Гражданское дело № 2-235/2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 марта 2011 года г. Нариманов Наримановский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Хаировой Д.Р. прокурора Даудова В.Л. при секретаре Лисицыной Ю.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Наримановского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области незаконным и возложении обязанности устранения нарушения прав на получение общедоступного дошкольного образования, установил: Прокурор Наримановского района Астраханской области обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с заявлением о признании бездействия муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области, указав в его обоснование следующее. Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства доступности дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях района и установлено, что на территории муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области проживает 2197 детей в возрасте от трех до семи лет. Из расположенных в районе 13 дошкольных образовательных учреждений, 12 находятся в составе школ, 1 учреждение МОУ СОШ <адрес> не функционирует в связи с проведением ремонтных работ, в МО «Город Нариманов» осуществляется реконструкция здания дошкольной группы МОУ ООШ № <адрес>. В сельских поселениях района <адрес>, МО «<адрес>», МО «<адрес>» проживает 161 ребенок, однако детские дошкольные учреждения отсутствуют. В МО «<адрес>» проживает 772 ребенка, мощность (вместимость) дошкольных образовательных учреждений составляет 40 мест, 232 ребенка детские учреждения не посещают. Также имеется дефицит мест в детских садах в МО «<адрес>», где из 272 детей фактически посещают детский сад 40 детей, дефицит составляет 232 места; в МО «<адрес>» проживает 158 детей, вместимость детского сада 40 человек, 118 детей не обеспечены местами в детских учреждениях; в МО «<адрес>» проживает 75 детей, вместимость составляет 50 мест, 48 детей посещают дошкольное общеобразовательное учреждение, дефицит составляет 25 мест: в МО «<адрес>» проживает 627 детей, вместимость действующих садов составляет 500 мест, 325 детей фактически посещают дошкольные учреждения, дефицит составляет 127 мест. Кроме того, проверкой установлено, что на очереди для поступления в дошкольные общеобразовательные учреждения района состоят 266 детей, проживающие в малообеспеченных семьях, в том числе по льготным категориям 32 ребенка, которые лишены возможности получения первоначального бесплатного образования. По результатам проверки главе МО «Наримановский район» вынесено представление об устранении нарушения законодательства об образовании. Тем не менее, до настоящего времени какие-либо меры, направленные на обеспечение детей дошкольного возраста необходимым количеством мест в дошкольных учреждениях администрацией района не приняты. Поскольку отсутствие необходимого количества дошкольных образовательных учреждений, непринятие администрацией МО «Наримановский район» мер, направленных на расширение их сети является нарушением прав детей, предусмотренных и гарантированных Европейской Конвенцией о защите прав детей ип основных свобод, Конституцией Российской Федерации и действующим федеральным законодательством, выраженных в обеспечении каждому ребенку возможности реализации его права на образование, на доступ в дошкольное образовательное учреждение. В связи с изложенным, прокурор района просил возложить на администрацию МО «Наримановский район» обязанность принять исчерпывающие меры по открытию недостающего количества мест в детских дошкольных учреждениях района для 32 детей, родители которых относятся к льготной категории в срок до ДД.ММ.ГГГГ, разработать план мероприятий для реализации мер по открытию недостающего количества 935 мест для детей, проживающих на территории района в срок до ДД.ММ.ГГГГ с разбивкой по кварталам 2011-2013 гг., выполнить его в полном объеме. Впоследствии прокурор в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил заявленные требования и просил признать незаконным бездействие администрации МО «Наримановский район» Астраханской области по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования каждому гражданину, которое выразилось в непринятии мер по устранению очереди в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, находящихся на территории Наримановского района Астраханской области, возложить на администрацию обязанность устранить нарушения прав на получение общедоступного дошкольного образования путем создания мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, нуждающихся в дошкольном образовании и состоящих в очереди в детские сады. В судебном заседании прокурор Наримановского района Астраханской области Даудов В.Л. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить, указав, что администрацией в представленной в обоснование своих возражений программе «Развитие системы дошкольного образования муниципального образования «Наримановский район» на 2011-2013 годы» не содержится достаточно мероприятий, необходимых для обеспечения местами детей в детских садах, в том числе относящих к льготной категории. Представители администрации МО «Наримановский район» Астраханской области Иванова Т.П., Казиева А.Е. не признали заявленные требования, представили возражения, согласно которым считают, что в связи с возросшей рождаемостью проблема дефицита мест в детских дошкольных учреждениях является типичной для всей России и в настоящее время мест в детских садах недостаточно для удовлетворения потребностей всех граждан. В МО «Наримановский район» действует 13 дошкольных образовательных учреждений, в которых обучается и воспитывается более 920 детей. Численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения на ДД.ММ.ГГГГ, составляет 814 ребенка. Администрация МО «Наримановский район» проводит мероприятия по возвращению ранее переданных зданий под другие нужды и реконструкции имеющихся зданий с выделением на эти цели из бюджета денежных средств. В районе утверждена постановлением администрации муниципального образования «Наримановский район» от ДД.ММ.ГГГГ № ведомственная целевая программа «Развитие системы дошкольного образования муниципального образования на 2011-2013 гг.». На реализацию мероприятий программы, в том числе реконструкцию зданий под дошкольные группы, проведение ремонтных работ в детских садах, изготовление проектно-сметной документации, установки автоматической пожарной сигнализации планируется за счет средств муниципального бюджета и иных источников финансирования выделить 11920605, 18 рублей. Считают, что указанные обстоятельства свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны администрации МО «Наримановский район» Астраханской области по принятию мер по устранению очереди в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, просят в удовлетворении заявления отказать. На основании определения суда от 03.03.2011 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство образования и науки Астраханской области. Представитель Министерства науки и образования Астраханской области Ерофеева О.