Гражданское дело № 2-394/2011 ЗАОЧНОЕ Р Е ШЕ Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 мая 2011 года г. Астрахань Наримановский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Тризно И.Н. при секретаре Грачёвой Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <данные изъяты>, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ, у с т а н о в и л: <данные изъяты> прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ, с иском о приостановлении деятельности индивидуального предпринимателя Шерстнева С.В. по использованию под товарное рыбоводство федеральных водных объектов – <адрес> до получения права на использование рыбопромыслового участка, сформированного в установленном законом прядке органом исполнительной власти <адрес>. В обоснование своих требований прокурор указал на то, что в связи с поступившим обращением жителей муниципального образования <данные изъяты> межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства индивидуальным предпринимателем Шерстневым С.В., осуществляющим деятельность по рыборазведению. В ходе проверки установлено, что для осуществления данной деятельности Шерстневым С.В. используются федеральные водные объекты – <адрес> По заключению специалистов <адрес> указанные водные объекты имеют гидравлическую связь с рекой <адрес> в период весеннего паводка. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ИП Шерстневу С.В. была выдана лицензия на использование вышеуказанных водных объектов под рыборазведение и заключен договор на водопользование, срок действия истек ДД.ММ.ГГГГ Несмотря на истечение сроков действия разрешительных документов, Шерстневым данные <адрес> продолжают использоваться под товарное рыбоводство. На момент прокурорской проверки на <адрес> для осуществления деятельности по товарному рыбоводству Шерстневым реконструирована и используется ГТС – земляная дамба длиной 400 метров с металической трубой в её теле диаметром 1000 мм (1куб.м/сек), которая по заключению специалистов Службы природопользования и охраны окружающей среды <адрес> не обеспечивает необходимый объем пропуска воды (20-30 куб. м/сек.) в зону западных подстепных ильмененй. На <адрес> ответчиком возведено ГТС-земляная дамба длиной 30-40 метров, в теле которой проложены две металлические трубы диаметром 500 мм. и 1000 мм. Данные водопропускные устройства также не обеспечивают необходимый объем пропуска паводковых вод в период половодья. На прибрежных территориях <адрес> (западная часть) ответчиком в целях рыборазведения возведены хозяйственные постройки, смонтированы ЛЭП. Использование водных объектов под товарное рыбоводство Шерстневым осуществляется незаконно, без сформированного в установленном законом порядке рыбопромыслового участка, без определения его границ с учетом предложений научно-исследовательских организаций, федеральных государственных учреждений Росрыболовства и специально-уполномоченных территориальных органов в области рыболовства и охраны окружающей среды. В нарушение требований природоохранного законодательства Шерстневым С.В. не приняты меры по оформлению разрешительных документов на использование водного объекта (рыбопромыслового участка), федеральные водные ресурсы и водные билогические ресурсы используются незаконно, возведенные на водных объектах земляные дамбы с целью осуществления на ильменях товарного рыбоводства препятствуют пропуску паводковых вод в зону западных подстепных ильменей, что может привести к деградации федеральных водных объектов и истощению рыбных запасов, чем нарушаются права собственника – Росийской Федерации. Деятельность Шерстнева С.В. нарушает экологические требования и является экологически непредсказуемой, поскольку органами государственной власти <адрес> при участии федеральных органов государственной власти в области рыболовства и охраны окружающей среды не определены границы рыбопромыслового участка в пределах рыбохозяйственного водного объекта, не получено необходимого научного обоснования о возможности использования федерального водного объекта либо его части для целей товарного рыболовства, не учтены принципы приоритетного сохранения водных биологических ресурсов по отношению к их использованию. Шерстневым С.В. не выполняются мероприятия по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания. В судебном заседании старший помощник <данные изъяты> прокурора Завадина О.А. уточнила исковые требования и просила суд приостановить деятельность индивидуального предпринимателя Шерстнева С.В. по использованию под товарное рыбоводство федеральных водных объектов – ильменя <адрес> и ильменя <адрес> (западная часть) <адрес> до получения права на использование рыбопромыслового участка, сформированного в установленном законом порядке органом исполнительной власти <адрес> в целях предупреждения причинения вреда федеральным водным объектам, рыбным запасам. В судебное заседание ответчик Шерстнев С.