06 июня 2012 года г. Нарьян-Мар Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Сивковой С.А., при секретаре Ермолине Г.С., с участием помощника прокурора Ненецкого автономного округа Алексеева А.Е., представителей заинтересованного лица – Совета Городского округа «Город Нарьян-Мар» Чупровой Н.П., заинтересованного лица администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» Сидоровой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ненецкого автономного округа о признании в части Положения о порядке реализации жилищных прав граждан - собственников в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» №227-р от 23 марта 2011 года недействующим полностью со дня его принятия, у с т а н о в и л : Прокурор Ненецкого автономного округа обратился в суд с заявлением о признании в части Положения о порядке реализации жилищных прав граждан - собственников в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» №227-р от 23 марта 2011 года недействующим полностью со дня его принятия. Мотивирует тем, что абзацем 4 пункта 3 Положения о порядке реализации жилищных прав граждан - собственников в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» №227-р от 23 марта 2011 года (далее –Положение) предусматривается, что величина общей площади предоставляемого по договору мены жилого помещения должна рассчитываться исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной в МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», но при этом не должна превышать размера общей площади изымаемого жилого помещения. Полагает, что данный абзац противоречит ст. 35 Конституции РФ и положениям ст.ст.85,89 ЖК РФ, которыми установлено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по указанному основанию другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Прокурор в судебном заседании заявление поддержал по изложенным в нем доводам и основаниям, просит признать абзац 4 пункта 3 Положения о порядке реализации жилищных прав граждан - собственников в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» №227-р от 23 марта 2011 года противоречащими федеральному законодательству и недействующим полностью со дня его принятия. Представитель заинтересованного лица Совета Городского округа «Город Нарьян-Мар» Чупрова Н.П. полагает возможным разрешить заявление прокурора на усмотрение суда. Представитель заинтересованного лица администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» Сидорова Н.А. с заявлением не согласна, поскольку у собственников аварийных жилых помещений жилое помещение может быть изъято путем выкупа либо по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Оспариваемый прокурором абзац не противоречит федеральному законодательству, просит в удовлетворении заявления прокурора отказать. Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Положением о порядке реализации жилищных прав граждан - собственников в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» №227-р от 23 марта 2011 года (далее - Положение), опубликованным в официальном периодическом печатном издании МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» «Наш Город» №41 от 25 марта 2011 года урегулирован порядок предоставления жилых помещений для переселения граждан – собственникам из аварийных жилых домов на территории МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар». Согласно разъяснениям, данным в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Указанным признакам оспариваемое Положение соответствует, поскольку определяет порядок предоставления жилых помещений для переселения граждан – собственников из аварийных жилых домов на территории МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», обязательные для неопределенного круга лиц, следовательно, рассчитано на неоднократное применение. Учитывая изложенное, а также опубликование Положения в официальном источнике, суд приходит к выводу о том, что предметом оспаривания в настоящем случае является нормативный правовой акт. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно п. 2 Положения граждане, имеющие жилые помещения на праве собственности в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу (далее изымаемое помещение), имеют право на получение выкупа за изымаемое жилое помещение. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением, заключаемым Администрацией МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» с собственником жилого помещения по правилам, установленным жилищным и гражданским законодательством Российской Федерации. Согласно п. 3 Положения по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. (абз.1) В этом случае жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается в собственность МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по договору мены в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целях заключения указанного договора обмениваемые жилые помещения признаются равноценными. (абз.2) Величина общей площади предоставляемого по договору мены жилого помещения должна рассчитываться исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной в МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», но при этом не должна превышать размера общей площади изымаемого жилого помещения. (абз.4). В соответствии со ст. 86 ЖК РФ при сносе дома, выселяемым из него гражданам занимавшим жилые помещения по договорам социального найма органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Применительно к собственникам аварийных жилых помещений этот порядок закреплен в ст. 32 ЖК РФ и предусматривает два способа обеспечения жилищных прав: жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Согласно пп. "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение. Суд не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, в том числе равнозначным по общей площади ранее занимаемого, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам ч. 7 ст. 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ). Таким образом, обмен жилых помещений между собственником изымаемого жилого помещения и органом местного самоуправления возможен при достижении соглашения между обеими сторонами. В случае не достижения такого соглашения в отношении собственников жилых помещений предусмотрен только выкуп принадлежащего им жилого помещения. Положения закона, предусматривающие обмен жилых помещений, не содержат условий о технических характеристиках, которым должны соответствовать предлагаемые для обмена жилые помещения. В данном случае имеет место быть лишь факт предоставления собственнику другого жилого помещения и его согласие на обмен. Равноценные же жилые помещения в силу действующего в настоящий момент ЖК РФ предоставляются гражданам, занимавшим жилые помещения в сносимом доме на основании договоров социального найма. В тоже время абзацем 4 пункта 3 Положения о порядке реализации жилищных прав граждан - собственников в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» №227-р от 23 марта 2011 года предусматривается, что величина общей площади предоставляемого по договору мены жилого помещения должна рассчитываться исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной в МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», но при этом не должна превышать размера общей площади изымаемого жилого помещения. Содержание данного абзаца не содержит положений о том, что с согласия граждан-собственников изымаемых жилых помещений величина общей площади предоставляемого по договору мены жилого помещения рассчитывается исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной в МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» и не превышает размера общей площади изымаемого жилого помещения. Тем более, что обмен жилых помещений между собственником изымаемого жилого помещения и органом местного самоуправления возможен только при достижении соглашения между обеими сторонами. В связи с вышеизложенным, заявление прокурора Ненецкого автономного округа о признании абзаца 4 пункта 3 Положения о порядке реализации жилищных прав граждан - собственников в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» №227-р от 23 марта 2011 года недействующим и противоречащим федеральному законодательству следует удовлетворить. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч.2 ст.253 ГПК РФ). Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" предусмотрено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. В судебном заседании установлено, что до вынесения судебного решения оспариваемый абзац 4 пункта 3 Положения применялся, порождая правовые последствия. При таких обстоятельствах суд считает возможным признать его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь ст. 194- 198, 199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Заявление прокурора Ненецкого автономного округа о признании в части Положения о порядке реализации жилищных прав граждан - собственников в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» №227-р от 23 марта 2011 года недействующим полностью со дня его принятия - удовлетворить. Признать абзац 4 пункта 3 Положения о порядке реализации жилищных прав граждан - собственников в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного решением Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» №227-р от 23 марта 2011 года противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в апелляционном порядке в течение месяца с даты вынесения мотивированного решения суда. Председательствующий - Мотивированное решение изготовлено 08 июня 2012 года.