В., действующая на основании доверенности, не согласилась с требованиями прокурора и просила в их удовлетворении отказать. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Статьей 2 Протокола № 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод запрещен отказ от предоставления права на образование. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Положениями части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Согласно статье 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования, создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений. Аналогичные положения закреплены в п.11 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ и предусмотрены п.11 ч.1 ст.9 Устава муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области, утверждённого Советом МО «Наримановский район» от ДД.ММ.ГГГГ №. Как установлено в судебном заседании, на территории Наримановского района в возрасте от трех до семи лет проживают 2197 детей. Количество детей, нуждающихся в дошкольном образовании и состоящих на очереди в дошкольных образовательных учреждениях указанной возрастной категории, составляет 266 детей, в том числе по льготным категориям 32 ребенка. Нуждающимися в дошкольном образовании, но не состоящими на очереди в дошкольные образовательные учреждения являются 1034 ребенка. Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), льготы по зачислению ребенка в дошкольные учреждения при предоставлении муниципальной услуги производятся в соответствии с Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации муниципального образования «Наримановский район» от ДД.ММ.ГГГГ №. Организация деятельности государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов, комплектование дошкольного учреждения и его управление регулируется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. № 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении», в соответствии с которым дошкольное образовательное учреждение должно обеспечивать воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений, обеспечение содержания зданий и сооружений дошкольных учреждений относится к компетенции органов местного самоуправления муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ прокурором Наримановского района Астраханской области Главе администрации МО «Нраимановский район» вынесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании и принятии незамедлительных мер к устранению выявленных нарушений путем организации дошкольного образования. По информации отдела образования администрации МО «Наримановский район» от ДД.ММ.ГГГГ на территории МО «Наримановский район» функционирует 2 дошкольных образовательных учреждения и дошкольные группы при 11 общеобразовательных учреждения, из которых МОУ «СОШ <адрес>» не функционирует. Перепрофилированы в период с 1995 г. по 2010 гг. два детских учреждения. В МО «<адрес>» и МО «<адрес>» детские дошкольные учреждения отсутствуют (л.д.8-9, 11-12, 14-17). Таким образом, на территории Наримановского района Астраханской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ численность детей, охваченных услугами дошкольного образования, составляет 1138 человек, численность детей, нуждающихся в устройстве в учреждения, но такими местами не обеспеченными, состоящими в очереди составляет 802 человека. Из пояснений <данные изъяты> Совета МО «Наримановский район» ФИО следует, что дефицит мест в дошкольных учреждениях на территории МО «<адрес>» имеется с 2004 года, функционируют два детских сада, с обеспеченностью по 25 места в каждом. На очереди в дошкольные группы состоят 116 человек и до настоящего времени какие-либо меры для организации дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях администрацией не приняты. Согласно сведениям, предоставленным в судебное заседание администрацией района, в 2011-2013 гг. для сокращения очередности планируется создать 180 дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях за счет перепрофилирования бывшей коррекционной школы VII вида <адрес> в детский сад при МОУ «СОШ <адрес>» и бывшего здания филиала МОУ ДОД «РДДТ» в <адрес>, а также проведение ремонтных работ в зданиях муниципальных общеобразовательных учреждений. В подтверждение указанных обстоятельств администрация представила извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме от 01.03.2011 года (л.д.39-44), сведения о запланированных расходах бюджета МО «Наримановский район» на 2011 год по разделу 0700 «Образование» бюджетной классификации Российской Федерации, а также ведомственную целевую программу «Развитие системы дошкольного образования муниципального образования «Наримановский район» на 2011-2013 годы» с перечнем основных мероприятий, объема и источников финансирования, утвержденную постановлением администрации муниципального образования «Наримановский район» от 27.10.2010 № 832 (л.д.63-78). Из содержания разработанной программы следует, что спрос на дошкольное образование и услуги превышает предложения. По состоянию на 31 мая 2010 года очередь на устройство ребенка в детский сад составляет свыше 700 детей, посещают дошкольные образовательные учреждения только 30% детей от общей численности детей от 1,5 до 7 лет в районе (3637 человек). Следовательно, 70% детей (2717 человек) дошкольного возраста в районе по разным причинам не получают дошкольного образования, во многих селах отсутствуют детские сады. Согласно представленным сведениям администрацией по дошкольным группам образовательных учреждений муниципального образования «Наримановский район» по состоянию на 01.01.2011 года очередность в детских учреждений составляет 814 ребенка. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая определила, что демографическая политика направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране. В связи с реализацией дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей запланированы меры по обеспечению потребностей семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста. Предусматривается разработать специальные меры по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных учреждениях. Таким образом, судом установлено, что администрацией МО «Наримановский район» Астраханской области не принимаются меры, по созданию мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в дошкольном образовании и состоящих на очереди в дошкольные образовательные учреждения, в связи с чем, заявление прокурора Наримановского района Астраханской подлежит удовлетворению. На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 254-258 ГПК РФ решил: Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области, выразившееся в непринятии мер по предоставлению бесплатного дошкольного образования детям дошкольного возраста. Обязать администрацию муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области устранить нарушения прав на получение общедоступного дошкольного образования путем создания мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в дошкольном образовании и состоящих в очереди в дошкольных образовательных учреждениях. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти дней с момента вынесения решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 01.04.2011 года Судья: