24 июня 2011 г. г. Нариманов Наримановский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Торчинской С.М., при секретаре Герасимовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> о признании нормативного правового акта недействующим в части, УСТАНОВИЛ: Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим в части, указав в обоснование заявления на следующие обстоятельства. Решением Совета муниципального образования «Наримановский район» №22 от 06.05.2008 принят Устав муниципального образования в новой редакции. Проверка законности и обоснованности Устава выявила положения, не соответствующие требованиям федерального законодательства. В нарушение п. 8.2 ст.171 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в Уставе муниципального образования не закреплены полномочия по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Часть 3 ст. 9 Устава муниципального образования «Наримановский район» не соответствует ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», поскольку в ней не указано, что соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за не исполнение соглашений. Согласно ч. 2 ст. 10 Устава муниципального образования «Наримановский район» органы местного управления вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесены к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Астраханской области только за счет собственных доходов бюджета муниципального образования «Наримановский район» за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Астраханкой области, в то время как ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» указано, что за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. В нарушение Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», с изменениями, внесенными в него Федеральным законом №365-ФЗ от 27.12.2009, ч.2 ст. 10 Устава муниципального образования «Наримановский район» предусматривает право на участие в организации и финансировании проведения на территории муниципального района общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиск работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. В ст. 35 Устава муниципального образования «Наримановский район» в нарушение ст. 35 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» не установлено обязательность направления нормативных правовых актов в течение десяти дней с момента принятия. В нарушение ч. 16 ст. 35 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», которая предусматривает прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случаях, установленных данной частью, однако ст. 36 Устава муниципального образования «Наримановский район» предусматривает лишь возможность досрочного прекращения полномочий совета при наступлении соответствующих правовых оснований. В нарушение ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», устанавливающих случаи досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, ч. 12 ст. 37 Устава муниципального образования «Наримановский район» устанавливает случаи прекращения в иных случаях лишь установленных вышеуказанным Федеральным законом. Уставом муниципального образования «Наримановский район» не предусмотрены положения ч.4 ст.44 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», касающиеся изменений и дополнений, которые вносятся в целях приведения устава муниципального образование в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. В ч. 6 ст. 70 Устава муниципального образования «Наримановский район» срок вступления в силу муниципальных правовых актов указан в нарушение ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». В силу ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, в то время когда в ст. 28 Устава муниципального образования «Наримановский район» речь идёт о муниципальных предприятиях и учреждениях. 15.03.2011 по указанным основаниям прокурором района внесен протест на вышеуказанные положения Устава муниципального образования «Наримановский район», однако до настоящего времени Устав в соответствие с действующим законодательством не приведен. В судебном заседании прокурор Покусаев С.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении, признав недействующим с 15.03.2011. Представитель муниципального образования «Наримановский район» Бадмаева А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявления не возражала, указав, что проект Устава муниципального образования «Наримановский район» в новой редакции подготовлен, и проходит согласование со структурными подразделениями администрации и Советом муниципального образования «Наримановский район». Выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу п.8.2 ст. 17 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Однако действительно данное положение в Уставе муниципального образования «Наримановский район» не закреплено. Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. В то время, как часть 3 ст. 9 Устава муниципального образования «Наримановский район» не соответствует, поскольку в ней не указано, что соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за не исполнение соглашений. Из ч. 2 ст. 10 Устава муниципального образования «Наримановский район» следует, что органы местного управления вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесены к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Астраханской области только за счет собственных доходов бюджета муниципального образования «Наримановский район» за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Астраханкой области, в то время как ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» указано, что за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. В нарушение Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», с изменениями, внесенными в него Федеральным законом №365-ФЗ от 27.12.2009, ч.2 ст. 10 Устава муниципального образования «Наримановский район» предусматривает право на участие в организации и финансировании проведения на территории муниципального района общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиск работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. В ст. 35 Устава муниципального образования «Наримановский район» в нарушение ст. 35 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» не установлено обязательность направления нормативных правовых актов в течение десяти дней с момента принятия. Также в нарушение ч. 16 ст. 35 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», которая предусматривает прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случаях, установленных данной частью, однако ст. 36 Устава муниципального образования «Наримановский район» предусматривает лишь возможность досрочного прекращения полномочий совета при наступлении соответствующих правовых оснований. В нарушение ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», устанавливающих случаи досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, ч. 12 ст. 37 Устава муниципального образования «Наримановский район» устанавливает случаи прекращения в иных случаях лишь установленных вышеуказанным Федеральным законом. Уставом муниципального образования «Наримановский район» не предусмотрены положения ч.4 ст.44 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», касающиеся изменений и дополнений, которые вносятся в целях приведения устава муниципального образование в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. В ч. 6 ст. 70 Устава муниципального образования «Наримановский район» срок вступления в силу муниципальных правовых актов указан в нарушение ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», которым предусмотрено, что проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. В силу ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, в то время когда в ст. 28 Устава муниципального образования «Наримановский район» речь идёт о муниципальных предприятиях и учреждениях. 15.03.2011 по указанным основаниям прокурором района внесен протест на вышеуказанные положения Устава муниципального образования «Наримановский район», однако до настоящего времени Устав в соответствие с действующим законодательством не приведен. В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ (части первой) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. При таких обстоятельствах оспариваемые положения - части 3 статьи 9, части 2 статьи 10, статьи 28, статьи 36, части 12 статьи 37 части 6 статьи 70 Устава муниципального образования «Наримановский район» должны быть признаны недействительными и не порождающими правовых последствий с момента вступления его в законную силу. Кроме того, суд считает необходимым обязать администрацию муниципального образования «Наримановский район» привести в соответствие с требованиями действующего законодательства положения части 3 статьи 9, части 2 статьи 10, статьи 28, статьи 36, части 12 статьи 37 части 6 статьи 70 Устава муниципального образования «Наримановский район». На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора <адрес> о признании нормативного правового акта недействующим в части – удовлетворить. Признать недействующим положения части 3 статьи 9, статьи 36, части 12 статьи 37 Устава муниципального образования «Наримановский район», со дня его вступления в законную силу, положения части 2 статьи 10 и части 6 статьи 70 недействующими с 27.12.2009, положения статьи 28 недействующими с 8.05.2010. Обязать муниципальное образование «Наримановский район» привести в соответствие с требованиями действующего законодательства положения части 3 статьи 9, части 2 статьи 10, статьи 28, статьи 36, части 12 статьи 37 части 6 статьи 70 Устава муниципального образования «Наримановский район». Решение подлежит опубликованию в печатном издании, в котором был официально опубликован Устав муниципального образования «Наримановский район», принятый решением Совета муниципального образования «Наримановский район» от 06.05.2008 № 22, с последующими изменениями от 04.07.2009. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления решения суда в окончательной форме. Судья С.М. Торчинская Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2011г. Судья С.М. Торчинская