Гражданское дело №2-592/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 июля 2011 года г. Нариманов Наримановский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Усманова Р.Р., при секретаре Саталиевой Г.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <данные изъяты> района Астраханской области действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным, бездействия администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Астраханской области, муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>», выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор <данные изъяты> района Астраханской области, обратился в суд, с вышеуказанным иском, указав в обоснование своих доводов на следующие обстоятельства: Прокуратурой <данные изъяты> проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены филиалы муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» (Далее - МУЗ <данные изъяты>). В ходе проверки установлено, что при осмотре помещений здания фельдшерско-акушерского пункта (Далее - ФАП) <адрес> выявлены нарушения: в тамбуре на потолке имеются сквозные трещины вдоль стыка плит-перекрытий, в местах соединения примыкающих стен, а также потолка и наружной стены, имеется отклонение стены в результате просадки фундамента здания, половое покрытие тамбура представляет собой стяжку из бетона, которая имеет следы частичного разрушения. В холле, процедурном кабинете, кабинете акушера, фельдшера половое покрытие, состоящее из кусков линолеума, имеет повреждения, не прилегает плотно к основанию, куски линолеума в местах стыков не соединены друг с другом, загнуты к верху, не проведены под плинтуса, в результате чего в местах стыков кусков линолеума имеется скопление мусора. В кабинете акушера, холле, кабинете фельдшера на потолке имеются трещины вдоль стыка между плитами-перекрытиями стен, имеется обширное отслоение окраски подоконников до древесины. В кабинете акушера обои имеют следы отслоения, а также следы разводов, образовавшиеся в результате протечки кровли крыши. При осмотре помещений здания ФАП <адрес>, включающего в себя тамбур, коридор ожидания, комнату приема пациентов, совмещенные друг с другом смотровую акушера-гинеколога и процедурную (отделены друг от друга ширмой) установлено, что половое покрытие, выполненное из ДВП, имеет дефекты в виде отслоения краски, во всех помещениях здания имеются трещины на потолке и стенах, в том числе в местах стыка стен и потолка, имеются следы осыпания штукатурки стен и потолка, а также осыпания побелки потолка и краски стен. При осмотре помещений здания ФАП <адрес>, включающего в себя тамбур, коридор ожидания, совмещенные друг с другом смотровая акушера-гинеколога и процедурная, кабинет приема пациентов, установлено, что в процедурном кабинете покрасочное покрытие деревянного пола частично стерто, в кабинете приема пациентов и в процедурном кабинете имеются трещины штукатурки и покраски стен, имеются трещины на потолке в местах соединения (стыка), которыми отделан потолок. При осмотре амбулатории <адрес> установлено, что в кабинете приема пациентов, процедурном кабинете, в картотечном помещении половое покрытие имеет повреждения, концы линолеума не плотно прилегают к основанию пола. В ванной комнате, используемой для стирки санитарной одежды, белья, ветоши, имеются следы осыпания штукатурки стен и потолка. Аналогичным образом не соответствует требованиям технических и санитарных норм, амбулатория <адрес>. В нарушении санитарно-эпидемиологических требований в ФАП <адрес>, амбулатории <адрес> отсутствует как централизованное горячее водоснабжение, так и электронагревательные устройства проточного или накопительного действия. В амбулаторию <адрес> через водопровод поставляется техническая вода из ильменя Садовый, помещения амбулатории не отапливаются. Кроме того, в ФАП <адрес> и <адрес> отсутствует централизованная канализация, а также выгребные септики. В ходе осмотра помещений отделения скорой помощи МУЗ «<данные изъяты>», состоящего из палаты, провизорной, диспетчерской, комнаты отдыха и приема пищи медицинского персонала, установлено, что в указанных помещениях имеют место образования трещин по ходу стыков плит-перекрытий на потолках, трещин штукатурки стен, в том числе в местах соединения потолка и стен. Происходит осыпание окраски стен, побелки потолков, разрушения стен ввиду осыпания штукатурки стен, нарушение целостности полового покрытия: линолеум порван, не прилегает плотно к основанию. Концы в местах стыков кусков линолеума загнуты к верху, линолеум не подогнан под плинтуса. Аналогичные нарушения выявлены в двухэтажном здании отделения хирургии. Выявленные нарушения, допущены ввиду неисполнения органом местного самоуправления и уполномоченным учреждением здравоохранения обязанностей возложенных на них нормативно-правовыми и иными актами, определяющих полномочия этих лиц, и влекут нарушение прав граждан. При указанных обстоятельствах, просят признать незаконным бездействие администрации МО «<данные изъяты>» Астраханской области, МУЗ «<данные изъяты>» и возложить на них обязанность привести помещения зданий ФАПов <адрес>, амбулаторий <адрес> и <адрес>, МУЗ «<данные изъяты>» в соответствии с требованиями п.