказать Недосветей В.В. в регистрации кандидатом на главу муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Решением территориальной избирательной комиссии от 19 января 2012 года Недосветей В.В. отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» на основании п.7 ч.4 ст. 25 Закона НАО от 28 ноября 2008 года № 93-ОЗ и п.п. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, по мотиву нарушения установленной законом формы подписного листа, поскольку в подписных листах, отобранных для проверки, отсутствует дата рождения кандидата, вследствие чего отсутствуют действительные подписи избирателей, необходимые для регистрации кандидата.

Как установлено в судебном заседании, Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и Закон НАО от 28 ноября 2008 года № 93-ОЗ требуют соблюдение формы подписного листа кандидата на должность главы муниципального образования, в котором в обязательном порядке указывается кроме всего прочего дата рождения кандидата, а в случае нарушения установленной законом формы подписного листа, все подписи избирателей признаются недействительными, что является основанием для отказа в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования.

Доводы заявителя и его представителя о том, что Недосветей В.В. при сборе подписей в его поддержку выдвижения кандидатом на должность главы муниципального образования пользовался формой подписного листа предоставленного территориальной избирательной комиссией Нарьян-Марского городского округа до получения подписей от избирателей, являются несостоятельными, поскольку доказательств в обоснование данных доводов заявителем и его представителем не представлено.

Кроме того, ответственность за соблюдение правильности формы подписного листа несет кандидат, что предусмотрено как ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, так и ст. 24 Закона НАО от 28 ноября 2008 года № 93-ОЗ.

Не указание в подписном листе даты рождения кандидата на должность главы муниципального образования, при наличии в подписном листе его фамилии, имени, отчества, места жительства, регистрации, рода деятельности, не может является основанием для признания решения территориальной избирательной комиссией Нарьян-Марского городского округа об отказе в регистрации Недосветей В.В. в качестве кандидата на должность главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» незаконным, поскольку несоблюдение формы подписного листа кандидата на должность главы муниципального образования, дает основание для признания в нем подписей избирателей недействительными и как следствие основанием для отказа в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования.

Довод представителя заявителя о том, что повторное рассмотрение подписных листов избирательной комиссией при наличии решения рабочей группы рекомендовать избирательной комиссии зарегистрировать Недосветей В.В. кандидатом на должность главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» незаконно, является несостоятельным и основан на неправильном толковании норм материального права.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона НАО от 28 ноября 2008 года № 93-ОЗ, соответствующая избирательная комиссия не позднее чем через десять дней после приема документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, принимает решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации.

На основании пункта 14 ст. 24 того же закона, по окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается уполномоченным на то членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Из приведенных норм закона следует, что проведение повторной проверки подписных листов ограничено законом только в том случае, если избирательной комиссией принято решение о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата, а до принятия такого решения избирательная комиссия вправе продолжить проверку подписных листов, представленных для регистрации кандидата, до истечения предельного 10-дневного срока с момента приема документов кандидата.

Непредставление кандидату либо его представителю протокола и решения территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа о признании протокола об итогах проверки подписных листов кандидата Недосветей В.В. недействительным, не является основанием для признания решения территориальной избирательной комиссии незаконным. Кроме того, как установлено в судебном заседании у кандидата Недосветей В.В. и его представителя не было препятствий в получении у территориальной избирательной комиссии указанных протокола и решения от 19 января 2012 года.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение территориальной избирательной комиссии от 19 января 2012 года , которым Недосветей В.В. отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» является законным и обоснованным, поскольку кандидатом Недосветей В.В. не соблюдена форма подписного листа кандидата на должность главы муниципального образования (не указана дата рождения кандидата), что дает основание для признания в нем подписей избирателей недействительными и как следствие основанием для отказа в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования, что согласуется с нормами действующего законодательства - ст.ст. 2,37, 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (приложения 6 к нему) и ст.ст. 22, 24, 25 Закона Ненецкого автономного округа «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и выборных должностных лиц местного самоуправления в Ненецком автономном округе» от 28 ноября 2008 года № 93-ОЗ (Приложения 1.1 к нему).

Учитывая изложенное, суд считает, что заявление Недосветей В.В. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Недосветей Виктора Валентиновича о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа об отказе ему в регистрации кандидатом на должность выборного должностного лица и обязать территориальную избирательную комиссию Нарьян-Марского городского округа зарегистрировать его в качестве кандидата на должность выборного должностного лица - отказать.

Решение может быть обжаловано в Суд Ненецкого автономного округа в течение 5 дней со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы или представления через Нарьян-Марский городской суд.

Председательствующий -