№ 2-299/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 апреля 2011 г. г. Нариманов Наримановский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Торчинской С.М., при секретаре Мухажиновой Д.А., с участием истца Лисунова А.В., представителя ответчика Макашевой З.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лисунова А.В. к администрации муниципального образования <данные изъяты> о восстановлении нарушенного права, УСТАНОВИЛ: Лисунов А.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования <данные изъяты> о восстановлении его нарушенного права, указав в его обоснование на следующие обстоятельства. В ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования <данные изъяты> был поставлен на учёт на улучшение жилищно-бытовых условий на основании его заявления. По истечении полутора лет администрацией муниципального образования <данные изъяты> было принято постановление за № от 7.10.2010 о снятии его с данного учёта, с которым он не согласен. Согласно договору передачи жилья в собственность за № от ДД.ММ.ГГГГ он является собственником ? доли <адрес> в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрировал брак и его жена – ФИО3 в приватизации ранее участие не принимала, своего жилья не имеет и в настоящее время беременна. В настоящее время они проживают в вышеуказанном жилом помещении, в котором помимо них проживают его родители, сестра и племянник. Он является ветераном боевых действий и в соответствии с ФЗ «О ветеранах» ему предоставлены льготы первоочередного бесплатного предоставления жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Кроме того, в соответствии с Законом Астраханской области «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» от 28.09.2006, он со своей семьёй не укладывается в нормы предоставления жилой площади. В связи с изложенным он просил суд восстановить его нарушенное право по постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищно-бытовых условий по месту жительства с момента первоначальной постановки на учёт, признав постановление администрации муниципального образования <данные изъяты> № от 7.10.2010. Впоследствии истец уточнил заявленные исковые требования и просил восстановить его нарушенное право по постановке на учёт в качестве нуждающегося с момента изменения его семейного положения, то есть с момента рождения ребенка. Ответчик с предъявленными требованиями не согласился и в своём отзыве указал, что истец незаконно был признан нуждающимся в улучшении жилищно-бытовых условий по вине должностных лиц администрации. Постановлением Главы МО <данные изъяты> от 10.01.2007 установлена учётная норма площади жилого помещения для принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в размере 12 кв.м. общей площади. При постановке на учёт в качестве нуждающихся семьи Лисуновых на каждого члена семьи из <данные изъяты> человек приходилось и в настоящее время приходится <данные изъяты> кв.м. общей площади, занимаемого ими жилого помещения, в связи с чем оснований для постановки его на учет не имеется. В судебном заседании истец Лисунов А.В. поддержал уточненные исковые требования и просил их удовлетворить. Представитель ответчика – администрации муниципального образования <данные изъяты> Макашева З.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных Лисуновым А.В. исковых требований пояснив, что, несмотря на изменение семейного положения истца, на каждого члена их семьи приходится больше учетной нормы площади жилого помещения, установленной на территории поселения для учета граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Представитель привлечённого к участию в деле в качестве третьего лица - <данные изъяты>, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился и возражений на заявленные требования не представил. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего кодекса категории граждан, которые могут быть признанны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанных орган по месту своего жительства. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ, Согласно ст. 10 Закона Астраханской области от 10.10.2006 №75/2006-ОЗ (ред. от 29.06.2010) "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области" принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления по месту жительства (далее - орган местного самоуправления) на основании установленной в данном муниципальном образовании учетной нормы площади жилого помещения. Статьей 2 Закона Астраханской области от 30.12.2005 № 91/2005-ОЗ (ред. от 05.06.2006) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда" учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - граждан), носит заявительный характер и осуществляется по месту жительства на основании установленной органами местного самоуправления учетной нормы площади жилого помещения. В соответствии с Постановлением главы администрации муниципального образования <данные изъяты> № от 7.10.2010, в связи с превышением учётной нормы площади жилого помещения Лисунов А.В. был исключен из списка граждан, состоящих на учёте в администрации муниципального образования <данные изъяты> на улучшение жилищно-бытовых условий. Согласно представленному удостоверению серии №, истец пользуется льготами, установленными п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах». В соответствии с регистрационным удостоверением №, выданным БТИ <адрес> 26.05.1998, договором передачи № от 14.01.1998, постановлением администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, актом № от ДД.ММ.ГГГГ Лисунов А.В. является собственником ? доли <адрес> в <адрес>. Согласно свидетельству серии №, истец ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал брак с ФИО5 и ей присвоена фамилия ФИО3. Согласно сведениям ФГУП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ собственности за ФИО3 не значится и в приватизации она не участвовала. Из представленной суду домовой книги для прописки граждан, проживающих в <адрес> следует, что в настоящее время на данной жилой площади зарегистрированы и проживают: ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО1, ФИО3, ФИО10. Из представленного суду свидетельства о регистрации по месту жительства № также следует, что ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрирован по вышеуказанному адресу. Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен ст. 51 Жилищного кодекса РФ и п.2 ч. 1 данной нормы установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Таким образом, Лисунов А.В., являясь собственником жилого помещения при определенных обстоятельствах может быть признан нуждающимся в жилом помещении. Часть 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 ЖК РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности. В судебном заседании установлено что истец и его семья занимают жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Из представленных суду документов следует, что общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> Для постановки на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении необходимо, чтобы доля каждого прописанного в квартире была меньше учетной нормы. Постановлением главы МО <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, установлена учётная норма площади жилого помещения для принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по муниципальному образованию <данные изъяты> - 12 кв.м. общей площади. Согласно Решению Совета муниципального образования <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ на территории данного муниципального образования была установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения) в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. В вышеуказанной квартире постоянно зарегистрировано <данные изъяты> человек. На каждого постоянно зарегистрированного жильца приходится 10,86 кв. м <данные изъяты> общей площади, что является менее учетной нормы, установленной на территории муниципального образования. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В судебном заседании установлено, что у семьи Лисунова вышеуказанное жилое помещение является единственным, в связи с чем доводы представителя ответчика о том, что при определении уровня обеспеченности дополнительно должна учитываться и принадлежащая Лисунову на праве собственности доля в данном жилом помещении являются не обоснованными. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Лисунов А.В. нуждается в улучшении жилищных условий в связи с чем подлежит постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с момента изменения его семейного положения. Государственная пошлина, уплаченная им при подаче искового заявления, подлежит возврату. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Лисунова А.В. - удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> поставить Лисунова А.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с администрации муниципального образования <данные изъяты> в пользу Лисунова А.В. в возврат госпошлины <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения. Судья С.М. Торчинская