Решение от 25.04.2011 года



Дело № 2-128/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 апреля 2011 год с. Троицкое

Нанайский районный суд Хабаровского края в составе:

Председательствующего, судьи: Шаповаловой Н.С.,

С участием представителя истца – Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ – помощника прокурора Коновалова М.С.,

Представителя ответчика – муниципального унитарного предприятия коммунальных услуг Нанайского муниципального района по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Галушина Е.А.,

При секретаре: Гоголевой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию коммунальных услуг Нанайского муниципального района Хабаровского края (МУП КУ) о понуждении к разработке нормативно – экологической документации,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию коммунальных услуг Нанайского муниципального района Хабаровского края (далее МУП КУ) о понуждении к разработке нормативно – экологической документации. В обоснование исковых требований указал, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения проверки соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности МУП КУ Нанайского муниципального района Хабаровского края выявлены нарушения закона. МУП КУ Нанайского муниципального района Хабаровского края является юридическим лицом, в соответствии со ст. 48 ГК РФ, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ. Проверкой, проведенной ДД.ММ.ГГГГ установлено, что МУП КУ Нанайского муниципального района Хабаровского края расположено по адресу <адрес> Нанайский муниципальный район, <адрес> является предприятием по организации комплексного тепло – электроснабжения населения и т.д. Основными видами деятельности предприятия являются: обеспечение функционирования жилищно – коммунального хозяйства Нанайского муниципального района, деятельность по обеспечению эксплуатации и работоспособности котельных и т.д. В соответствии с договором о закреплении за МУП КУ Нанайского муниципального района Хабаровского края муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ МУП КУ Нанайского муниципального района Хабаровского края переданы 5 котельных, расположенных в сельском поселении <адрес> Хабаровского края. В ходе проверки установлено, что котельная, расположенная по адресу <адрес> Нанайский муниципальный район <адрес> является собственностью Нанайского муниципального района. МУП КУ Нанайского муниципального района Хабаровского края осуществляет эксплуатацию указанной котельной, отапливание производится твердым топливом – углем. Котельная непосредственно задействована в производственном процессе – обеспечение тепловой энергией зданий – школы, милиции, прокуратуры, суда и жилых домов. На момент проверки в работе задействованы 6 котлов. Отопительный сезон начался с ДД.ММ.ГГГГ. Ежемесячный расход твердого топлива (угля) составляет около 338 тонн, исключая летние месяцы. В ходе проверки установлено, что на указанный объект отсутствует нормативная экологическая документация, а именно: инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ, проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу. Таким образом, МУП КУ Нанайского муниципального района ФИО3 края предоставляет услуги по теплоснабжению путем сжигания угольного топлива в указанной котельной, оказывая тем самым негативное воздействие на окружающую среду, посредством выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В нарушение требований действующего законодательства МУП КУ Нанайского муниципального района Хабаровского края не обеспечило на указанном выше объекте проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработку проектов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, не утвердило проект в установленном законом порядке и не получило разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что подтверждается материалами проверки, объяснением директора МУП КУ Нанайского муниципального района Хабаровского края ФИО2 и другими материалами проверки. Таким образом, эксплуатация МУП КУ Нанайского муниципального района Хабаровского края источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешительной документации, оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду. На основании чего просил суд обязать МУП КУ Нанайского муниципального района Хабаровского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать и утвердить в установленном законом порядке проект предельно – допустимых выбросов в атмосферный воздух; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

И.О. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора ФИО10 в зал судебного заседания не явился. О месте и времени проведения судебного разбирательства был уведомлен надлежащим образом. В исковом заявлении просил копию решения суда по делу направить в Хабаровскую межрайонную природоохранную прокуратуру. ДД.ММ.ГГГГ доверил представлять его интересы по данному гражданскому делу прокурору <адрес> ФИО3 края ФИО5 Действующий от имени прокурора <адрес> ФИО3 края по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ помощник прокурора <адрес> ФИО3 края - Коновалов М.С. требования, изложенные в исковом заявлении и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Галушин Е.А. требования истца признал в полном объеме.

В соответствии с ч.3,5 ст. 167 ГПК РФ Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

При таких обстоятельствах, поскольку в деле может участвовать как непосредственно заявитель, так и посредством представителей, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, с участием его представителя.

Выслушав представителя истца – Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора – помощника прокурора Нанайского района Хабаровского края – Коновалова М.С., представителя ответчика – МУП КУ Нанайского муниципального района Хабаровского края Галушина Е.А., изучив представленные материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Статьёй 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Как следует из ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ
"Об охране окружающей среды" Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 4 того же Закона Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Статьёй 34 указанного Закона закреплено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ
"Об охране атмосферного воздуха" государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении; научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

Исходя из положений ч. 1 ст. 11, ч.1 ст.12 того же Закона в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него. В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы.

Согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ
"Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.1 ст. 30 данного Закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти; внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух; обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья; выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды; немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Исходя из требований ч.4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Аналогичные требования закреплены в ст. 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", согласно которой выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником и транспортными (передвижными) средствами допускается только на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно представленного суду Договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией ФИО11 края и МУП КУ Нанайского муниципального района Хабаровского края, о закреплении за МУП КУ Нанайского муниципального района муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, администрацией Нанайского муниципального района Хабаровского края МУП КУ Нанайского муниципального района на праве хозяйственного ведения было передано 5 котельных, которые используются по назначению для обеспечения теплом зданий и жилых помещений. Как следует из имеющегося в материала дела объяснения директора МУП КУ Нанайского муниципального района Хабаровского края ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ у предприятия на обслуживании находится 5 котельных, расположенных в сельском поселении <адрес>. В том числе, одна из них по адресу <адрес>. собственником указанной котельной является администрация поселения. Данная котельная отапливает здания школы, суда, милиции, прокуратуры, других объектов и жилых домов. Котельная работает на твердом топливе (угле). В котельной эксплуатируется 6 котлов. Отопительный сезон начался по распоряжению главы с ДД.ММ.ГГГГ. От котельной имеется труба, через которую происходит выброс веществ в воздух. Ежемесячный расход топлива составляет около 338 тонн. Разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух предприятие на данный момент не имеет, проект ПДВ также отсутствует, инвентаризацию не провели. В настоящее время документы подали на разработку и оформление. Обязуется оформить в кратчайшие сроки. Плату за негативное воздействие на окружающую среду предприятие производит.

Таким образом, поскольку в судебном заседании из пояснения представителя ответчика, согласившегося с заявленным иском, материалов дела, установлено, что в нарушение перечисленных норм закона МУП КУ Нанайского муниципального района Хабаровского края не обеспечило на указанном выше объекте проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработку проектов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, не утвердило проект в установленном законом порядке и не получило разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, исковое заявление подано надлежащим истцом, срок, предложенный прокурором для устранения указанных нарушений требований природоохранного законодательства, суд находит достаточным, требования истца обоснованы, подлежат удовлетворению.

Принимая решение об удовлетворении требования истца, суд помимо прочего, учитывает признание ответчиком иска, что в силу ч.3 ст. 173 ГПК РФ также является основанием для принятия судом решения об удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие коммунальных услуг (МУП КУ) Нанайского муниципального района Хабаровского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать и утвердить в установленном законом порядке проект предельно – допустимых выбросов в атмосферный воздух; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Нанайский районный суд Хабаровского края в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательном виде, то есть с 30 апреля 2011 года.

Судья: Шаповалова Н.С.