В. не явился, о дне судебного заседания извещен, о причинах неявки суду не сообщил. В судебное заседание представитель третьего лица – Службы природопользования и охраны окружающей среды <адрес> не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, возражения относительно исковых требований не представил. В судебное заседание представитель Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства не явился, извещен надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил, возражения относительно исковых требований не представил. Выслушав старшего помощника Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Завадину О.А.., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушеним. Согласно ст. 1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» под товарным рыбоводством понимается предпринимательская деятельность по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, водных биоресурсов, в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, их добыче (вылову) с последующей реализацией уловов водных биоресурсов. В соответствии со ст. 18 указанного ФЗ товарное рыбоводство осуществляется в пределах сформированного рыбопромыслового участка, границы которого определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. В силу требований п. 2,4,5 «Порядка определения границ рыбопромысловых участков», утвержденного Приказом Федерального агентства по рыболовству от 22.04.2009 № 338, зарегистрированного в Минюсте РФ от 02.07.2009 № 14196, рыбопромысловый участок формируется в определенных границах для осуществления товарного рыбоводства. Границы рыбопромыслового участка устанавливаются в пределах акватории водного объекта рыбохозяйственного значения или её части. Определение границ рыбопромысловых участков осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ с учетом предложений научно-исследовательских организаций и (или) федеральных государственных учреждений – по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов (бассейновые управления), находящихся в ведении Росрыболовства, территориальных управлений Росрыболовства, при участии территориальных органов других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований и общественных объединений. В соответствии с ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Поверхностные и подземные воды в силу ст. 4 указанного Закона подлежат охране от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты в соответствии со ст. 3 Кодекса основываются на следующих принципах: 1) значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте, как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; 2) целевое использование водных объектов - водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей. Аналогичные принципы закреплены в ст. 2 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», согласно которым определяется учет значения водных биоресурсов как основы жизни деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных ресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, сохраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы; приоритете сохранения водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов; установление дифференцированного правового режима водных биоресурсов, согласно которому при определении правового режима указанных водных биоресурсов должно учитываться их биологические особенности, экономическое значение, доступность для использования и другие факторы; предоставление в пользование водных биоресурсов гласно и открыто, согласно которому информация о таком предоставлении, в том числе о распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов между лицами, у которых возникает право на добычу (вылов) указанных водных биоресурсов, общедоступна; платность использования водных биоресурсов, согласно которому любое использование указанных водных биоресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Согласно ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), равно как в силу требований ст. 10 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биоресурсы также находятся в федеральной собственности. Эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среды, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Судом установлено, что индивидуальный предприниматель Шерстнев С.В., несмотря на истечение сроков действия разрешительных документов, продолжает использовать водные объекты – ильмени <адрес> и <адрес> на территории <адрес> под товарное рыбоводство. Данный факт подтверждается материалами проверки, проведенной <данные изъяты> Согласно договору пользования водными объектами от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> предоставило Шерстневу С.В. для рыборазведения: ильмень «<адрес> и <адрес> - западная тупиковая часть в границах <адрес>, срок действия договора – до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ индивидуальному предпринимателю Шерстневу С.В. выдана лицензия на водопользование серии АСТ № на использование ильменей <адрес> и <адрес> (западная тупиковая часть) в границах <адрес> под рыборазведение. Срок действия до ДД.ММ.ГГГГ. В письменных объяснениях Шерстнев С.В. подтвердил использование ильменей <адрес> и <адрес> на территории <адрес> под товарное рыбоводство по истечении сроков действия лицензии и договора. Согласно сообщению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ разрешительные документы на право пользования ильменями <адрес>, <адрес> в <данные изъяты>. Срок действия лицензии АСТ № на водопользование, выданной индивидуальному предпринимателю Шерстневу С.