2-425/2012 о признании незаконным распоряжение ответчика об освобождении ее от замещаемой должности, о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула



Дело № 2-425/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

25 июня 2012 года город Нарьян-Мар

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Воропаева С.Г.,

при секретаре Ермолине Г.С.,

с участием помощника прокурора Ненецкого автономного округа Жиркова В.Г.,

истца Бутовой Ю.В.,

представителя истца Сядей М.А.,

представителей ответчика Морева Д.В. и Безумова И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бутовой Юлии Валерьевны к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании незаконным распоряжение ответчика об освобождении ее от замещаемой должности, о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,

У С Т А Н О В И Л :

Бутова Ю.В. обратилась в суд с иском к Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании незаконным распоряжение об освобождении ее от замещаемой должности, о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

Мотивирует свои требования тем, что она работала в Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (далее Администрация, ответчик) с 25 августа 2010 года в должности специалиста отдела по связям с общественностью и СМИ Управления организационной работы, связям с общественностью и СМИ Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

05 октября 2011 года переведена на должность ведущего специалиста этого же отдела. Проработала у ответчика 1 год 8 месяцев и 10 дней.

Распоряжением ответчика -рк от 14 мая 2012 года она освобождена от замещаемой должности и уволена с муниципальной службы с расторжением трудового договора. Согласно распоряжению, трудовой договор прекращен – «в связи с нарушением установленных правил заключения трудового договора, пункт 11 части 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, исключающим продолжение работы». Аналогичная запись внесена в трудовую книжку. Как устно пояснили на занимаемой ею должности должен работать журналист, а у нее образование экономическое.

Считает, что она уволена не законно и с нарушением установленного ТК РФ порядка увольнения, распоряжение Администрации -рк от 14 мая 2012 года незаконно.

Просит признать распоряжение ответчика -рк от 14 мая 2012 года о ее увольнении незаконным, восстановить ее на работе в той же должности, взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула, за период с 16 мая 2012 года по 25 июня 2012 года, в сумме <данные изъяты>.

В судебном заседании истец и представитель истца исковые требования поддержали в полном объеме. Истец просит восстановить ее на работе в той же должности с 16 мая 2012 года и взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула за период с 16 мая по 25 июня 2012 года, в сумме <данные изъяты>.

Представители ответчика Морев Д.В. и Безумов И.Ю. с требованиями не согласны просят в удовлетворении требований отказать, считают, что увольнение истца произведено законно, процедура увольнения нарушена не была.

Суд выслушав истца, его представителя, представителей ответчика, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить требования Бутовой Ю.В., исследовав письменные материалы дела, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Бутова Ю.В. в соответствии с распоряжением -рк от 25 августа 2010 года была принята на муниципальную службу и назначена на должность специалиста отдела по связям с общественностью и СМИ Управления организационной работы, связям с общественностью и СМИ Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар». С ней был заключен трудовой договор от 25 августа 2010 года на неопределенный срок.

05 октября 2011 года она переведена на должность ведущего специалиста этого же отдела. С ней заключено дополнительное соглашение от 05 октября 2011 года.

В соответствии с Должностной инструкцией ведущего специалиста отдела по связям с общественностью и СМИ, он назначается на должность и освобождается от должности главой города Нарьян-Мара по представлению начальника Управления. Ведущий специалист является муниципальным служащим, он относится к ведущей группе должностей. На должность ведущего специалиста назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, не менее двух лет стажа муниципальной (государственной) службы или не менее трех лет стажа работы по специальности.

Распоряжением Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» -рк от 14 мая 2012 года Бутова Ю.В. освобождена от замещаемой должности ведущего специалиста отдела, уволена с муниципальной службы 15 мая 2012 года, в связи с нарушением установленных правил заключения трудового договора, исключающим продолжение работы, п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что истца приняли на работу, на должность специалиста отдела по связям с общественностью и СМИ Управления организационной работы, связям с общественностью и СМИ Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар». При приеме на работу истец имела высшее профессиональное образование экономиста и специальность - бухгалтерский учет, анализ и аудит. Истец работала в должности специалиста, а затем ведущего специалиста Управления 1 год 8 месяцев и 10 дней. За период работы, взысканиям не подвергалась, нареканий со стороны руководства к ней не имелось, напротив, неоднократно поощрялась Благодарственными письмами Администрации. Возложенные на нее обязанности исполняла.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ основанием для прекращения трудового договора является нарушение установленных трудовым кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.

