Решение от 15.08.2011 о признании бездействия муниципального образования незаконным



№ 2-816/2011 г. РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

18 августа 2011 г. г. Нариманов

Наримановский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Торчинской С.М.,

при секретаре Герасимовой М.В.,

с участием:

старшего помощника прокурора Наримановского района Астраханской области Убушаевой А.П.,

представителя ответчика Макашевой З.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Наримановского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> о признании незаконным бездействия ответчика и устранении выявленных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Наримановского района Астраханской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> о признании бездействия ответчика не законным, устранении выявленных нарушений, указав в обоснование иска на следующие обстоятельства.

Прокуратурой Наримановского района Астраханской области в рамках надзора за соблюдением законодательства о местном самоуправлении на поднадзорной территории была проведена проверка. В ходе проверки установлено, что на территории <адрес> расположены православное сельское кладбище и мусульманское кладбище, которые по состоянию на август 2011 г. не состоит на балансе администрации «<данные изъяты> сельсовет» <адрес>, и соответственно правоустанавливающих документов у администрации не имеется. На территории муниципального образования не организовано оказание ритуальных услуг и содержание мест захоронения, не созданы условия, при которых гражданам обеспечивается предоставление данных услуг.

При этом истец просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» не законным, выразившееся в отсутствии правоустанавливающих документов на кладбище, расположенное в <адрес>, в отсутствии нормативных актов, регулирующих вопросы организации похоронного дела, деятельности, специализированных похоронных служб на подведомственной территории сельсовета, в отсутствии специализированной организации, занимающейся предоставлением гражданам ритуальных услуг, содержанием мест захоронения, ведением учета и регистрации могил на кладбище. А также, обязать ответчика взять на баланс кладбище, зарегистрировать право собственности на него, разработать и принять нормативные акты, регулирующие вопросы организации похоронного дела, деятельности специализированных похоронных служб на подведомственной территории сельсовета, а также установить порядок (правила) деятельности и содержания кладбища, режим его работы, создать специализированную похоронную службу.

Впоследствии прокурором Наримановского района Астраханской области были уточнены заявленные исковые требования, в котором он просит признать не законным бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет», выразившееся в неприятии мер по организации ритуальных услуг, содержанию мест захоронения, определении порядка деятельности общественных кладбищ, а именно православного и мусульманского кладбищ, расположенных в <адрес>, и обязать устранить выявленные нарушения.

В судебном заседании прокурор Убушаева А.П. поддержала уточненные исковые требования и просила признать бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес>, выразившиеся в непринятии мер по организации ритуальных услуг, содержанию мест захоронения, определении порядка деятельности кладбищ, а именно православного и мусульманского кладбищ, расположенных в <адрес>, незаконными и обязать устранить выявленные нарушения.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> Макашева З.Н., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что православному кладбищу почти 150 лет. Они убирают территорию кладбищ, хотя они и не состоят у них на балансе. Для организации ритуальных услуг у администрации отсутствуют денежные средства, поскольку бюджет сельсовета не большой

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится организация оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ч. 2 ст. 50 вышеуказанного Закона, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, включая земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> находятся православное и мусульманское кладбища, и соответствующих правоустанавливающих документов у администрации не имеется. По состоянию на август 2011 г. кладбища не состоят на балансе администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес>. Администрацией муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> не организовано оказание ритуальных услуг и содержание мест захоронения, не созданы условия, при которых гражданам обеспечивается предоставление данные услуг.

Согласно п. 23 ст. 8 Устава муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес>, к вопросам местного значения муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу ст. 18 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ст. 18 данного Закона, порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.

В силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 29 Закона, органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Таким образом, суд приходит к выводу, что органом местного самоуправления не выполняются обязанности, возложенные на него действующим законодательством, а именно: не приняты меры по организации ритуальных услуг, содержанию мест захоронения, не определен порядок деятельности кладбищ, расположенных на территории поселения, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц не только на достойные похороны, но и права родственников умерших на достойное погребение, а также на защиту чести и достоинства граждан при жизни и после смерти.

При указанных обстоятельствах суд считает требования прокурора Наримановского района Астраханской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Наримановского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> о признании незаконным бездействия ответчика и устранении выявленных нарушений, удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет» <адрес>, выразившееся в непринятии мер по организации ритуальных услуг, содержанию мест захоронения, определении порядка деятельности общественных кладбищ, расположенных в <адрес>, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> обеспечить на территории поселения содержание мест захоронения, организацию ритуальных услуг, определить порядок деятельности общественных кладбищ.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья С.М. Торчинская

Мотивированное решение изготовлено 18.08.2011г..

Судья С.М. Торчинская