12 августа 2011 г. г. Нариманов Наримановский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Торчинской С.М., при секретаре Герасимовой М.В., с участием заместителя прокурора Наримановского района Астраханской области Звягинцева М.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Наримановского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> о признании незаконным бездействия ответчика и устранении выявленных нарушений, УСТАНОВИЛ: Прокурор Наримановского района Астраханской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> о признании бездействия ответчика не законным, устранении выявленных нарушений, указав в обоснование иска на следующие обстоятельства. Прокуратурой Наримановского района Астраханской области в рамках надзора за соблюдением законодательства о местном самоуправлении на поднадзорной территории была проведена проверка. В ходе проверки установлено, что на территории ответчика расположены: в <адрес> 4 кладбища и в <адрес> 2 кладбища, которые по состоянию на август 2011г. не состоит на балансе администрации «<данные изъяты> сельсовет» <адрес>, и соответственно правоустанавливающих документов у администрации не имеется. На территории муниципального образования не организовано оказание ритуальных услуг и содержание мест захоронения, не созданы условия, при которых гражданам обеспечивается предоставление данных услуг. При этом истец просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» не законным, выразившееся в отсутствии правоустанавливающих документов на кладбища, расположенные в <адрес> и <адрес>, в отсутствии нормативных актов, регулирующих вопросы организации похоронного дела, деятельности, специализированных похоронных служб на подведомственной территории сельсовета, в отсутствии специализированной организации, занимающейся предоставлением гражданам ритуальных услуг, содержанием мест захоронения, ведением учета и регистрации могил на кладбище. А также, обязать ответчика взять на баланс кладбище, зарегистрировать право собственности на него, разработать и принять нормативные акты, регулирующие вопросы организации похоронного дела, деятельности специализированных похоронных служб на подведомственной территории сельсовета, а также установить порядок (правила) деятельности и содержания кладбища, режим его работы, создать специализированную похоронную службу. В судебном заседании прокурор Звягинцев М.Л. поддержал заявленные исковые требования и просил признать бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> незаконным и обязать устранить выявленные нарушения. В судебном заседании представитель ответчика - администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> Батенова Б.П. заявленные прокурором исковые требования признала и не возражала против их удовлетворения. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится организация оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно ч. 2 ст. 50 вышеуказанного Закона, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, включая земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> находятся шесть кладбищ, и соответствующих правоустанавливающих документов у администрации не имеется. По состоянию на август 2011 г. кладбища не состоят на балансе администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес>. Администрацией муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> не организовано оказание ритуальных услуг и содержание мест захоронения, не созданы условия, при которых гражданам обеспечивается предоставление данные услуг. Согласно п. 23 ст. 8 Устава муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес>, к вопросам местного значения муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В силу ст. 18 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Согласно п. 4 ст. 18 данного Закона, порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно. В силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. В силу ч. 1 ст. 29 вышеуказанного Закона, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Таким образом, суд приходит к выводу, что органом местного самоуправления не выполняются обязанности, возложенные на него действующим законодательством, а именно: не приняты меры по организации ритуальных услуг, содержанию мест захоронения, не определен порядок деятельности кладбищ, расположенных на территории поселения, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц не только на достойные похороны, но и права родственников умерших на достойное погребение, а также на защиту чести и достоинства граждан при жизни и после смерти. При указанных обстоятельствах суд считает требования прокурора Наримановского района Астраханской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Наримановского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> о признании незаконным бездействия ответчика и устранении выявленных нарушений, удовлетворить. Признать бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес>, выразившееся в непринятии мер по организации ритуальных и похоронных услуг, содержанию мест захоронения, определении порядка деятельности общественных кладбищ, расположенных в <адрес> и <адрес>, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> обеспечить на территории поселения содержание мест захоронения, организацию ритуальных и похоронных услуг, определить порядок деятельности общественных кладбищ. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья С.М. Торчинская Мотивированное решение изготовлено 15.08.2011. Судья С.М. Торчинская