п.4.2, 4.3, 4.4, 5.1, 5.2, 5.4, 6.1, 9.2, 9.5 Санитарно эпидемиологических правил и нормативов. В судебном заседании заместитель прокурора <данные изъяты> района Астраханской области Фокина А.Д., поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить. Представители ответчиков, администрации МО «<данные изъяты>» Астраханской области Газизова Г.М., МУЗ «<данные изъяты>» Зенин В.А., возражали против удовлетворения требований. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В силу ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии со ст.8 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в области охраны здоровья граждан относятся развитие организаций муниципальной системы здравоохранения, организация оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях, организация обеспечения учреждений муниципальной системы здравоохранения лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами. В соответствии со ст. 11 Основ, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами, гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В соответствии со ст. 13 Основ, к муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, несут ответственность в пределах своей компетенции. Согласно п.12 ч.1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. В соответствии с п.3 ст.30, 37.2 Основ, при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Основ оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемиологическому режиму, профилактическим и противоэпидемиологическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами - СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 №58. Указанные санитарные правила предназначены для юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории РФ. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими правилами. Главой VI указанных Правил установлены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и эксплуатации фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий. Согласно п.4.2, 4.3, 4.4 раздела «Общие требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» указанных Правил, поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. Покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтуса или возведены на стены. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны. В вестибюлях полы должны быть устойчивы к механическому воздействию (мраморная крошка, мрамор, мозаичные полы и другие). Полы в операционных, наркозных, родовых и других аналогичных помещениях должны быть антистатическими. В соответствии с п.5.1, 5.2, 5.4, Правил, все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие лечебные учреждения должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением. Качество воды для хозяйственно-питьевого назначения должно соответствовать требованиям санитарных правил. Очистка и обеззараживание сточных вод от ЛПО должна осуществляться на общегородских или других канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод. При отсутствии общегородских или других очистных сооружений сточные воды ЛПО должны подвергаться полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях. Для вновь строящихся и реконструируемых ЛПО на случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено централизованное резервное горячее водоснабжение. Для существующих учреждений в качестве резервного источника устанавливаются водонагревательные устройства. Согласно п. 6.1 Правил, системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечивать нормируемые параметры микроклимата и воздушной среды помещений, в которых осуществляется медицинская деятельность. В соответствии с п.9.2, 9.5 Правил, все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте. В основных помещениях следует регулярно в плановом порядке проводить текущий ремонт помещений. Устранение возникших дефектов (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий) должно проводиться незамедлительно. В судебном заседании установлено, что согласно Уставу МУЗ «<данные изъяты>», утвержденного постановлением главы МО «<данные изъяты>» 13.08.2003 №159, усматривается, что МУЗ «<данные изъяты>» создано как лечебно-профилактическое учреждение с целью удовлетворения общественной потребности в медицинском обслуживании граждан. Учредителем МУЗ «Наримановская ЦРБ» является МО «Наримановский район». Имущество учреждения находится в муниципальной собственности МО «Наримановский район». В соответствии с постановлениями главы МО «Наримановский район» №87 от 08.05.2003 «О реорганизации структуры и оптимизации управления учреждений здравоохранения <данные изъяты>», №882 от 29.12.2007 «О внесении в структуру муниципальных учреждений здравоохранения МО «<данные изъяты>», дополнениями к Уставу