Гражданское дело № 2-1119/2010
Р Е ШЕ Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 ноября 2010 года г. Нариманов
Наримановский районный суд Астраханской области в составе
председательствующего судьи Тризно И.Н.
при секретаре Курмангазиевой З.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Наримановского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования ... и администрации муниципального образования «...» и об обязании их совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Прокурор Наримановского района Астраханской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования ..., администрации муниципального образования «...» и об обязании их совершить определенные действия.
В обоснование своих требований прокурор указал на то, что по ... отсутствует наружное освещение. В темное время суток жители, в том числе и дети, которые возвращаются домой из учебных заведений ..., а также из СОШ .... вынуждены ходить по неосвещенной улице. Вместе с тем, администрации муниципальных образований «...» и «...», к ведению которых в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставами относится решение данного вопроса местного значения, каких-либо действенных мер по обеспечению надлежащего освещению улицы не предпринимают.
В судебном заседании прокурор Голубева Н.П. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования «...» Газизова З.М. заявленные требования не признала, пояснив, что организация освещения улиц в ... в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не входит в компетенцию и, соответственно, не является обязанностью МО «...». Возложение такой обязанности на администрацию района , повлечет нецелевое расходование денег из бюджета района, поскольку, этот вопрос должен решаться администрацией самого поселения.
В судебное заседание представитель администрации муниципального образования «...» не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражения относительно заявленных требований не представил.
В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя администрации муниципального образования «...».
Суд, выслушав прокурора, представителя администрации муниципального образования «...», исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно акту проверки, проведенной 16.09.2010 помощником прокурора Наримановского района ФИО1 в присутствии главы муниципального образования «...» ФИО2, в ... на ... расположено примерно 15 домов, имеются фонарные столбы, однако наружное освещение отсутствует. Данное обстоятельство сторонами в судебном заседании не оспорено. Таким образом, в судебном заседании установлено, что наружное освещение ... ... фактически не организовано.
В силу ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Статьей 132 Основного закона установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 закрепляет исчерпывающий перечень вопросов местного значения муниципальных образований по статусу, в том числе поселения, муниципального района, каждое их которых решает свой круг вопросов.
Перечень вопросов местного значения может устанавливаться и изменяться только законом об организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона организация освещения улиц является вопросом местного значения поселений.
Аналогичное положение содержится в п. 22 ст. 8 Устава муниципального образования «...».
Поскольку освещение ... ... органом местного самоуправления этого поселения – администрацией МО «...» не организовано, т.е. соответствующая обязанность, предусмотренная федеральным законом, администрацией муниципалитета должным образом не исполняется, следовательно, допускается незаконное бездействие, в связи с чем суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора в этой части и обязать администрацию указанного муниципалитета установить наружное освещение жилых домов по ....
Вместе с тем, суд не находит законных оснований для удовлетворения требований прокурора в части признания незаконным бездействия администрации МО «...», выразившегося в непринятии мер по обеспечению надлежащего освещения ..., а также об обязании администрации этого муниципального образования установить наружное освещение жилых домов по ....
Статьей 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», содержащей перечень вопросов местного значения муниципального района, организация освещения улиц не предусмотрена. Согласно Уставу муниципального образования «...» этот вопрос также не относится к полномочиям муниципалитета. Как указывалось выше, этот вопрос относится к компетенции органа местного самоуправления поселения – администрации МО «...».
Частью 4 той же статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, Федеральным законом произведено четкое разграничение вопросов местного значения по уровням муниципальных образований, каждое из которых при отсутствии соглашения о передаче части полномочий не только не обязано, но и не вправе решать вопросы местного значения других муниципальных образований.
Как пояснила в судебном заседании представитель администрации муниципального образования «...» Газизова З.М. соглашение о передаче муниципальным образованием «...» полномочий в части организации освещения улиц за счет межбюджетных трансфертов муниципальному району, не заключалось. Доказательств обратного сторонами не представлено.
Возложенная п. 4 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на муниципальные районы организация в границах района электроснабжения поселений подразумевает организацию подачи электроэнергии в муниципальные поселения (т.е до границ этих поселений), расположенные на территории муниципального района, обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для электроснабжения населения, относящегося к муниципальному имуществу муниципального района.
С учетом изложенного требования прокурора в части признания незаконным бездействия администрации МО «...», выразившегося в непринятии мер по обеспечению надлежащего освещения ..., а также об обязании администрации этого муниципального образования установить наружное освещение жилых домов по ..., удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 199, 198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Наримановского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования ... и администрации муниципального образования «...» и об обязании их совершить определенные действия – удовлетворить в части.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «...», выразившееся в непринятии мер по организации освещения улицы ....
Обязать администрацию муниципального образования «...» установить наружное освещение жилых домов по ....
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Мотивированное решение изготовлено 13 ноября 2010 года.
Судья И.Н. Тризно