Мотивированное решение составлено 10 мая 2012 года. Дело № 2-265/2012 именем Российской Федерации г. Нарьян-Мар 4 мая 2012 года Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Рожина Н.Н., при секретаре Ганечко Т.Л., с участием прокурора Карпушевой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ненецкого автономного округа в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Арктикнефть» об обязании обеспечить использование попутного нефтяного газа, добываемого в пределах Песчаноозерского нефтегазоконденсатного месторождения, в соответствии с лицензией на право пользования недрами и проектным документом на разработку данного месторождения, установил: Прокурор Ненецкого автономного округа в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к закрытому акционерному обществу «Арктикнефть» об обязании обеспечить использование попутного нефтяного газа, добываемого в пределах Песчаноозерского нефтегазоконденсатного месторождения, расположенного на территории Ненецкого автономного округа, в соответствии с лицензией на право пользования недрами и утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку данного месторождения. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Ненецкого автономного округа проведена проверка в соблюдения ЗАО «Арктикнефть» законодательства о недропользовании, в ходе которой выявлено, что данное общество осуществляет добычу углеводородного сырья на Песчаноозерском нефтегазоконденсатном месторождении на основании лицензии на право пользования недрами НРМ № № В соответствии с Приложением № 1 к данной лицензии - договором об условиях пользования недрами для геологического изучения и добычи углеводородного сырья на Песчаноозерском нефтегазоконденсатном месторождении от 19 февраля 1999 года, владелец лицензии обеспечивает использование Попутного газа и Свободного газа на условиях минимального воздействия на окружающую природную среду. Протоколом от 25 августа 2011 года № 5200 заседания Московской нефтяной секции ЦРК Роснедр по УВС, утвержденным 29 сентября 2011 года председателем ЦКР Роснедр по УВС, для ЗАО «Арктикнефть» согласован проектный документ «Дополнение к технологической схеме разработки Песчаноозерского нефтегазоконденсатного месторождения на о. Колгуев в Баренцевом море» с технологическими показателями, указанными в таблицах 8.1-8.40. В соответствии с таблицей 8.8 уровень использования ЗАО «Артикнефть» растворенного газа на 2011 год установлен в размере 80%, с 2012 года установлен в размере 95 %. Между тем, фактически уровень использования (утилизации) ЗАО «Артикнефть» растворенного газа на Песчаноозерском нефтегазоконденсатном месторождении в 2011 году составил 65,2 %. Остальная часть неиспользованного попутного нефтяного газа в объеме 2, 656 млн. м. куб сожжена обществом на факельных установках, что составляет 34,8 % от объема добытого попутного нефтяного газа. По данным Управления Росприроднадзора по НАО, при сжигании обществом попутного нефтяного газа на факельной установке в 2011 году в атмосферный воздух выброшено 1,127 тонн метана, 7, 413 тонн диоксида азота, 44, 518 тонн оксида углерода, которые в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31 декабря 2010 года № 579 включены в перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию. Ненадлежащее использование попутного нефтяного газа свидетельствует о нарушениях ЗАО «Арктикнефть» требований проектного документа и условий лицензии, нарушении требований Закона «О недрах», Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», нерациональном использовании природных ресурсов, что противоречит государственной политике Российской Федерации в сфере рационального использования природных ресурсов. В результате производственной деятельности ЗАО «Артикнефть» нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, а также нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования недр. В судебном заседании помощник прокурора Карпушева Е.Ю. требования прокурора поддержала по основаниям и доводам, изложенным в иске. Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, иск прокурора поддержал, о чем изложил свою позицию в письме, направленном суду. ЗАО «Арктикнефть» извещено надлежащим образом о слушании дела, представитель общества в суд не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя общества. В объяснениях на исковое заявление ЗАО «Арктикнефть» сообщило, что нарушение законодательства в части не обеспечения уровней использования попутного нефтяного газа в 2011 году вызвано не умыслом на нарушение действующего законодательства, а объективными причинами – поломками оборудования газопотребляющих установок, его технической сложности и ремонта на данной территории. За 1 квартал 2012 года процент использования попутного нефтяного газа на Песчаноозерском нефтегазоконденсатном месторождении составил 94 % и будет доведен ЗАО «Артикнефть» в 2012 году до 95 %. Поселок Бугрино с населением в 436 человек, на который возможно осуществление негативного воздействия, находится в 60 километрах от источника выброса загрязняющих веществ, что снижает экологические риски. Суд, выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст. 35 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 (далее - Закон о недрах) основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации. Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и государственного надзора. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее - Закон об окружающей среде) окружающая среда представляет собой совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, при этом недра являются компонентом природной среды, обеспечивающим в совокупности с другими компонентами благоприятные условия для существования жизни на Земле. На основании ст. 11 Закона о недрах следует, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. В соответствии со ст. 12 Закона о недрах, лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать в том числе условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ. Прокуратурой Ненецкого автономного округа проведена проверка в соблюдения ЗАО «Арктикнефть» законодательства о недропользовании, в ходе которой выявлено, что данное общество осуществляет добычу углеводородного сырья на Песчаноозерском нефтегазоконденсатном месторождении на основании лицензии на право пользования недрами НРМ № №. Согласно ст. 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. При этом, в соответствии со ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, а также выполнение условий, установленных лицензией. Аналогичные требования закреплены в п. 3 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 №71. В нарушение указанных требований закона ЗАО «Арктикнефть» не обеспечило в 2011 году выполнение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, в части уровня использования растворенного газа при разработке Песчаноозерского нефтегазоконденсатного месторождения на о. Колгуев Ненецкого автономного округа в размере 80 %. В соответствии с Приложением № 1 к данной лицензии - договором об условиях пользования недрами для геологического изучения и добычи углеводородного сырья на Песчаноозерском нефтегазоконденсатном месторождении от 19 февраля 1999 года, владелец лицензии обеспечивает использование Попутного газа и Свободного газа на условиях минимального воздействия на окружающую природную среду. Протоколом от 25 августа 2011 года № 5200 заседания Московской нефтяной секции ЦРК Роснедр по УВС, утвержденным 29 сентября 2011 года председателем ЦКР Роснедр по УВС, для ЗАО «Арктикнефть» согласован проектный документ «Дополнение к технологической схеме разработки Песчаноозерского нефтегазоконденсатного месторождения на о. Колгуев в Баренцевом море» с технологическими показателями, указанными в таблицах 8.1-8.40. В соответствии с таблицей 8.8 уровень использования ЗАО «Артикнефть» растворенного газа на 2011 год установлен в размере 80%, с 2012 года установлен в размере 95 %. Между тем, из представленных доказательств следует, что в 2011 году ЗАО «Арктикнефть» на Песчанооозерском нефтегазоконденсатном месторождении добыто 7,627 млн. м. куб. попутного нефтяного газа, при этом, неиспользованный попутный нефтяной газ в объеме 2,656 млн. м. куб. сожжен обществом на факельной установке, что составляет 34,8 % от объема добытого попутного нефтяного газа. Фактический уровень использования (утилизации) ЗАО «Арктикнефть» растворенного газа на Песчаноозерском нефтегазоконденсатном месторождении в 2011 году составил лишь 65,2 %. Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются. Наличие вредных выбросов (диоксида углерода, оксидов углерода и азота, продуктов неполного сгорания углеводородов и др.) в атмосферный воздух при сжигании (с потреблением кислорода) на факелах попутного нефтяного газа, оказывающих негативное воздействие на окружающую (природную) среду, а потому нарушающих право человека на благоприятную среду обитания, является общеизвестным фактом, не требующим доказательств в силу ст. 61 ГПК РФ. Согласно сведениям, предоставленным ЗАО «Арктикнефть» о добыче и использовании попутного нефтяного газа на Песчаноозерском месторождении, за 1 квартал 2012 года на Песчаноозерском нефтегазоконденсатном месторождении попутный нефтяной газ использован на 94 %. В соответствии со ст. 15 Закона о недрах одной из основных задач государственной системы лицензирования является обеспечение социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Закона об окружающей среде, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Атмосферный воздух, в соответствии с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ, является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. В силу ст. 1 указанного Закона поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, является загрязнением атмосферного воздуха. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке. Аналогичные положения содержит ст. 11 Закона № 7-ФЗ. Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р, одной из стратегических задач нефтяного комплекса является максимально полная утилизация и сбережение ресурсов попутного нефтяного газа. Более того, в разделе 2 пункта 7 Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1663-р, закреплено, что в число безусловных приоритетов государственной политики входят создание высокотехнологичных предприятий, добывающих и перерабатывающих природное сырье, формирование лучшего в мире энергетического промышленного сектора. Одним из приоритетов является создание условий для утилизации попутного газа, доведение уровня его полезного использования до 95 %. В силу ст. 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Природные ресурсы, исходя из ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Более того, Федеральным законом от 04.11.2004 № 128-ФЗ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» ратифицирован Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата от 11.12.1997, согласно которому Российская Федерация взяла на себя обязательство по сокращению эмиссии парниковых газов. В связи с этим, Правительством Российской Федерации 08.01.2009 издано постановление № 7, направленное на стимулирование сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках. На 2012 год и последующие годы целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа установлен в размере не более 5 % от объема добытого газа. Уровень использования ЗАО «Арктикнефть» нефтяного попутного газа в размере 65,2 % - в 2011 году, 94 % - в 1 квартале 2012 года, свидетельствует о нарушениях ЗАО «Арктикнефть» требований проектного документа и условий лицензии на право пользования недрами по добыче углеводородного сырья на Песчаноозерском нефтегазоконденсатном месторождении, как следствие, нерациональном использовании недр, что противоречит государственной политике Российской Федерации в сфере рационального использования природных ресурсов. Кроме того, осуществляя деятельность по сжиганию на факельной установке попутного нефтяного газа, увеличивается вредное воздействие на окружающую среду, что влечет за собой и нарушение прав неопределенного круга лиц. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчик обязан обеспечить уровень использования попутного нефтяного газа с 2012 года в размере 95 %, что соответствует требованиям проектного документа и условий лицензии. Довод ЗАО «Арктикнефть» о том, что нарушение законодательства в части не обеспечения уровней использования попутного нефтяного газа в 2011 году вызвано не умыслом на нарушение действующего законодательства, а объективными причинами – поломками оборудования газопотребляющих установок, его технической сложности и ремонта на данной территории, не является основанием для не исполнения требований проектного документа, условий лицензии. Как считает суд, общество, возлагая на себя обязанность осуществлять добычу углеводородного сырья в соответствии с требования проектного документа и условий лицензии, обязано было предусмотреть необходимые меры для использования попутного нефтяного газа в соответствии с условиями проектного документа и лицензии. Указания кассатора на меры, предпринимаемые ответчиком для достижения проектных показателей утилизации попутного нефтяного газа, на результат дела повлиять не могут, поскольку факт нарушения требований проектных документов по данному показателю в судебном заседании установлен. Учитывая изложенное, требования прокурора подлежат удовлетворению. Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. С ответчика, в соответствии со ст. 333.19 НК РФ, подлежит взысканию госпошлина в размере 4000 рублей с зачислением в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Иск прокурора Ненецкого автономного округа в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Арктикнефть» удовлетворить. Обязать Закрытое акционерное общество «Арктикнефть» обеспечить использование попутного нефтяного газа, добываемого в пределах Песчаноозерского нефтегазоконденсатного месторождения, расположенного на территории Ненецкого автономного округа, в соответствии с лицензией на право пользования недрами и утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку данного месторождения. Взыскать с закрытого акционерного общества «Арктикнефть» госпошлину в размере 4000 рублей с зачислением в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд. Председательствующий –