МУЗ «<данные изъяты>», указанное медицинское учреждение имеет следующие филиалы: фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) <адрес>, <адрес> амбулатория, <адрес> амбулатория, <адрес> амбулатории, <адрес> амбулатория, <адрес> амбулатория, <адрес> амбулатория, <адрес> амбулатория, амбулатория <адрес>. Из актов проверок прокуратуры <данные изъяты> района Астраханской области усматривается следующее: Помещения здания амбулатории <адрес> МУЗ «<данные изъяты>» находятся в неудовлетворительном техническом и санитарном состоянии: в кабинете приема пациентов, процедурном кабинете, в картотечном помещении половое покрытие имеет повреждения, концы линолеума не плотно прилегают к основанию пола. В ванной комнате, используемой для стирки санитарной одежды, белья, ветоши, имеются следы осыпания штукатурки стен и потолка. Отсутствует как централизованное горячее водоснабжение, так и электронагревательные устройства проточного или накопительного действия. В амбулаторию через водопровод поставляется техническая вода из ильменя Садовый, помещения амбулатории не отапливаются, персонал не оснащен санитарной одеждой, уборочный инвентарь не промаркирован. Умывальник имеется только в процедурном кабинете, канализация отсутствует, розетка в картотечной не закреплена к основанию на стене, провода проложены на стене с нарушением требований ПЭУ, не установлены самосветящиеся указатели «выход» на эвакуационных выходах, на путях эвакуации в картотечной и коридоре линолеум не закреплен к полу и препятствует свободной эвакуации, помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, огнетушителями, допускается складирование горючих предметов, светильники не оборудованы плафонами, предусмотренными конструкциями, не выполнен замер сопротивления изоляции электросети, сухожарочный шкаф постоянно находится во включенном состоянии (круглосуточно включен в электросеть), амбулатория осуществляет медицинскую деятельность в отсутствии соответствующей лицензии; Помещения здания амбулатории <адрес> МУЗ «<данные изъяты>» находятся в неудовлетворительном техническом и санитарном состоянии: в прививочном кабинете половое покрытие имеет повреждения, происходит осыпание краски стен, имеются трещины штукатурки стен возле подоконника; в кабинете педиатра обои имеют следы отслоения. В проходном коридоре между кабинетом педиатра и прививочном кабинетом имеется повреждение пола вместе с половым покрытием в виде дыры, образовавшейся в результате гниения деревянного настила; в помещении санузла имеет место осыпание штукатурки с потолка, осыпание краски стен, отслоение напольной плитки, наблюдаются следы коррозии на отопительных трубах: в кабинете акушера имеются трещины штукатурки стен, трещины на потолке вдоль стыка плит-перекрытий, частичное осыпание краски стен; в автоклавной имеются трещины штукатурки стен, трещины на потолке вдоль стыка плит-перекрытий; в физиокабинете потолочное покрытие, выполненное из ДВП, имеет повреждения в виде отслоения листов ДВП, трещины штукатурки стен; в процедурном кабинете также имеются трещины штукатурки стен, следы осыпания штукатурки; половое покрытие в общем коридоре имеет повреждения. Во всех помещениях амбулатории имеются обширное отслоение окраски подоконников до древесины, следы гниения древесины, а также следы разрушения конструкции подоконников; Помещения здания ФАП <адрес> находятся в неудовлетворительном техническом и санитарном состоянии: в тамбуре на потолке имеются сквозные трещины вдоль стыка плит-перекрытий, в местах соединения примыкающих стен, а также потолка и наружной стены, имеется отклонение стены в результате просадки фундамента здания, половое покрытие тамбура представляет собой стяжку из бетона, которая имеет следы частичного разрушения. В холле, процедурном кабинете, кабинете акушера, фельдшера, половое покрытие, состоящее из кусков линолеума, имеет повреждения, не прилегает плотно к основанию, куски линолеума в местах стыков не соединены друг с другом, загнуты к верху, не проведены под плинтуса, в результате чего в местах стыков кусков линолеума имеется скопление мусора. В кабинете акушера, холле, кабинете фельдшера на потолке имеются трещины вдоль стыка между плитами-перекрытиями стен, имеется обширное отслоение окраски подоконников до древесины. В кабинете акушера обои имеют следы отслоения, а также следы разводов, образовавшиеся в результате протечки кровли крыши. Отсутствует как централизованное горячее водоснабжение, так и электронагревательные устройства проточного или накопительного действия, отсутствует централизованная канализация, а также выгребные септики; Помещения здания ФАП <адрес> находятся в неудовлетворительном техническом и санитарном состоянии: в процедурном кабинете покрасочное покрытие деревянного пола частично стерто, в кабинете приема пациентов и в процедурном кабинете имеются трещины штукатурки и покраски стен, имеются трещины на потолке в местах соединения (стыка), которыми