РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации07 февраля 2011 года г. Нариманов
Наримановский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Хаировой Д.Р.
при секретаре Лисицыной Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Джакубалиевой Г.М. о признании отказа администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> незаконным,
установил:
Джакубалиева Г.М. обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий администрации МО «<адрес>» <адрес>, указав в обоснование своих требований, что она вместе со своим сыном Джакубалиевым Н.У. проживает более двадцати лет в комнате №, жилой площадью № кв.м., расположенной в общежитии по адресу: <адрес>.
В связи с тяжелыми жилищными условиями, с ДД.ММ.ГГГГ заявитель состояла на учете в администрации МО «<адрес>» как нуждающаяся в получении благоустроенного жилья.
В ДД.ММ.ГГГГ заявителя и ее сына сняли с очереди, поскольку постановлением главы данного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ за № была установлена учетная норма № кв.м. площади жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ решением Совета МО «<адрес>» № была установлена норма предоставления жилого помещения, исходя из которой, определяется минимальный размер жилой площади помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере № кв.м. на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.
В ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась к главе администрации МО «<адрес>» <адрес> с заявлением о принятии на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Письмом за № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на учет, поскольку общая площадь помещения на состав семьи из двух человек равна № кв.м., то есть № кв.м. на одного члена семьи, что является выше установленной учетной нормы.
Джакубалиева Г.М. считает отказ администрации МО «<адрес>» незаконным и необоснованным, нарушающим ее права, так как при подсчете общей площади помещения, которую занимает заявитель, были включены не только фактическая площадь комнаты № кв.м., но и места общего пользования. Также не принято во внимание, что с ДД.ММ.ГГГГ в общежитии не было проведено капитального ремонта, либо реконструкции, договор социального найма с ней не заключался, изменен лишь статус общежития на жилой дом.
Просит признать отказ главы администрации муниципального образования МО «<адрес>» об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма незаконным и подлежащим отмене, обязать администрацию рассмотреть вопрос о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии с действующим жилищным законодательством и решением Совета МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за №.
В судебном заседании заявитель Джакубалиева Г.М. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица – администрации МО «<адрес>» ФИО3, действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что в ДД.ММ.ГГГГ Джакубалиева Г.М. была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В настоящее время обстоятельства, послужившие основанием для снятия заявителя с учета, не изменились, поскольку общая площадь доли заявителя в коммунальной квартире составляет № кв.м., то есть № кв.м. на одного члена семьи, что превышает учетную норму, установленную решением Совета МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ в размере № кв.м. Места общего пользования в коммунальной квартире также учитываются при подсчете общей площади.
Заинтересованное лицо Джакубалиев Н.У. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, специалиста ФИО5, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со статей <адрес> от 30.12.2005 N 91/2005-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда" (в ред. от 05.06.2006 N 18/2006-ОЗ) жилые помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно статье <адрес> «О предоставлении жилых помещений в <адрес>» принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления по месту жительства (далее - орган местного самоуправления) на основании установленной в данном муниципальном образовании учетной нормы площади жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что Джакубалиева Г.М. с ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, поскольку проживала в общежитии по <адрес>.
Постановлениями Главы МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ общежитию по <адрес> присвоен статус жилого дома с коммунальными квартирами.
Статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Джакубалиевой Г.М. снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку квартира, в которой она проживает, не является общежитием и занимаемая ее семьей жилая площадь превышает учетную норму.
Решением Наримановского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленного без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам <адрес> суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО «<адрес>» о снятии Джакубалиевой Г.М. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признано законным и обоснованным и в восстановлении ее в очереди нуждающихся в жилых помещениях отказано (л.д.17-24).
ДД.ММ.ГГГГ Джакубалиева Г.М. вновь обратилась в администрацию МО «<адрес>» <адрес> с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с необеспеченностью площадью жилого помещения на состав семьи из двух человек.
