Решение по иску о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности



Гражданское дело № 2-485/2011РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

31 мая 2011 года г. Астрахань

Наримановский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Тризно И.Н.,

при секретаре Грачевой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного крага лиц к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности, указав в обосновании заявления на следующие обстоятельства. Прокуратурой <адрес> с привлечением специалиста отделения государственного пожарного надзора <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории администрации муниципального образования <адрес>, в ходе которой выявлены ряд нарушений требований указанного законодательства. Установлено, что администрацией муниципального образования <адрес> не созданы в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, не устроены подъезды с площадками с твердым покрытием, не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара, не установлены соответствующие указатели, отсутствуют пожарные мотопомпы, не осуществляется подготовка и содержание готовности необходимых сил и средств, для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способом защиты и действиям в этих ситуациях, не выполнена зачистка от мусора, опавших листьев, сухой травы..

Таким образом, администрацией <адрес> не исполняются требования законодательства о пожарной безопасности, что нарушает права неопределенного круга лиц и могут повлечь причинение материального ущерба, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, в связи с чем прокурор <адрес> обратился в суд с указанным заявлением. Просил обязать администрацию МО <адрес> устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.

В судебном заседании прокурор Голубева Н.П. поддержала заявленные требования, указав, что бездействие администрации МО <адрес>, выразившиеся в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности, способствуют к тому, что в случае возникновения пожара со стороны администрации не могут быть приняты меры по его ликвидации, предотвращению нанесения материального вреда и людских потерь.

Представитель администрации МО <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений не представил.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ст. 14 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В силу ст. 3 указанного Закона, система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правого, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожаром.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 19 Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов также относится оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

Согласно п. 94 Приказа МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) при наличии на территории объекта или вблизи его в радиусе 200 метров естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не мене 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах – на органы местного самоуправления).

В соответствии с п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС № 313, на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

В силу п. 90 Правил, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Согласно п. 3.1 Правил, сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушений должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) свыше 1000 не мене двух прицепных пожарных мотопомп.

Согласно п. 21 Правил пожарной безопасности территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно отчищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способом защиты и действиям в этих ситуациях.

Из акта от 23.03.2011, составленного государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО3 по результатам проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории МО <адрес> выявлены нарушения, в частности: не созданы в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, не устроены подъезды с площадками с твердым покрытием, территории населенных пунктов не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара, не установлены указатели у пожарных водоисточников и по направлению движения к ним, отсутствуют пожарные мотопомпы, не осуществляется подготовка и содержание готовности необходимых сил и средств, для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способом защиты и действиям в этих ситуациях, не выполнена зачистка от мусора, опавших листьев, сухой травы.

Аналогичные нарушения требований пожарной безопасности в деятельности администрации МО <адрес> выявлены и в 2009 году, о чем свидетельствует акт от 12.03.2009.

Прокурором <адрес> в адрес администрации МО <адрес> внесено представление с требование устранить выявленные нарушения.

До настоящего времени меры, направленные на устранение выявленных нарушений в сфере пожарной безопасности администрацией МО <адрес> не приняты.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором <адрес> требования о признании бездействия администрации МО <адрес> выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, и об обязании провести соответствующие мероприятия, подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с этим с администрации МО <адрес> должна быть взыскана в доход государства государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования <адрес> выразившегося в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно в том, что не созданы в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, к естественным или искусственным водоисточникам не устроены подъезды с площадками с твердым покрытием, населенные пункты не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара, у водоисточников и по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели, отсутствуют пожарные мотопомпы, не осуществляется подготовка и содержание готовности необходимых сил и средств, для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способом защиты и действиям в этих ситуациях, не выполнена зачистка территории от мусора, опавших листьев, сухой травы.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> создать в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, устроить к естественным или искусственным водоисточникам подъезды с площадками с твердым покрытием, оснастить населенные пункты первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара, установить у водоисточников и по направлению движения к ним соответствующие указатели, установить пожарные мотопомпы, осуществить подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Взыскать с администрации муниципального образования <адрес> в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03.06.2011.

Судья И.Н. Тризно