В силу абз. 4 ст. 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы в следующих случаях, в том числе:

отсутствие соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Исходя из разъяснений п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (далее –Постановление Пленума), согласно которым в силу п. 11 ч. 1 ст. 77 и ст. 84 ТК РФ трудовой договор может быть прекращен вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы и работник не может быть переведен с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.

При этом необходимо учитывать, что если правила заключения трудового договора были нарушены по вине самого работника вследствие представления им подложных документов, то трудовой договор с таким работником расторгается по п. 11 ч.1 ст. 81 Кодекса, а не по п. 11 ч.1 ст. 77 Кодекса.

Вины работника в нарушении правил заключения трудового договора судом не установлено.

Статьей 9 ФЗ РФ от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ" предусмотрено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы, профессиональным навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования устанавливаются муниципальными нормативными актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с квалификацией должностей муниципальной службы.

Статьей 7 Закона НАО от 24 октября 2007 года N 140-ОЗ "О муниципальной службе в Ненецком автономном округе" установлено, что в число квалификационных требований к должностям муниципальной службы высшей, главной и ведущей групп должностей муниципальной службы входит наличие высшего профессионального образования. Для ведущих должностей муниципальной службы, требуется не менее двух лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее трех лет стажа работы по специальности.

Статья 7 Закона НАО «О муниципальной службе в НАО» не требует для высшей, главной и ведущей групп должностей муниципальной службы профессионального образования, соответствующего направлению деятельности, достаточно высшего профессионального образования любого профиля.

Высшего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности, также не требует Должностная инструкция ведущего специалиста отдела по связям с общественностью и СМИ, в которой сказано, что ведущий специалист должен иметь высшее профессиональное образование.

Суд считает, несостоятельным довод представителя ответчика, что трудовой договор противоречит требованиям Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37, в соответствии с которым менеджер по связям с общественностью должен иметь высшее профессиональное образование по специальности "Связи с общественностью".

В соответствии с преамбулой данного справочника, он носит рекомендательный характер, служит для обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

Таким образом, увольнение истца по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, суд считает незаконным.

Кроме этого, ответчиком нарушены требования статьи 84 ТК РФ, согласно которой, трудовой договор прекращается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.

Ответчик не представил документов свидетельствующих, что какие-либо должности истцу предлагались, либо об отсутствии вакантных должностей на момент увольнения истца.

В соответствии со ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Согласно пункту 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что требования истца о восстановлении на работе являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу ст. 394 ТК РФ при восстановлении на работе, подлежит выплате средний заработок за время вынужденного прогула, исчисленный в соответствии со ст. 139 ТК РФ.

Согласно справке Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 15 июня 2012 года средний заработок Бутовой Ю.В. за время вынужденного прогула, за период с 16 мая по 25 июня 2012 года, с учетом выплаченного ей выходного пособия, составляет <данные изъяты>

Поскольку, между сторонами отсутствует спор по размеру причитающегося истцу заработка за время вынужденного прогула, суд находит возможным взыскать с ответчика в пользу истца указанную сумму.

Истец просит взыскать с ответчика понесенные им судебные расходы, это затраты на услуги представителя в сумме <данные изъяты> рублей.

В силу ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Суд считает, что с ответчика в пользу истца необходимо взыскать судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей, данные затраты истца подтверждены представленными документами.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования Бутовой Юлии Валерьевны удовлетворить.

Признать Распоряжение Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» -рк от 14 мая 2012 года об увольнении Бутовой Юлии Валерьевны незаконным.

Восстановить Бутову Юлию Валерьевну в должности ведущего специалиста отдела по связям с общественностью и СМИ Управления организационной работы, связям с общественностью и СМИ Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» с 16 мая 2012 года.

Решение в части восстановления Бутовой Юлии Валерьевны на работе подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в пользу Бутовой Юлии Валерьевны средний заработок за время вынужденного прогула за период с 16 мая 2012 года по 25 июня 2012 года в сумме <данные изъяты>, судебные расходы в сумме <данные изъяты>.

Всего взыскать <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца с момента составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.

Председательствующий –

Мотивированное решение составлено 02 июля 2012 года.