1 июня 2011 года г. Астрахань Наримановский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Тризно И.Н., при секретаре Грачевой Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности, указав в обосновании заявления на следующие обстоятельства. Прокуратурой <адрес> с привлечением специалиста ОГПН <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории муниципального образования <адрес>, в ходе которой выявлен ряд нарушений требований указанного законодательства. Установлено, что администрацией муниципального образования <адрес> не созданы в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, к естественным водоисточникам не устроены подъезды с площадками с твердым покрытием, населенные пункты не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара, у пожарных водоисточников в сельских населенных пунктах и по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели, в сельских населенных пунктах отсутствуют пожарные мотопомпы, не осуществляется подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способом защиты и действиям в этих ситуациях, в населенных пунктах не выполнена зачистка территории от мусора, опавших листьев, сухой травы. Таким образом, администрацией МО <адрес> не исполняются требования законодательства о пожарной безопасности, что нарушает права неопределенного круга лиц и может повлечь причинение материального ущерба, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, в связи с чем прокурор <адрес> обратился в суд с указанным заявлением. Просил обязать администрацию МО <адрес> устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. В судебном заседании прокурор Фокина А.Д. поддержала заявленные требования, указав, что бездействие администрации МО <адрес> <адрес>, выразившиеся в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности, способствуют к тому, что в случае возникновения пожара со стороны администрации не могут быть приняты меры по его ликвидации, предотвращению нанесения материального вреда и людских потерь. Представитель администрации МО <адрес> Бахмутова В.Б. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что администрацией требования законодательства о пожарной безопасности исполняются, в <адрес> есть 4 пожарных гидранта, 1 гидрант установлен в <адрес>, осуществляется закачка воды в ер. <адрес> заключен договор на устройство площадок с твердым покрытием в целях подъезда к естественным источникам водоснабжения в селах <адрес> с населением проводится работа по разъяснению требований пожарной безопасности, установлены указатели у пожарных водоисточников (гидрантов и естественных водоемов) и по направлению движения к ним, на балансе администрации имеется пожарная мотопомпа, рядом с администрацией в <адрес> висит рельса, ударами по которой население может быть оповещено о пожаре, регулярно проводится работа по скосу камыша и другой травы, уборка мусора, кроме того, в Совет МО <адрес> главой администрации направлено письмо о выделении дополнительных средств на приобретение пяти мотопомп и звуковой пожарной сигнализации. Суд, выслушав прокурора и представителя администрации, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Согласно ст. 14 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения. В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В силу ст. 3 указанного Закона, система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правого, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожаром. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 19 Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов также относится оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. Согласно п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС № 313 от 18.06.2003 (ППБ 01-03) при наличии на территории объекта или вблизи его в радиусе 200 метров естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не мене 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах – на органы местного самоуправления). В соответствии с п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. В силу п. 90 Правил, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Согласно п. 3.1 Правил, сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушений должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) свыше 1000 не мене двух прицепных пожарных мотопомп. Согласно п. 21 Правил пожарной безопасности территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно отчищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы. В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способом защиты и действиям в этих ситуациях. Из акта № от 22.03.2011, составленного государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО5 по результатам проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории МО <адрес> выявлены нарушения, в частности: не созданы в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, к естественным водоисточникам не устроены подъезды с площадками с твердым покрытием, территории общего пользования сельских населенных пунктов не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара, не установлены указатели у пожарных водоисточников и по направлению движения к ним, отсутствуют пожарные мотопомпы, не осуществляется подготовка и содержание готовности необходимых сил и средств, для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способом защиты и действиям в этих ситуациях, не выполнена зачистка от мусора, опавших листьев, сухой травы. Аналогичные нарушения требований пожарной безопасности в деятельности администрации МО <адрес> выявлялись и в 2009 году, о чем свидетельствует акт № от 17.03.2009. По результатам проверок главе администрации МО <адрес> выданы предписания об устранении выявленных