Гражданское дело № 2-691/2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 июля 2011 года г. Нариманов Наримановский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Хаировой Д.Р. помощника прокурора Убушаевой А.П. при секретаре Кулаковой О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Наримановского района Астраханской области к муниципальному образованию "Волжский сельсовет" Наримановского района Астраханской области о признании нормативного правового акта недействующим в части, установил: Прокурор Наримановского района Астраханской области обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим в части, указав, что решением Совета МО "Волжский сельсовет" № 5-2 от 22.06.2009 года принят Устав МО "Волжский сельсовет". В результате проверки законности указанного нормативного акта установлено, что отдельные положения Устава противоречат нормам действующего законодательства. В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ ст. 30 Устава МО "Волжский сельсовет" противоречит ч.10 ст.35 Закона, устанавливающей, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений. В нарушение п.9 ст.34 Закона ч.6 ст.27 Устава устанавливает, что финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления МО "Волжский сельсовет" осуществляется исключительно за счет собственных расходов бюджета. Положения п.7 ч.1 ст.68 Устава, определяющие доходы бюджета МО "Волжский сельсовет" противоречат требованиям п.7 ч.1 ст.55 Закона (в редакции от 08.05.2010 года). Кроме того, Уставом МО "Волжский сельсовет" не предусмотрены положения, предусмотренные п.6 ч.2 ст.50 Закона (в редакции от 29.12.2010 года) о нахождении в собственности муниципальных образований имущества, предназначенного для обеспечения первичных мер пожарной безопасности, ст.35.1 Закона о фракциях в представительном органе муниципального образования. Статья 15 Устава МО "Волжский сельсовет" не содержит положений, предусмотренные ч.2.1 ст.24 Закона (в редакции от 20.03.2011 года) о том, что если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется и п.5 ст.8 Устава не предусматривает создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), что указано в п.5 ч.1 ст.14 Закона (в редакции от 21.04.2011 года). С учетом изложенного, прокурор Наримановского района считает, что указанные нарушения законодательства о местном самоуправлении подлежат устранению, Устав МО "Волжский сельсовет" приведению в соответствие с требованиями законодательства и просит признать недействующими положения Устава муниципального образования "Волжский сельсовет" в части противоречащей действующему законодательству. Впоследствии прокурор уточнил заявленные требования и просил признать недействующим положения ст. 30 Устава, обязать МО "Волжский сельсовет" привести в соответствие с требованиями действующего законодательства положения ст.ст. 30, ч.6 ст.27, п.7 ч.1 ст.68, Устава МО "Волжский сельсовет", включить в Устав положения в соответствии с п.6 ч.2 ст.50, ст.35.1, ч.2.1 ст.24, п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", опубликовать решение суда в СМИ после вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании помощник прокурора Наримановского района Астраханской области Убушаева А.П. заявление поддержала и просила его удовлетворить. Представитель МО "Волжский сельсовет" Наримановского района Астраханской области - заместитель Главы муниципального образования Утегалиева Ж.Х., действующая на основании доверенности, в судебном заседании считала заявление прокурора обоснованным и пояснила, что в настоящее время проект новой редакции Устава принят решением Совета муниципального образования "Волжский сельсовет" от 18.07.2011 года № 6-1 и направлен для регистрации в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области. Представитель заинтересованного лица - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области, привлеченный к участию в деле на основании определения суда от 18.07.2011 года, в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что 21.07.2011 года в Управление поступил Устав МО "Волжский сельсовет" для прохождения процедуры государственной регистрации, которая установлена сроком в течение 30 дней. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу. В соответствии со ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Муниципальное образование "Волжский сельсовет" наделено Законом Астраханской области статусом сельского поселения. Устав муниципального образования "Волжский сельсовет" принят решением Совета МО "Волжский сельсовет" № 5-2 от 22.06.2009 г. Однако в нарушение указанных требований законодательства в соответствии со ст. 30 Устава МО "Волжский сельсовет" в исключительной компетенции Совета находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений. В связи с указанным, в пункт 30 Устава необходимо внести соответствующие изменения. Кроме того, Федеральными законами от 08.05.2010 № 83-ФЗ, от 29.12.2010 № 442-ФЗ, от 20.03.2011 № 38-ФЗ, от 05.04.2010 № 40-ФЗ, от 27.07.2010 № 191-ФЗ, от 29.12.2010 № 442-ФЗ, от 21.04.2011 № 69-ФЗ в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, которые до настоящего времени не учтены в Уставе МО "Волжский сельсовет". Часть 9 ст. 34 Закона (в редакции от 08.05.2010 года) изложена: финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. В нарушение указанных требований законодательства ч.6 ст.27 Устава предусматривает, что финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления МО "Волжский сельсовет" осуществляется исключительно за счет собственных расходов бюджета. Пункт 7 ч.1 ст. 68 Устава, согласно которому часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов Совета, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов необходимо привести в соответствие с п.7 ч.1 ст.55 Закона (в редакции от 08.05.2010 года), которая устанавливает, что часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и казенными муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2010 года) дополнен ст.35.1 "Фракции в представительном органе муниципального образования". Однако Устав муниципального образования не содержит данной нормы. Согласно ч.2.1 ст.24 Закона ( в редакции от 29.03.2011 года) в случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется. В связи с этим, в статью 15 Устава, не предусматривающей вышеуказанных положений, необходимо внести соответствующие изменения. В соответствии с п.5 ч.1 ст. 14 Закона (в редакции от 21.04.2011 года) к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. С учетом данных положений законодательства, п.5 ст.8 Устава МО "Волжский сельсовет" необходимо дополнить пунктом соответствующего содержания, поскольку не предусматривает создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест). Согласно ч.2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. При таких обстоятельствах, учитывая, что в судебном заседании факт противоречия и несоответствия Устава МО "Волжский сельсовет" в части действующему федеральному законодательству установлен, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления. Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В связи с чем, указанные выше положения Устава МО "Волжский сельсовет" подлежат признанию недействующими со времени, как они вступили в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу. Согласно ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда или сообщение о признании нормативного правового акта недействующим после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, решил: Обязать муниципальное образование "Волжский сельсовет" Наримановского района Астраханской области привести в соответствие с требованиями действующего законодательства положения ст. 30, ч.6 ст.27, п.7 ч.1 ст. 68 Устава муниципального образования "Волжский сельсовет". Обязать муниципальное образование "Волжский сельсовет" Наримановского района Астраханской области включить в Устав муниципального образования "Волжский сельсовет" положения в соответствии с п.6 ч.2 ст.50, ст. 35.1, ч.2.1 ст.24, п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Обязать муниципальное образование "Волжский сельсовет" Наримановского района Астраханской области опубликовать настоящее решение суда в средствах массовой информации после вступления его в законную силу. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти дней с момента вынесения решения в окончательной форме. Судья: Д.Р. Хаирова Решение в окончательной форме изготовлено 01.08.2011 года Судья:
Судом установлено, что согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ч. 10 ст. 35 Закона предусматривает, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
Исковые требования прокурора Наримановского района Астраханской области к муниципальному образованию "Волжский сельсовет" Наримановского района Астраханской области о признании нормативного правового акта недействующим в части, удовлетворить.
Признать недействующим положения ст.30,. 6 ст.27, п.7 ч.1 ст. 68 Устава муниципального образования "Волжский сельсовет" с 1 января 2011 года.