Решение от 06.08.2012 по делу №2-729/2012



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Астрахань 06 августа 2012 года

Наримановский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Яковлева Д.Ю.,

при секретаре Потаповой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Астрахань гражданское дело по исковому заявлению прокурора <данные изъяты> Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<данные изъяты>» о создании маневренного фонда на территории МО «<данные изъяты>»,

установил:

Прокурор <данные изъяты> Астраханской области обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации МО «<данные изъяты>» о создании маневренного фонда на территории МО «<данные изъяты>». В обоснование исковых требований указал, что одним из способов реализации права на жилище является предоставление специализированных жилых помещений. Отдельную категорию специализированных жилых помещений составляют жилые помещения маневренного фонда, которые создаются с целью неотложного и экстренного обеспечения жильём граждан в случаях стихийных бедствий, разрушений, аварий.

В исковом заявлении прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения прав граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресу: <адрес>. В результате проверки было выявлено следующее:

Здание многоквартирного <адрес> – 1-этажный 6-ти квартирный жилой дом, 1960 года постройки. Длительная эксплуатация здания без надлежащего капитального и текущего ремонта привела к техническому износу его отдельных конструкций, в связи, с чем нарушена прочность и надежность всего здания. Согласно технического заключения, категория состояния и износа согласно требованиям законодательства соответствует недопустимому состоянию.

На основании заключения межведомственной комиссии от 21 февраля 2011 г., утвержденного постановлением администрации МО «<данные изъяты>» от 17 марта 2011 г. <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Здание многоквартирного <адрес> – 1-этажный 6-ти квартирный жилой дом, 1960 года постройки. Длительная эксплуатация здания без надлежащего капитального и текущего ремонта привела к техническому износу его отдельных конструкций, в связи, с чем нарушена прочность и надежность всего здания. Согласно технического заключения, категория состояния и износа согласно требованиям законодательства соответствует недопустимому состоянию.

На основании заключения межведомственной комиссии от 21 февраля 2011 г., утвержденного постановлением администрации МО «<данные изъяты>» от 17 марта 2011 г. № <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Здание многоквартирного <адрес> – 1-этажный 16-ти квартирный жилой дом, 1960 года постройки. Длительная эксплуатация здания без надлежащего капитального и текущего ремонта привела к техническому износу его отдельных конструкций, в связи, с чем нарушена прочность и надежность всего здания. Согласно технического заключения, категория состояния и износа согласно требованиям законодательства соответствует недопустимому состоянию.

На основании заключения межведомственной комиссии от 21 февраля 2011 г., утвержденного постановлением администрации МО «<данные изъяты>» от 17 марта 2011 г. № <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Здание многоквартирного <адрес> – 1-этажный 8-ми квартирный жилой дом, 1960 года постройки. Длительная эксплуатация здания без надлежащего капитального и текущего ремонта привела к техническому износу его отдельных конструкций, в связи, с чем нарушена прочность и надежность всего здания. Согласно технического заключения, категория состояния и износа согласно требованиям законодательства соответствует недопустимому состоянию.

На основании заключения межведомственной комиссии от 21 февраля 2011 г., утвержденного постановлением администрации МО «<данные изъяты>» от 17 марта 2011 г. № <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Здание многоквартирного <адрес> – 1-этажный 3-х квартирный жилой дом, 1960 года постройки. Длительная эксплуатация здания без надлежащего капитального и текущего ремонта привела к техническому износу его отдельных конструкций, в связи, с чем нарушена прочность и надежность всего здания. Согласно технического заключения, категория состояния и износа согласно требованиям законодательства соответствует недопустимому состоянию.

На основании заключения межведомственной комиссии от 21 февраля 2011 г., утвержденного постановлением администрации МО «<данные изъяты>» от 17 марта 2011 г. <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Кроме того, администрацией МО «<данные изъяты>» определены сроки расселения граждан, проживающих в ветхом жилье.

Так, согласно постановлений администрации МО «<данные изъяты>» от 17 марта 2011 г., администрация в течение 2-х месяцев обязана направить сведения об аварийных домах для включения их в областную целевую программу, сроки по расселению граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье составляют 12 месяцев со дня поступления выделенных денежных средств из бюджета области по данной программе.

Однако, в программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья администрации МО «<данные изъяты>» не вошла, так как был предоставлен не полный пакет необходимой проектно-сменной документации.

В связи с тем, что в муниципальном образовании отсутствует свободное муниципальное жилье, предоставляемое по договорам социального найма, расселить граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, не представляется возможным.

Кроме того, учитывая, что на территории администрации МО «<данные изъяты>» отсутствует специализированный жилой фонд в виде жилых помещений маневренного фонда, указанные обстоятельства являются чрезвычайными ввиду непригодности жилых помещений для проживания и представляющих опасность для жизни и здоровья граждан, что нарушает права граждан-жильцов домов, расположенных по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда создание условий для жилищного строительства, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Однако, данные требования администрацией МО «<данные изъяты>» не исполняются продолжительное время, полномочия в указанной сфере не используются.

В судебное заседание не явились представитель администрации МО «<адрес>» Астраханской области по доверенности Лядова Л.В., представитель Министерства строительства и дорожного хозяйства <данные изъяты> по доверенности Кайдалова Ю.В., извещенные о месте и времени слушания дела, обратились в суд с заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что решение по указанному исковому заявлению оставляют на усмотрение суда.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие представителя третьих лиц, извещённых о месте и времени слушания дела.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора <данные изъяты> Астраханской области Харченко А.С. исковые требования поддержала в полном объёме, просила иск удовлетворить.

Представители администрации МО «Астраханский сельсовет» по доверенностям Синельникова Т.П., Шаматова А.О. исковые требования прокурора не признали и пояснили, что в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень вопросов местного значения городских и сельских поселений, к которому, по мнению ответчика не относится создание маневренного фонда. Однако прокурор в своем исковом заявлении не приводит ни одной ссылки на нормы федерального законодательства, устанавливающие обязанность органов местного самоуправления по созданию маневренных фондов специализированного жилищного фонда.

Представители администрации МО «Астраханский сельсовет» также указали, что муниципальный жилищный фонд администрации МО «Астраханский сельсовет» составляют жилые помещения, признанные в установленном законом порядке ветхими и аварийными, иного свободного муниципального жилья нет, следовательно, маневренный фонд ввиду указанных обстоятельств образован быть не может. Так как указанные аварийные дома 1960 года постройки, сопроводительная документация на дома отсутствуют, а для участия в программе по переселению необходима сдача полного пакета документов, предусмотренных Законом. В настоящее время администрацией МО «Астраханский сельсовет» ведется работа по подготовке требуемой проектно-сметной документации на дома, признанные аварийными.

Суд, выслушав помощника прокурора <адрес> Харченко А.С., представителей ответчика администрации МО «Астраханский сельсовет» Синельникову Т.П., Шаматову А.О., исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу, что заявленные прокурором требования обоснованны и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Из ст. 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, во взаимосвязи с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на жилище, следует, что каждый гражданин на территории РФ обладает неотъемлемым правом на жилище.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ), жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Таким образом, анализируя указанные нормы, суд приходит к выводу, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище.

На основании изложенного довод представителей ответчика – администрации МО «<данные изъяты>» о том, что создание маневренного фонда не закреплено за местной администрацией, не состоятелен и не основан на законе.

Данные положения нашли свое отражение и в п.п. 6, 7, 8, 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которых к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

При этом в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Как указано в пунктах 1 и 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

По смыслу закона в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на специализированный жилищный фонд (в основном муниципальный и частично государственный), предназначенный для временного проживания отдельных категорий граждан.

В муниципальной собственности находится маневренный жилищный фонд, предназначенный: для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся муниципальные жилые помещения; для граждан - несостоятельных должников, утративших жилые помещения, полученные за счет кредитов или целевых займов и заложенные в их обеспечение, если на момент обращения у них нет другого жилья; для граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Непригодность жилых домов для проживания является следствием естественного износа, природных условий, бесхозяйственного содержания дома. Признание жилых помещений непригодными для проживания находится в компетенции органа местного самоуправления в отношении муниципального жилищного фонда (п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).

Соответственно и благоустроенное жилье предоставляет наймодатель жилого помещения, признанного непригодным для проживания (ст. 87 ЖК РФ).

При проведении капитального ремонта дома или его реконструкции, если эти работы не могут быть произведены без выселения граждан, наймодатель обязан на время этих работ предоставить гражданам жилое помещение в маневренном фонде без расторжения договора социального найма.

Жилое помещение в этом случае должно быть предоставлено до начала капитального ремонта или реконструкции дома (ст. 88 ЖК РФ).

Так, в соответствии со Стратегией развития ипотечного жилищного кредитования в РФ до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 19 июля 2010 г. № 1201-р, в разделе 7 определена роль государства, органов местного самоуправления и институтов развития на рынке ипотеки и жилищного финансирования. При этом на органы местного самоуправления возложено создание маневренного фонда и (или) коммерческого жилищного фонда.

Суд также обращает внимание, что указанные положения закона не только закреплены в современном Российском законодательстве, но и прямо определены в Приказе от 23 ноября 1988 г. N 312 Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при ГОССТРОЕ СССР «об утверждении ведомственных строительных норм ГОСКОМАРХИТЕКТУРЫ "Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (действующая редакция на территории РФ на настоящее время), согласно п. 1.1 которого данное Положение устанавливает состав и порядок функционирования системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения по перечню согласно СНиП 2.08.02-85 независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

При этом в соответствии с п. 1.2 указанного Положения, оно является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

В соответствии с п. 5.12 Положения, исполкомы местных Советов народных депутатов, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении жилищный фонд, должны создавать маневренный жилищный фонд в размерах, обеспечивающих выполнение планов капитального ремонта и реконструкции жилых зданий, или предусматривать выделение в соответствующем размере жилой площади для переселения проживающих из зданий, подлежащих ремонту и реконструкции.

Таким образом, правовая определённость указанного вопроса была определена намного ранее, и нашла свое полное отражение в Жилищном законодательстве РФ и иных законодательных актах на территории РФ, однако бремя исполнения данных положений администрацией МО «<данные изъяты>» игнорировалось.

Оценив все собранные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования прокурора законны и обоснованны, а потому подлежат удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст. 194 –199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора <данные изъяты> Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<данные изъяты>» Наримановского района Астраханской области о создании маневренного фонда на территории администрации МО «<данные изъяты>», удовлетворить полностью.

Обязать администрацию МО «<данные изъяты>» Наримановского района Астраханской области создать на территории муниципального образования «<данные изъяты>» маневренный фонд для временного проживания граждан, проживающих в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, признанных в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд через Наримановский районный суд Астраханской области в течение 1 месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2012 г.

Решение отпечатано судьёй в совещательной комнате на компьютере.

Председательствующий судья Д.Ю. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Именем Российской Федерации

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>