решение от 31.08.2011 о признании бездействий незаконными



Гражданское дело № 2-859/2011

Р Е ШЕ Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 августа 2011 года г. Астрахань

Наримановский районный суд Астраханской области в составе

председательствующего судьи Тризно И.Н.

при секретаре Мухажиновой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования <данные изъяты> и об обязании провести ремонт автодорог,

у с т а н о в и л:

Прокурор <данные изъяты> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования <данные изъяты> и об обязании провести ремонт автодорог.

В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки установлено несоответствие дорожного покрытия на <адрес> и <адрес> требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221. На дорогах имеется колейность, просадки, выбоины, которые по своим показателям превышают допустимые значение, установленные ГОСТ. Это свидетельствует о том, что обязанность по содержанию автодорог органом местного самоуправления – администрацией <данные изъяты> исполняется ненадлежащим образом, а бездействие, выразившееся в непринятии мер по содержанию и проведению ремонта дорожного покрытия указанных улиц является незаконным. Просил обязать орган местного самоуправления провести ремонт дорожного покрытия с целью приведения его в соответствие с требованиями ГОСТ.

В судебном заседании прокурор Убушаева А.П. заявленные требования поддержала в полном объеме, одновременно уточнив, что в заявлении ошибочно указана <адрес>, в то время нарушения были установлены на <адрес>. Просила суд признать незаконным бездействие администрации МО <данные изъяты> выразившееся в непринятии мер по содержанию и проведению ремонта на <адрес> и <адрес>, обязать орган местного самоуправления провести ремонт дорожного покрытия этих улиц.

В судебном заседании представитель администрации муниципального образования <данные изъяты> Кулубаева А.У. заявленные требования признала в части <адрес> и <адрес>, одновременно пояснила, что дорога по <адрес> в <адрес> имеет грунтовое покрытие, периодически администрацией проводятся работы по его профилированию, последний раз они осуществлялись в ДД.ММ.ГГГГ, ведется подготовка к строительству автодороги с твердым покрытием на указанной улице.

Суд, выслушав прокурора, представителя администрации муниципального образования, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статьей 132 Основного закона установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации является вопросом местного значения поселений.

Дорожной деятельностью согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Статьей 12 указанного Федерального закона установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Статьей 17 того Федерального закона установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Таким образом, содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения, расположенных в границах населенных пунктов муниципального образования <данные изъяты>, с целью обеспечения соответствия состояния этих дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается законом на администрацию указанного муниципалитета.

ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности дорожного движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.

В пункте 3.1.1 ГОСТ указано, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью. Пунктом 3.1.2 ГОСТ установлено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см., ширине – 60 см. и глубине – 5 см.

Из актов выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 7-11), следует, что на <адрес> (по направлению от съезда с дороги <адрес> и <адрес> имеются выбоины, просадки, колейность, завышены обочины. Эти нарушения целостности дорожного полотна, неровности, превышают предельные размеры, установленные ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221. Выявленные нарушения также зафиксированы в представленных прокурором фототаблицах. Кроме того, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля инспектор ДПС ФИО4 пояснил, что дорожное покрытие на перечисленных улицах находится в плохом состоянии, повсеместно выявлены отклонения от ГОСТа.

Поскольку дорожное покрытие <адрес> и <адрес> не соответствует требованиям ГОСТа, суд приходит к выводу, что обязанность по ремонту и содержанию улиц и дорог населенных пунктов, находящихся в границах МО <данные изъяты>, предусмотренная федеральным законодательством, администрацией муниципалитета должным образом не исполняется, следовательно, допускается незаконное бездействие.

В связи с этим суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора в этой части и обязать администрацию указанного муниципалитета провести ремонт дорожного покрытия <адрес> (по направлению от съезда с дороги <адрес> и <адрес> с целью приведения в соответствии с требованиями Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221.

Доводы представителя администрации <данные изъяты> о том, незаконного бездействия в части ремонта и содержания дороги по <адрес> не допускалось, поскольку эта дорога является грунтовой и администрацией неоднократно проводилось ее профилирование с целью подготовки к строительству автодороги с твердым покрытием на указанной улице суд считает необоснованными.

Требования ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения» в равной мере распространяются на улицы и дороги населенных пунктов с грунтовым покрытием. Однако как следует из исследованных в судебном заседании доказательств дорога по <адрес> на момент проверки не соответствовала требованиям ГОСТ, не представлено доказательств ее надлежащего ремонта и содержания и в судебном заседании.

Руководствуясь ст. ст. 199, 198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования <данные изъяты> и об обязании провести ремонт автодорог – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты>, выразившееся в непринятии мер по содержанию и проведению ремонта улиц: <адрес>.

Обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> провести ремонт дорожного покрытия <адрес> и <адрес> с целью приведения в соответствии с требованиями Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221.

Мотивированное решение изготовлено 5 сентября 2011 года.

Судья И.Н. Тризно