Согласно письму главы администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что площадь доли Джакубалиевой Г.М. в коммунальной квартире составляет № кв.м., то есть № кв.м. на одного члена семьи, что выше установленной учетной нормы (л.д.6).
В соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
Часть 3 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке.
Исходя из положений статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из справки администрации МО «№» № от ДД.ММ.ГГГГ Джакубалиева Г.М. зарегистрирована и проживает вместе со своим сыном Джакубалиевым Н.У., ДД.ММ.ГГГГ г.р. по адресу: <адрес>, комната №. Общая площадь составляет № кв.м. (л.д.44).
В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
На основании решения Совета муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ и внесенных в него изменений решением Совета муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет № квадратных метров общей площади на одного члена семьи. Норма предоставления жилого помещения, исходя из которой исчисляется минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определена в размере № квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.
Согласно извлечению из технического паспорта № <адрес> филиала ФГУП «<адрес>» <адрес> отделение комната №, жилой площадью № кв.м. вошла в состав коммунальной квартиры № жилой площадью № кв.м., общей площадью № кв.м. и составляет № долей. Коридор, кладовая, душевая, подсобные, туалет, кухня являются помещениями вспомогательного использования, находятся в общем пользовании проживающих в комнатах № квартиры № и их площадь составляет № кв.м. С учетом балконов площадь всех помещений в коммунальной квартире № № дома № № указана № кв.м. (л.д.13-14).
В силу части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Частями 3 и 4 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Специалист инженер <адрес> филиала ФГУП «<адрес>» <адрес> отделение ФИО5 суду пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ она изготовила технический паспорт коммунальной квартиры № № в доме № № по ул. <адрес>. В результате произведенных замеров были уточнена жилая площадь комнат № и общая площадь всей квартиры, с учетом площади помещений вспомогательного использования, а именно коридора, кладовой, душевой, подсобных, туалета и кухни. Доля комнаты №, жилой площадью № кв.м., в которой проживают Джакубалиева Г.М. с сыном, составляет № долей коммунальной квартиры. Исходя из размера рекомендуемой доли, количества зарегистрированных лиц и с учетом площади мест общего пользования, общая площадь доли Джакубалиевой Г.М. в коммунальной квартире, на состав семьи из двух человек составляет № кв.м., то есть на одного члена семьи приходится № кв.м.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд не может принять во внимание доводы заявителя Джакубалиевой Г.М. о том, что администрация не произвела расчет из жилой площади фактически занимаемой комнаты № кв.м. и необоснованно включило площадь мест общего пользования, поскольку для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях уровень обеспеченности граждан определяется общей площадью жилого помещения, в которое входит все, что образует данный объект жилищных прав, в том числе помещения вспомогательного использования, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком помещении (жилые комнаты, прихожая, коридор, кухня, гардеробная, ванная, туалет), за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Ссылка заявителя на норму предоставления жилого помещения в размере № кв.м. несостоятельна, так как уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется исходя из учетной нормы площади жилого помещения, которая установлена на территории <адрес> решением администрации муниципального образования в размере № кв.м.
При таких обстоятельствах, учитывая, что жилой дом по <адрес> утратил статус общежития, признан жилым домом с коммунальными квартирами и передан в муниципальную собственность, в связи с чем к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, общая площадь доли заявителя в коммунальной квартире превышает установленную учетную норму, суд считает отказ администрации МО «<адрес>» в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении законным и обоснованным, а заявление Джакубалиевой Г.М. не подлежащим удовлетворению.
Доказательства иных оснований, предусмотренных жилищным законодательством, для принятия на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, заявителем суду не представлены.
В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, должностного лица.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199, 254-258 ГПК РФ суд,
решил:
Заявление Джакубалиевой Г.М. о признании отказа администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> незаконным, возложении обязанности в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Астраханский областной суд со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Д.Р. Хаирова
Решение в окончательной форме принято 14.02.2011 года.
Судья: