2 сентября 2011 года г. Астрахань Наримановский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Тризно И.Н., при секретаре Мухажиновой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <данные изъяты> в интересах Таскимбаевой З.Д. , Таскимбаева М.А., ФИО13 о признании бездействия администрации муниципального образования «Наримановский район» незаконным и об обязании совершить определенные действия, УСТАНОВИЛ: Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с заявлением в интересах Таскимбаевой З.Д., Таскимбаева М.А., ФИО1 о признании бездействия администрации муниципального образования <данные изъяты> незаконным и об совершить определенные действия. В обоснование заявления указал, что в связи с обращением Таскимбаевой З.Д. была проведена проверка соблюдения земельного законодательства и законодательства о защите прав инвалидов. В ходе проверки в деятельности администрации МО <данные изъяты> выявлены нарушения требований указанного законодательства. Установлено, что Таскимбаева З.Д. обращалась в администрацию МО <данные изъяты> с заявлением о предоставлении в качестве меры социальной поддержки, поскольку в их семье имеется ребенок-инвалид, в собственность бесплатно земельного участка на территории МО <данные изъяты> <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО <данные изъяты> Таскимбаевой З.Д. дан ответ, в котором сообщалось, что свободных земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства на территории МО <данные изъяты> нет и ведется разработка проекта генерального плана территории этого муниципального образования, где будут определены зоны для индивидуального жилищного строительства. Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО <данные изъяты> был дан ответ о том, что на территории <данные изъяты> нет жилых зон, которые могут быть использованы для планировки территории под индивидуальное жилищное строительство. Вместе с тем, прокурорской проверкой установлено, что на территории МО <данные изъяты> есть свободные земельные участки, не обремененные правами третьих лиц и сформированные в соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, администрацией МО <данные изъяты> фактически отказано в предоставлении семье Таскимбаевых в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Необоснованное непредставление земельного участка семье Таскимбаевых, имеющей в своем составе ребенка-инвалида, влечет нарушение прав ребенка–инвалида и членов его семьи, препятствует реализации основных принципов земельного законодательства и законодательства о социальной поддержке инвалидов. При таких обстоятельствах прокурор просил признать бездействие администрации МО <данные изъяты>, выразившееся в непредставлении в собственность бесплатно Таскимбаевым земельного участка для индивидуального жилищного строительства незаконным. Обязать администрацию МО <данные изъяты> предоставить в общую долевую собственность Таскимбаевой З.Д., Таскимбаеву М.А. и ФИО1, как членам семьи, имеющей ребенка-инвалида, земельный участок для индивидуального жилищного строительства бесплатно в границах МО <данные изъяты> Помощник прокурора <данные изъяты> Убушаева А.П. в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. В судебном заседании ФИО2, действующая за себя и своего несовершеннолетнего ребенка ФИО1, требования прокурора поддержала. Просила обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> предоставить им земельный участок для индивидуального жилищного строительства именно в границах МО <данные изъяты>, поскольку оно находится близко к областному центру, где ребенок может проходить квалифицированное лечение и наблюдаться у врачей. Одновременно пояснила, что в администрацию МО <данные изъяты> она обратилась в ДД.ММ.ГГГГ, написала заявление по образцу, который ей предложили сотрудники администрации, но никаких документов, подтверждающих наличие в семье ребенка-инвалида, не предоставила. В заявлении об этом также не указала, поскольку ей не сказали, что это необходимо. После того, как получила ответ на это заявление, непосредственно в администрацию по поводу предоставления земли она больше письменно не обращалась. В ДД.ММ.ГГГГ она написала обращение к депутату <адрес> Думы ФИО6 с просьбой об оказании содействия в получении их семьей, имеющей в своем составе ребенка-инвалида, земельного участка, но участок по-прежнему не выделен. В судебном заседании представитель администрации МО <данные изъяты> Талипова Л.В. заявленные требования не признала, пояснив, что Таскимбаева З.Д. в администрацию района обращалась лишь однажды, в ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением в общем порядке о предоставлении ей в аренду на 5 лет земельного участка в <адрес> для индивидуального жилищного строительства. При этом она не указывала, что просит предоставить земельный участок в качестве меры социальной поддержки, как члену семьи, в которой имеется ребенок-инвалид, никаких документов, подтверждающих данное обстоятельство, не прикладывала. Поскольку свободные земельные участки отсутствовали, ей был дан такой ответ. Других заявлений от членов семьи Таскимбаевых по поводу предоставления земельного участка в администрацию не поступало. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются различные гарантии социальной защиты. Основы государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определены положениями Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Исходя из смысла указанного Федерального закона, основными принципами реализации конституционных прав граждан являются обеспечение инвалидов равными с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических политических и других прав и свобод, предусмотренных конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Социальная защита инвалидов, согласно ст. 2 указанного Федерального закона, предоставляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В соответствии с ч. 14 ст. 17 указанного Федерального закона инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Согласно положению ст. 28 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В силу п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона Астраханской области от 04.03.2008 года № 7/2008-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области» семьям, имеющим детей-инвалидов, бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства в сельской местности. Согласно ст. 29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 года № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных органов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. В судебном заседании установлено, что ФИО1, проживающий со своими родителями Таскимбаевой З.Д. и Таскимбаевым М.А., является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ. Таскимбаева З.Д. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию муниципального образования <данные изъяты> с заявлением о предоставлении в аренду на 5 лет земельного участка из земель населенных пунктов в <адрес> для индивидуального жилищного строительства. Вместе с тем, в данном заявлении, Таскимбаева З.Д. не указала, что просит предоставить земельный участок в качестве меры социальной поддержки, поскольку в их семье имеется ребенок-инвалид. Подтверждающие данное обстоятельство документы к заявлению Таскимбаева З.Д. не приложила. Пояснения Таскимбаевой З.Д. в судебном заседании о том, что она говорила работнику администрации о наличии в составе их семьи ребенка-инвалида, ничем не подтверждены. ДД.ММ.ГГГГ на это обращение администрацией МО <данные изъяты> дан ответ, из которого следует, что свободных земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства на территории МО <данные изъяты> нет. Впоследствии, согласно служебной записке начальника общего отдела администрации МО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, Таскимбаевы в администрацию района с письменными заявлениями не обращались, что подтвердила в судебном заседании Таскимбаева З.Д., пояснив, что в ДД.ММ.ГГГГ по вопросу предоставления земли обращалась не в администрацию района, уполномоченную на распоряжение земельными участками, а к депутату Думы <данные изъяты> ФИО6 Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. При таких обстоятельствах суд считает, что в данном случае не усматривается незаконное бездействие администрации МО <данные изъяты> по непредставлению семье Таскимбаевых, имеющей в своем составе ребенка-инвалида, земельного участка именно в качестве меры социальной поддержки, поскольку с таким заявлением, подтвержденным соответствующими документами, никто из них в администрацию района в установленном порядке не обращался. В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, только признав заявление об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии в данном случае незаконного бездействия администрации МО <данные изъяты> и нарушения прав Таскимбаевой З.Д., Таскимбаева М.А. и ФИО1 на предоставление бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в сельской местности в качестве меры социальной поддержки, не имеется и оснований для возложения на администрацию муниципального образования обязанности предоставить указанным лицам в общую долевую собственность в равных долях бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства в границах МО <данные изъяты> Вместе с тем, Таскимбаева З.Д. и Таскимбаев М.А., как совершеннолетние члены семьи, имеющей в своем составе ребенка-инвалида, имеют право обратиться в администрацию МО <данные изъяты> или другого муниципального образования с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства в сельской местности в качестве меры социальной поддержки. Отказ в предоставлении в собственность земельного участка в качестве меры социальной поддержки может быть обжалован в суд. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора <данные изъяты> в интересах Таскимбаевой З.Д. , Таскимбаева М.А. , ФИО1 о признании бездействия администрации муниципального образования <данные изъяты> незаконным и об обязании предоставить в собственность бесплатно земельный участок в качестве меры социальной поддержки оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Мотивированное решение суда изготовлено 6 сентября 2011 года. Судья И.Н. Тризно