о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы, материального ущерба за задержку выдачи трудовой книжки, компенсации морального вреда



Мотивированное решение составлено 20 февраля 2012 года. Дело № 2-125/2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации

г. Нарьян-Мар 16 февраля 2012 года.

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Рожина Н.Н.,

при секретаре Ковшовой Н.В.,

с участием прокурора Воронина Е.В.,

истца Булычевой Г.В.,

представителя ответчика Езынгова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов Булычевой Галины Васильевны к обществу с ограниченной ответственностью «Тиманская инженерно-геологическая партия» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы, материального ущерба за задержку выдачи трудовой книжки, компенсации морального вреда,

установил:

Прокурор Ненецкого автономного округа в интересах Булычевой Г.В. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Тиманская инженерно-геологическая партия» (далее по тексту – ООО «Тиманская ИГП») о взыскании задолженности по заработной плате в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки, материального ущерба за задержку выдачи трудовой книжки в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.

Свои требования мотивировал тем, что Булычева Г.В. состояла в трудовых отношениях с ООО «Тиманская ИГП» на основании трудового договора с 21 апреля 2009 года до 17 ноября 2011 года.

В нарушении Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации работодатель ООО «Тиманская ИГП» при увольнении Булычевой Г.В. не выплатил ей заработную плату за октябрь-ноябрь 2011 года.

В нарушении ст. 236 ТК РФ, ООО «Тиманская ИГП» не выплатило Булычевой Г.В. компенсацию за задержку выплаты заработной платы.

За задержку выдачи Булычевой Г.В. трудовой книжки на 4 дня ООО «Тиманская ИГП» обязано выплатить истцу материальный ущерб в размере среднедневного заработка.

В судебном заседании истец Булычева Г.В. увеличила исковые требования. Просила взыскать компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. В остальной части требования прокурора поддержала. Показала, что невыдача работодателем ООО «Тиманская ИГП» трудовой книжки не препятствовала ей поступлению на другую работу. В связи с невыплатой ответчиком заработной платы ей причинен моральный вред.

В судебном заседании прокурор Воронин Е.В. исковые требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Представитель ООО «Тиманская ИГП» Езынгов С.А. требования истца о взыскании задолженности по заработной плате в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, взыскании компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек признал. В остальной части требований истца просил отказать, поскольку невыплата истцу заработной платы связана с тяжелым финансовым положением ответчика. Невыдача работодателем ООО «Тиманская ИГП» трудовой книжки истцу не препятствовала ему поступлению на другую работу. Нет вины работодателя в том, что истцу во время не выдали трудовую книжку.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Булычева Г.В. состояла в трудовых отношениях с ООО «Тиманская ИГП» в должности бухгалтера на основании трудового договора с 15 апреля 2009 года.

17 ноября 2011 года Булычева Г.В. уволена на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ (по собственному желанию).

В соответствии с ч. 2 ст. 37 Конституции Российской Федерации, принудительный труд запрещен.

В соответствии со ст. 21 ТК РФ, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

На основании ст. 136 ТК РФ, при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Согласно приказа ООО «Тиманская ИГП» от 27 мая 2011 года , выплата заработной платы производится работникам 1 и 16 числа каждого месяца.

Согласно ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

Установлено, что после увольнения работника Булычевой Г.В. работодатель (ООО «Тиманская ИГП») до настоящего времени не выплатил ей заработную плату в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, что подтверждается представленными доказательствами и не оспаривается ответчиком.

Таким образом, суд приходит к выводу о взыскании с ООО «Тиманская ИГП» заработной платы в пользу Булычевой Г.В. в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Учитывая положения ст. 236 ТК РФ, принимая во внимание, что ООО «Тиманская ИГП» нарушен установленный срок выплаты Булычевой Г.В. заработной платы, ответчик не оспаривает расчет истца денежной компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы и соглашается с ним, суд приходит к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.

Обязанность работодателя возместить материальный ущерб, причиненный работнику незаконным лишением возможности трудиться, в случае задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки предусмотрена ч. 4 ст. 234 ТК РФ. В таком случае работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок (ч. 1 этой же статьи), размер которого подлежит определению с учетом правил ст. 139 ТК РФ, Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 г. N 213.

Прокурор просит взыскать с ответчика в пользу истца материальный ущерб за задержку выдачи трудовой книжки на 4 дня в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки за период с 17 по 22 ноября 2011 года.

Суд считает, что обязанность возместить работнику материальный ущерб может быть возложена на работодателя только в случае, если данные обстоятельства препятствовали работнику поступлению на новую работу.

Стороной истца не представлено доказательств о том, что невыдача трудовой книжки Булычевой Г.В. препятствовала ей поступлению на новую работу.

Из показаний истца следует, что невыдача работодателем ООО «Тиманская ИГП» трудовой книжки на 4 дня не препятствовала ей поступлению на другую работу.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований прокурора о взыскании материального ущерба за задержку выдачи трудовой книжки следует отказать.

Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определенных соглашением сторон трудового договора.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Поскольку в суде установлено, что ответчик нарушил личные неимущественные права истца, связанные с невыплатой длительное время истцу заработной платы, в силу ст.151 ГК РФ, ст.ст. 21, 237 ТК РФ, требование истца о компенсации морального вреда подлежит удовлетворению.

При определении размера денежной компенсации морального вреда суд учитывает степень нравственных страданий истца, связанных с невыплатой длительное время истцу заработной, что повлекло нарушение его прав, степенью вины работодателя. Руководствуясь требованиями закона о разумности и справедливости, суд считает, что требования истца о взыскании компенсации морального вреда подлежит удовлетворению в части и с ответчика в пользу истца следует взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина (из расчета в соответствии со ст. 333.19 НК РФ) по имущественному требованию в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки, по требованию неимущественного характера в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов Булычевой Галины Васильевны к обществу с ограниченной ответственностью «Тиманская инженерно-геологическая партия» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы, материального ущерба за задержку выдачи трудовой книжки, компенсации морального вреда, удовлетворит в части.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Тиманская инженерно-геологическая партия» в пользу Булычевой Галины Васильевны задолженность по заработной плате в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки.

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Тиманская инженерно-геологическая партия» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейку с зачислением в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Председательствующий-