Мотивированное решение составлено 30 мая 2012 года Дело № 2-326/2012 Р Е Ш Е Н И Е г. Нарьян-Мар 25 мая 2012 года. Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Рожина Н.Н., при секретаре Гладкобородове К.А., с участием прокурора Воронина Е.В., истца Стародубцевой М.В., представителя ответчика Морева Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ненецкого автономного округа в интересах Стародубцевой Марии Васильевны к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о предоставлении жилого помещения, установил: Прокурор Ненецкого автономного округа обратился в суд с иском в интересах Стародубцевой М.В. к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (далее по тексту -администрация г. Нарьян-Мара) о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Ненецкого автономного округа, в связи с обращением Стародубцевой М.В. о нарушении ее жилищных прав на внеочередное предоставление жилого помещения, проведена проверка. Установлено, что Стародубцева М.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей. В период с 5 января 2005 года по 30 августа 2010 года обучалась в ГОУ «Ненецкая общеобразовательная средняя школа-интернат им. А.П. Пырерки», закрепленного жилого помещения не имела. Администрацией г. Нарьян-Мара истцу предоставлено жилое помещение маневренного фонда. На основании постановления администрации г. Нарьян-Мара от 23 декабря 2010 года № 2171 Стародубцева М.В. состоит на учете в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма под номером 67. В соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральным законодательством ответчик обязан предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма. В судебном заседании прокурор Воронин Е.В. требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске. Истец Стародубцева М.В. требования прокурора поддержала. Просила предоставить ей жилое помещение по договору социального найма. Представитель администрации г. Нарьян-Мара Морев Д.В. иск признал в части, не признав требования в части площади предоставления истцу жилого помещения исходя из площади не ниже 33 кв.м. Считает, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено в размере не ниже 20 кв. м в соответствии с Решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» от 21 мая 2009 года № 498-р. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Судом установлено, что Стародубцева М.В., 12 сентября 1992 года рождения, является лицом, из числа детей оставшихся без попечения родителей. Местом выявления и первичного учета Стародубцевой М.В., как ребенка, оставшегося без попечения родителей, являлся г. Нарьян-Мар. Зарегистрирована она по месту нахождения ГОУ «Ненецкая общеобразовательная средняя школа-интернат им. А.П. Пырерки», где обучалась с 5 января 2005 года по 30 августа 2010 года и находилась на полном государственном обеспечении. На момент лишения родительского попечения Стародубцева М.В. не имела закрепленной жилой площади. Проживает истец в комнате № в доме <адрес> в г. Нарьян-Маре общей площадью 12,3 кв.м. по договору найма жилого помещения маневренного фонда, предоставленного администрацией г. Нарьян-Мара 07 сентября 2010 года. Другого жилого помещения не имеет. На основании постановления администрации г. Нарьян-Мара от 23 декабря 2010 года № Стародубцева М.В. состоит на учете в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма под номером 67. В соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Часть 6 ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, предусматривает наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и необходимыми требованиями. Согласно п. 1 и п. 3 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Данные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета. В соответствии со ст. 1 закона Архангельской области «Об осуществлении органами государственной власти Архангельской области на территории Ненецкого автономного округа отдельных государственных полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ» от 12декабря2007года N467-23-ОЗ, органы государственной власти Архангельской области осуществляют на территории Ненецкого автономного округа полномочия, в том числе указанные в подпункте 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ. В силу п.п. 1, 9, 10 ст. 23 данного закона, социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в том числе в соответствии со статьей 7 областного закона от 5 июля 2001 года N 49-7-ОЗ "О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области". Органы местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа областным законом могут быть наделены государственными полномочиями Архангельской области по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей. Учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях, ведется в соответствии с порядком, определенным статьей 6.1 областного закона от 20 сентября 2005 года N 79-5-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма". На основании ст. 7 Закона Архангельской области «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным Правительством Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений. Главой 7 закона Архангельской области «О порядке наделения органов муниципальных образований Архангельской и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями» от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ, органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Кроме того, данной главой предусмотрены: общий объем финансовых средств для осуществления государственных полномочий, наделение органов местного самоуправления муниципальных районов Ненецкого автономного округа государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий, общий объем финансовых средств, необходимых муниципальному району Ненецкого автономного округа для осуществления государственных полномочий, органы местного самоуправления муниципальных районов Ненецкого автономного округа рассчитывают объем субвенций местным бюджетам городских и сельских поселений на осуществление государственных полномочий, правовая основа осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий и контроль за осуществлением государственных полномочий. Частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Из приведенного выше законодательства следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом. Суд считает, что обязанность по осуществлению государственного полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в настоящее время в пределах Ненецкого автономного округа возложена на органы местного самоуправления, поскольку данные муниципальные образования наделены соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом. Внеочередное предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа, - одна из мер социальной защиты определенной категории лиц. Таким образом, жилье данной категории лиц должно предоставляться после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им субъективного права без какой-либо очереди (списка внеочередников). Предоставляемое детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа, жилое помещение должно быть изолированным, пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), находиться в границах муниципального образования по месту жительства такого лица и иметь социальную норму площади предоставляемого жилого помещения для одиноко проживающих в размере 33 кв. метра. Таким образом, суд приходит к выводу, что администрация г. Нарьян-Мара обязана предоставить жилое помещение Стародубцевой М.В. Довод ответчика о том, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено в размере не ниже 20 кв. м в соответствии с Решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» от 21 мая 2009 года № 498-р, не может быть принят во внимание, поскольку субсидии предоставляемые бюджетам субъектов РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 года № 1203, и субвенции предоставляемые местному бюджету для исполнения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Главой 7 закона Архангельской области «О порядке наделения органов муниципальных образований Архангельской и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями» от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ, рассчитываются из социальной нормы общей площади жилья в размере 33 кв. м. на одного ребенка. Учитывая изложенное, иск прокурора НАО подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Ненецкого автономного округа в интересах Стародубцевой Марии Васильевны к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о предоставлении жилого помещения, удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» предоставить Стародубцевой Марии Васильевне жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», благоустроенное, применительно к данному муниципальному образованию, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 33 квадратных метров общей площади жилья. Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме. Председательствующий-