отделан потолок. Амбулатория осуществляет медицинскую деятельность в отсутствии соответствующей лицензии. Отсутствует как централизованное горячее водоснабжение, так и электронагревательные устройства проточного или накопительного действия; Помещения здания ФАП <адрес> находятся в неудовлетворительном техническом и санитарном состоянии: половое покрытие, выполненное из ДВП, имеет дефекты в виде отслоения краски, во всех помещениях здания имеются трещины на потолке и стенах, в том числе в местах стыка стен и потолка, имеются следы осыпания штукатурки стен и потолка, а также побелки потолка и краски стен. ФАП осуществляет медицинскую деятельность в отсутствии соответствующей лицензии, отсутствует как централизованное горячее водоснабжение, так и электронагревательные устройства проточного или накопительного действия; Помещения отделения скорой медицинской помощи МУЗ «<данные изъяты>» находятся в неудовлетворительном техническом и санитарном состоянии: в палате, провизорной, диспетчерской, комнате отдыха и приема пищи медицинским персоналом, имеют место образования трещин по ходу стыков плит-перекрытий на потолках, трещин штукатурки стен, в том числе в местах соединения потолка и стен. Происходит осыпание окраски стен, побелки потолков, разрушения стен ввиду осыпания штукатурки стен, нарушение целостности полового покрытия: линолеум порван, не прилегает плотно к основанию. Концы в местах стыков кусков линолеума загнуты к верху, линолеум не подогнан под плинтуса. Аналогичные нарушения выявлены в двухэтажном здании отделения хирургии, а именно: на первом этаже - в 4 стационарных палатах, процедурной, гнойной перевязочной, на втором этаже – в 6 стационарных палатах, автоклавной, а также в общих коридорах двух этажей. Из письменного объяснения главного врача МУЗ «<данные изъяты>» ФИО5 от 11.03.2011 усматривается, что факт нарушения законодательства о лицензировании признает, нарушения вызваны объективными причинами, которые невозможно устранить в короткие сроки, несмотря на проводимую работу с максимальным вовлечением имеющихся кадровых и финансовых ресурсов. Таким образом, суд, находит состоятельными доводы прокурора о том, что выявленные нарушения законодательства о санитарных требованиях влекут в свою очередь нарушение гарантированного каждому Конституцией РФ права на охрану здоровья, препятствуют реализации права граждан на оказание качественной медицинской помощи, соответствующей требованиям безопасности для жизни и здоровья. Доводы ответчиков о том, что с их стороны отсутствуют признаки какого либо незаконного бездействия, суд находит не состоятельными, поскольку выявленные нарушения в ходе проверки, приведенные судом выше, свидетельствуют об обратном. Недостаточное финансирование, по мнению суда, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Представленные ответчиком МУЗ «<данные изъяты>» документы (контракты, договора на выполнение работ) свидетельствуют о выполнении определенных работ, но не являются доказательствами отсутствия незаконного бездействия со стороны ответчиков, в той части, в которой заявлено прокурором в иске. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора <данные изъяты> района Астраханской области действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Астраханской области, муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>», выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Астраханской области, муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>», выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в области санитарно-эпидимиологического благополучия населения в фельдшерско-акушерских пунктах <адрес>, амбулаториях <адрес>, а также в муниципальном учреждении здравоохранения «<данные изъяты>». Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» Астраханской области, муниципальное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>» устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, приведя помещения зданий фельдшерско-акушерских пунктов <адрес>, амбулаторий <адрес>, муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» Наримановского района Астраханской области, в соответствии с требованиями п.п. 4.2, 4.3, 4.4, 9.2, 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10, путем проведения в них ремонта. Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» Астраханской области, муниципальное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>» в соответствии с требованиями п.5.1, 5.2, 5.4, 6.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10, фельдшерско-акушерские пункты <адрес>, амбулатории <адрес>, обеспечить горячим водоснабжением, электронагревательными устройствами проточного или накопительного действия; амбулаторию <адрес> обеспечить водоснабжением, отоплением; обеспечить фельдшерско-акушерские пункты <адрес> и <адрес> канализационной системой и выгребными септиками. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2011 года. Судья Р.Р. Усманов