Решение о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности и устранении выявленных нарушений



№ 2-490/2011РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

3 июня 2011 г. г. Нариманов

Наримановский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Торчинской С.М.,

при секретаре Герасимовой М.В.,

с участием:

представителя заявителя – старшего помощника прокурора <адрес> Покусаева С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес> о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности и устранении выявленных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес> о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности и устранении выявленных нарушений, указав в обоснование заявления на следующие обстоятельства.

Прокуратурой <данные изъяты> с привлечением специалиста отделения государственного пожарного надзора <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на территории муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес>, в ходе которой были выявлены нарушения требований указанного законодательства. В ходе данной проверки установлено, что администрацией муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> не созданы в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, не устроены подъезды с площадками с твердым покрытием, территория общего пользования не оснащена первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем, отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара, не установлены соответствующие указатели, отсутствуют пожарные мотопомпы, не осуществляется подготовка и содержание готовности необходимых сил и средств, для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способом защиты и действиям в этих ситуациях, не выполнена зачистка от сухого камыша территории, прилегающей к постройкам, расположенных на береговой линии ильменей.

Таким образом, администрацией муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> не исполняются требования законодательства о пожарной безопасности на территории муниципального образования, что нарушает права неопределенного круга лиц и может повлечь причинение материального ущерба, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, в связи с чем прокурор <адрес> обратился в суд с указанным заявлением и просил обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.

В судебном заседании представитель заявителя Покусаев С.А. поддержал заявленные прокурором района требования, указав, что на территории муниципального образования неоднократно проводились проверки, но до настоящего времени выявленные нарушения не устранены. Бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес>, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности, способствуют тому, что в случае возникновения пожара администрация не сможет принять меры по его ликвидации, предотвращению нанесения материального вреда и людских потерь.

Представитель администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.

В своём отзыве на заявленные требования администрация муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> указала, что бюджет муниципального образования является дотационным, однако на территории муниципального образования имеются пожарные съезды для забора воды из естественного источника (ильменя «<данные изъяты>»), по мере необходимости углубляются водозаборные каналы, площадки расчищены и выровнены бульдозером. С 2001 г. действует пожарная часть , которая занимается профилактикой и тушением пожаров в селах <адрес>, сотрудники которой проводят подворные обходы и проводят разъяснительную работу совместно с работниками администрации. В апреле проводится месячник пожарной безопасности, в ходе которой проводится уборка территории от мусора и сухого камыша, а в период половодья проводится обкос камышовых зарослей. В 2010г. в Доме культуры <адрес> установлена пожарная сигнализация, и в 2011г. запланирована установка пожарной сигнализации в Доме культуры <адрес>. В учреждениях ежегодно проводятся инвентаризация пожарного инвентаря, перезарядка и заправка огнетушителей, обучение мерам пожарной безопасности руководителей и сторожей. В целях оповещения населения на случай пожара и чрезвычайной ситуации имеется договорённость с мечетью <адрес> об использовании для оповещения населения громкоговорящего устройства. Указатели направления движения и расстояния до пожарного съезда установлены самодельные, без использования светоотражающих покрытий.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 1 Федерального закона №69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В силу ст. 3 указанного Закона, система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правого, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожаром.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 19 данного Закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов также относится оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

Согласно п. 94 Приказа МЧС РФ №313 от 18.06.2003 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), при наличии на территории объекта или вблизи его в радиусе 200 метров естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не мене 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах – на органы местного самоуправления).

В соответствии с п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС №313 от 18.06.2003, на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

В силу п. 90 указанных Правил, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Согласно п. 3.1 данных Правил, сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушений должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) свыше 1000 не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

Согласно п. 21 Правил пожарной безопасности, территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно отчищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.

Несмотря на возражения администрации, из акта №66 от 30.03.2011, составленного государственным инспектором по пожарному надзору по <адрес> ОГПН пол <адрес> УНД Главного управления МЧС России по <адрес> ФИО3 по результатам проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> с участием представителя администрации выявлены нарушения, в частности: не созданы в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, к естественным водоисточникам не устроены подъезды с площадками с твердым покрытием, территории населенных пунктов не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара, не установлены указатели у пожарных водоисточников и по направлению движения к ним, отсутствуют пожарные мотопомпы, не осуществляется подготовка и содержание готовности необходимых сил и средств, для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способом защиты и действиям в этих ситуациях, не выполнена зачистка от сухого камыша.

Аналогичные нарушения требований пожарной безопасности в деятельности администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> выявлялись и ранее в 2009 г., о чем свидетельствует акт № 35 от 20.03.2009.

Прокурором <данные изъяты> 12.04.2011 в адрес администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> внесено представление с требованием устранения выявленных нарушений.

До настоящего времени меры, направленные на устранение выявленных нарушений в сфере пожарной безопасности администрацией муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес>, по мнению суда, не приняты.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором <адрес> требования о признании бездействия администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес>, выразившегося в непринятии надлежащих мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, и об обязании провести соответствующие мероприятия, подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с этим с администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> должна быть взыскана в доход государства государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности и устранении выявленных нарушений, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес>, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно в том, что не созданы в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, к естественным водоисточникам не устроены подъезды с площадками с твердым покрытием, населенные пункты не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара, у пожарных водоисточников в сельских населенных пунктах и по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели, в сельских населенных пунктах отсутствуют пожарные мотопомпы, не осуществляется подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств, для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способом защиты и действиям в этих ситуациях, в населенных пунктах не выполнена зачистка территории от сухого камыша.

Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> создать в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, устроить к естественным водоисточникам, расположенным на территории населенных пунктов и вблизи их, подъезды с площадками с твердым покрытием, оснастить населенные пункты первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара, установить в сельских населенных пунктах у пожарных водоисточников и по направлению движения к ним соответствующие указатели, установить в сельских населенных пунктах пожарные мотопомпы, осуществить подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способом защиты и действиям в этих ситуациях, произвести зачистку территорию от сухого камыша.

Взыскать с администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» в доход государства государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья С.М. Торчинская

Мотивированное решение изготовлено 8.06.2011.

Судья С.М. Торчинская