нарушений. Инспектор ОГПН ФИО7 в судебном заседании пояснил, что выявленные нарушения до настоящего времени не странены, имеющихся на территории населенных пунктов МО <адрес> источников пожарного водоснабжения недостаточно, гидранты есть только в <адрес> на центральной улице возле общественных зданий и в <адрес> на территории школы, берега ериков, расположенных вдоль жилых застроек, не имеют съездов к воде, звуковой сигнализации нет, имеется лишь одна мотопомпа на все муниципальное образование, таблички к водоисточникам (гидрантам) установлены лишь в <адрес>, территории общего пользования не оснащены противопожарным инвентарем, вместе с тем, во всех населенных пунктах произведена зачистка территории от мусора и травы. Прокурором <адрес> в адрес администрации МО <адрес> 12.04.2011 внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности. В судебном заседании также установлено, что требования законодательства о пожарной безопасности на территории муниципального образования <адрес> в полном объеме не исполняются. Так, на территории муниципального образования расположены 5 населенных пунктов: <адрес> и <адрес>. Пожарные гидранты установлены только в <адрес> и <адрес>. В селах <адрес> есть естественные водоисточники, которые, вместе с тем, не защищены от замерзания в зимний период, т.е. их круглогодичное использование может быть затруднено из-за погодных условий. Таким образом не во всех населенных пунктах созданы в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения. На балансе администрации МО <адрес> находится лишь одна мотопомпа, т.е. требование правил пожарной безопасности о том, что в каждом сельском населенном пункте должна быть одна (или более, в зависимости от количества хозяйств) пожарная мотопомпа, не соблюдается. Средства звуковой сигнализации в населенных пунктах муниципального образования <адрес> также отсутствуют, о чем свидетельствуют результаты проверок, проведенных органами пожарного надзора, и письмо главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости закупки 5 комплектов звуковой пожарной сигнализации и пожарных мотопомп. Не у всех пожарных водоисточников и по направлению движения к ним в сельских населенных пунктах МО <адрес> установлены надлежащие указатели, соответствующие требованиям Правил пожарной безопасности. Исследованные в судебном заседании фотографии свидетельствуют о том, что часть указателей нанесена краской на здания или столбы, что не соответствует требованиям п. 90 Правил. Доказательств оснащения территорий общего пользования населенных пунктов МО <адрес> первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем суду не представлено. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что до настоящего времени меры, направленные на устранение выявленных нарушений (создание в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, оснащение территорий общего пользования населенных пунктов первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем, в населенных пунктах установку средств звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара, установку у гидрантов и водоемов а также по направлению движения к ним соответствующих указателей, установку пожарных мотопомп, подготовку и содержание в готовности необходимых си и средств для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способом защиты и действиям в этих ситуациях) администрацией МО <адрес> не приняты. Вместе с тем, представитель администрации МО <адрес> в судебном заседании пояснила, что администрацией заключен договор на устройство площадок с твердым покрытием к естественным водоисточникам в населенных пунктах, проводится работа по зачистке территории населенных пунктов от мусора, сорной растительности. Эти обстоятельства подтвердил опрошенный в качестве свидетеля инспектор ОГПН ФИО8 кроме того, они подтверждаются договорами подряда на устройство площадок с твердым покрытием от ДД.ММ.ГГГГ, на производство работ по скосу сорной растительности от ДД.ММ.ГГГГ, трудовыми соглашениями на работы по вырубке камыша и актами приемки работ по ним, протоколами собраний жителей от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, распоряжениями главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, исследованными в судебном заседании. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО <адрес> в части отсутствия подъездов с площадками с твердым покрытием к естественным водоисточникам и невыполнения зачистки территории населенных пунктов от мусора, опавших листьев, сухой травы, удовлетворению не подлежат. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования <адрес>, выразившегося в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности, - удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно в том, что не созданы в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, населенные пункты не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара, у пожарных водоисточников в сельских населенных пунктах и по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели, в сельских населенных пунктах отсутствуют пожарные мотопомпы, не осуществляется подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств, для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях. Обязать администрацию муниципального образования <адрес> создать в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснастить населенные пункты первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара, установить в сельских населенных пунктах у пожарных водоисточников и по направлению движения к ним соответствующие указатели, установить в сельских населенных пунктах пожарные мотопомпы, осуществить подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 06.06.2011. Судья И.Н. Тризно