Решение о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности и устранении выявленных нарушений



№ 2-533/2011РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

9 июня 2011 г. г. Нариманов

Наримановский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Торчинской С.М.,

при секретаре Герасимовой М.В.,

с участием:

представителя заявителя – помощника прокурора <адрес> Кононенко В.Е.,

представителя заявителя – Пономаревой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес> о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности и устранении выявленных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес> о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности и устранении выявленных нарушений, указав в обоснование заявления на следующие обстоятельства.

Прокуратурой <данные изъяты> с привлечением специалиста отделения государственного пожарного надзора <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на территории муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес>, в ходе которой были выявлены нарушения требований указанного законодательства. В ходе данной проверки установлено, что администрацией муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес> не созданы в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, не устроены подъезды с площадками с твердым покрытием, территория общего пользования не оснащена первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем, отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара, не установлены соответствующие указатели.

Таким образом, администрацией муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес> не исполняются требования законодательства о пожарной безопасности на территории муниципального образования, что нарушает права неопределенного круга лиц и может повлечь причинение материального ущерба, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, в связи с чем прокурор <адрес> обратился в суд с указанным заявлением и просил обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес> устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.

В судебном заседании представитель заявителя Кононенко В.Е. поддержал заявленные прокурором района требования, указав, что на территории муниципального образования неоднократно проводились проверки, но до настоящего времени выявленные нарушения не устранены. Бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес>, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности, способствуют тому, что в случае возникновения пожара администрация не сможет принять меры по его ликвидации, предотвращению нанесения материального вреда и людских потерь.

Представитель администрации муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес> Пономарева И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями, пояснив, что выявленные в ходе проверки нарушения они устраняют. Требования пожарной безопасности в части создания в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения и устройство подъездов с площадками с твердым покрытием не относятся к городским поселениям, поскольку на территории города установлены гидранты. Территория общего пользования оснащена первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем для чего ими были закуплены противопожарные щиты. Средства звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара не устанавливаются на территории городских поселений. Соответствующие указатели уже изготовлены и будут установлены. В связи с данными обстоятельствами она просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.

Согласно ст. 1 Федерального закона №69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В силу ст. 3 указанного Закона, система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правого, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожаром.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 7 Устава муниципального образования «<данные изъяты>», к вопросам местного значения <данные изъяты> относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города.

Из документов, составленных государственным инспектором по пожарному надзору по <адрес> ОГПН по <адрес> УНД Главного управления МЧС России по <адрес> ФИО4 по результатам проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес> были выявлены нарушения, в частности: не созданы в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, к естественным водоисточникам не устроены подъезды с площадками с твердым покрытием, территории населенных пунктов не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара, не установлены указатели у пожарных водоисточников и по направлению движения к ним.

В соответствии с п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС №313 от 18.06.2003, на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Таким образом, муниципальное образование «<данные изъяты>» не является сельским населенным пунктом, в связи с чем на него не распространяются требования пожарной безопасности, предусмотренные п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС №313 от 18.06.2003.

Согласно п. 94 Приказа МЧС РФ №313 от 18.06.2003 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), при наличии на территории объекта или вблизи его в радиусе 200 метров естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не мене 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах – на органы местного самоуправления).

Данные требования являются общими, в связи с чем суд полагает, что создание условий для забора воды из источников наружного водоснабжения находится в ведении муниципального образования «<данные изъяты>».

В силу п. 90 указанных Правил, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что администрацией приобретены указатели пожарных гидрантов и в настоящее время решается вопрос об их установлении. Также ими приобретены пожарные щиты, однако они в настоящее время не могут представить акт об их установлении. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что поскольку данные нарушения имеют место, они должны быть устранены.

Аналогичные нарушения требований пожарной безопасности в деятельности администрации муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес> выявлялись и ранее в 2009 году, о чем свидетельствует предписание №35 от 19.03.2009.

2.04.2011 в адрес администрации муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес> внесено предписание по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

До настоящего времени надлежащие меры, направленные на устранение выявленных нарушений в сфере пожарной безопасности администрацией муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес>, по мнению суда, не приняты.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором <адрес> требования о признании бездействия администрации муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес>, выразившегося в непринятии надлежащих мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, и об обязании провести соответствующие мероприятия, подлежат удовлетворению частично.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с этим с администрации муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес> должна быть взыскана в доход государства государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес> о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности и устранении выявленных нарушений, - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес>, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно в том, что не созданы в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, к естественным водоисточникам не устроены подъезды с площадками с твердым покрытием, населенные пункты не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, у пожарных водоисточников и по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели.

Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес> создать в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, устроить подъезды с площадками с твердым покрытием к естественным водоисточникам, оснастить населенный пункт первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, у пожарных водоисточников и по направлению движения к ним установить соответствующие указатели.

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с администрации муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес> в доход государства государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья С.М. Торчинская

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья С.М. Торчинская