В. на использование ильменей <адрес> и <адрес> под рыборазведение, истек ДД.ММ.ГГГГ. Из справки, составленной специалистами отдела водных ресурсов службы природопользования и охраны окружающей среды ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на ильмене <адрес> имеется земляная дамба длиной 400 м с металлической трубой в теле дамбы диаметром 1000 мм (1 куб.м/сек), которая не обеспечивает необходимый объем пропуска воды (20-30 куб.м/сек) в период половодья в западную часть ильменя <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>. На момент обследования труба перекрыта затвором. Далее по водному тракту на протоке между ильменями <адрес> и <адрес> находится земляная дамба длиной 30-40 м, в теле дамбы проложены металлическая труба диаметром 500 мм и труба диаметром 1000 мм, расположенная на более высокой отметке. Данное водопропускное сооружение не обеспечивает необходимый объем пропуска воды (20-30 куб.м/сек) в период половодья в ильмени <адрес> и <адрес>. Между ильменями <адрес> и <адрес> имеется «глухая» земляная дамба длиной 20-30 м, служащая для проезда транспортных средств, препятствующая поступлению воды в ильмень <адрес>, что является нарушением естественного гидрологического режима на территории западных подстепных ильменей. Между ильменями <адрес> и <адрес> имеется земляная дамба с железобетонной трубой диаметром 1000 мм (1 куб.м/сек.) в теле дамбы, ограничивающей объем поступления воды из ильменя <адрес> в ильмень <адрес>. Западная часть ильменя <адрес>, ильмень <адрес> были предоставлены для рыбоводства в пользование крестьянско-фермерскому хозяйству Шерстнева на основании лицензии, срок действия которой истек 15.06.2010. На момент обследования выявлен факт использования водных объектов под рыборазведение, ильмень <адрес> полностью осушен. Все обследованные ильмени находятся в гидрологической связи с <адрес>. Заполнение ильменей водой осуществляется один раз в год, в период весеннего половодья, и гидротехнические сооружения, расположенные на данных водотоках препятствуют поступлению необходимого объема воды в западные подстепные ильмени, что является нарушением естественного гидрологического режима существующих водных объектов. Согласно справке, составленной ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом-экспертом отдела по контролю и надзору за средой обитания водных биоресурсов <данные изъяты>, в результате обследования ильменя <адрес> (западная часть), <адрес> и гидротехнических сооружений на них установлено, что ильмень <адрес> полностью осушен, на прибрежных территориях ильменей <адрес> (западная часть) для ведения рыбоводства возведены хозяйственные постройки, подведены ЛЭП. На обследованных водоемах возведены гидротехнические сооружения (земляные дамбы с водопропускными устройствами). Ильмень <адрес> (западная часть) отделена от ильменя <адрес> земляной дамбой протяженностью 200 м с гидросооружением типа «монах» диаметром 1,0 м закрытым шандорами. Ильмень <адрес> и ильмень <адрес> разделяет земляная дамба длиной 30 м, в тело которой уложены на разных уровнях две трубы диаметром 0,5 м и 1,0 м. На момент обследования уровень воды водоемах намного ниже отметок земли, где расположены гидросооружения. Обследованные объекты имеют гидравлическую связь с <адрес> через ерик <адрес> только в период паводка, степень залития и рыбохозяйственная значимость напрямую зависит от объемов весенних попусков воды и продолжительности половодья. Аналогичные результаты были получены при обследовании указанных водных объектов в ДД.ММ.ГГГГ (акт обследования зоны западных подстепных ильменей на территории МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжат причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность лишь в случае, если её приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Учитывая то, что деятельность индивидуального предпринимателя Шерстнева С.В. по использованию федеральных водных объектов – ильменя <адрес> и ильменя <адрес> (западная часть) <адрес> угрожает вредом водным объектам, а также рыбным запасам, суд считает необходимым приостановить такую деятельность до получения Шерстневым С.В. права на использование рыбопромыслового участка, сформированного в установленном законом порядке. Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Астраханского межрайонного природоохранного в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования <данные изъяты> прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ, - удовлетворить. Приостановить деятельность индивидуального предпринимателя Шерстнева С.В. по использованию под товарное рыбоводство федеральных водных объектов – ильменя <адрес> и ильменя <адрес> (западная часть) <адрес> до получения права на использование рыбопромыслового участка, сформированного в установленном законом порядке. Шерстнев С.В. вправе подать в Наримановский районный суд Астраханской области заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2011 года. Судья И.Н. Тризно