Решение от 16.06.2011 года



Дело №2 - 158/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2011 года с. Троицкое

Нанайский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Курпаса И.А.,

с участием представителя истца – старшего помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора – Моисенко Е.О.,

представителя ответчика - Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края Птахиной И.М., по доверенности № 1-9.6/2181 от 14.10.2010 года,

представителя ответчика - Администрации муниципального образования Село Маяк Нанайского муниципального района Хабаровского края – главы сельского поселения Черновой Г.С.,

при секретаре судебного заседания Каранкевич А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края, Администрации муниципального образования Село Маяк Нанайского муниципального района Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о понуждении к совершению действий по соблюдению природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения проверки в период с 19 марта по 25 марта 2011 года о соблюдении законодательства об отходах производства и потребления, в деятельности администрации Нанайского муниципального района выявлены нарушения в части непринятия мер к своевременной организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории данного района.

Так, на участке местности, расположенном на расстоянии 800 м от знака окончания с. Маяк по трассе г. Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре (в сторону г. Комсомольска-на-Амуре) поворот направо 700 м по лесной дороге, 23.03.2011 года обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов. Территория указанной свалки ограждения не имеет, доступ к свалке свободный.

Кроме того, указанная свалка бытовых отходов расположена вблизи населенного пункта, что может создать угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Таким образом, непринятие мер администрацией Нанайского муниципального района Хабаровского края по сбору и вывозу бытовых отходов на указанной территории нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также санитарно-эпидемиологическую обстановку.

В связи с указанным, неприятие мер администрацией Нанайского муниципального района Хабаровского по сбору и вывозу с обнаруженной несанкционированной свалки бытовых отходов необходимо признать незаконным и обязать устранить нарушения действующего законодательства.

На основании изложенного прокурор просил обязать администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края устранить нарушения действующего законодательства, а именно принять меры к сбору и вывозу бытовых отходов с территории несанкционированной свалки, обнаруженной на расстоянии 800 м от знака окончания с. Маяк по трассе г. Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре (в сторону г. Комсомольска-на-Амуре) поворот направо 700 м по лесной дороге, в установленном законом порядке.

Иск прокурором в интересах неопределенного круга лиц был предъявлен к администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края. Для участия в рассмотрении дела в качестве соответчиков судом были привлечены администрация муниципального образования Село Маяк Нанайского муниципального района Хабаровского края и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.

Представитель истца – старший помощник Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Моисенко Е.О. в судебном заседании пояснила, что непринятие мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края нарушает права граждан и влияет на экологическую обстановку в районе. Просит удовлетворить исковые требования и возложить на ответчика Администрацию муниципального образования Село Маяк Нанайского муниципального района Хабаровского края, так как указанная свалка располагается на территории указанного муниципального образования, обязанность по устранению нарушения природоохранного законодательства и ликвидировать в срок до 01 июля 2011 года несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на расстоянии 800 м от знака окончания с. Маяк по трассе г. Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре (в сторону г. Комсомольска-на-Амуре) поворот направо 700 м по лесной дороге.

Представитель ответчика администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края Птахина И.В. возражала против исковых требований, суду пояснила, что свалка твердых бытовых отходов располагается в специально отведенном для этой цели месте. Место для свалки было согласованно с руководителем Центра госсанэпидзора в Нанайском районе Хабаровского края, а затем утверждено постановлением главы муниципального образования Село Маяк Нанайского муниципального района № 09 от 21.06.2004 года. Полагает, что неопределенность в законодательстве относительно мест размещения подобных свалок на территориях сельских поселений муниципального района, определения мест сбора твердых бытовых отходов для их сортировки и переработки, вывоз твердых бытовых отходов на полигоны хранения отходов, а также неопределенность в части выделения для этих целей денежных средств, не позволяют администрациям сельских поселений и муниципального района единолично решать данные вопросы. Для положительного решения вопроса о ликвидации подобных свалок, которые расположены на территории района и отдельных сельских поселений района необходимо непосредственное участие Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в части определения правовых норм регламентирующих данную деятельность администрации Нанайского муниципального района, и кроме этого необходимо привлечение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края для выделения дополнительных денежных средств для решения указанного вопроса, так как Нанайский район Хабаровского края является дотационным, и взимание с населения денежных средств на данные цели в повышенном размере, повлечет недовольство граждан, так как ближайший полигон твердых бытовых отходов, куда в соответствии с действующим законодательством необходимо вывозить твердые бытовые отходы и имеющий лицензию на хранение и переработку отходов, располагается на удалении от Нанайского муниципального района Хабаровского края примерно 250 км в районе им. Лазо Хабаровского края.

Представитель администрации муниципального образования Село Маяк Нанайского муниципального района Хабаровского края Чернова Г.С. суду пояснила, что с иском не согласна. Свалка, которую просит ликвидировать истец, хоть и находится на территории сельского поселения Село Маяк, но отвечать за нее должна администрация муниципального образования Нанайского района Хабаровского края, так как у администрации Села Маяк отсутствуют денежные средства для решения данной проблемы. И кроме этого администрацией Нанайского муниципального района Хабаровского края должно быть определено место, куда необходимо свозить твердые бытовые отходы со всего района. Откуда в последующем эти отходы должны вывозиться администрацией Нанайского района Хабаровского края на полигон твердых бытовых отходов Хабаровского края, расположенный в районе им. Лазо, у которого имеется лицензия на хранение и утилизацию твердых бытовых отходов, для их последующей утилизации.

Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом. Суд с учетом мнения лиц, участвующих в рассмотрении дела и не возражавших на рассмотрении дела в отсутствии не явившегося лица, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.

Исследовав представленные материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, суд считает заявленный иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ «Об охране окружающей среды») под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Статьей 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающем среды.

Пунктом 1 данной статьи определены полномочия органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами, в части организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Кроме этого, обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, на администрации муниципальных образований возложена ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

При этом в силу ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления, то есть бытовыми отходами, понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно п. 2 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами отнесено организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Как установлено в судебном заседании, организованная на основании постановления главы муниципального образования Село Маяк Нанайского муниципального района № 09 от 21.06.2004 года свалка твердых бытовых отходов на расстоянии 800 м от знака окончания с. Маяк по трассе г. Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре (в сторону г. Комсомольска-на-Амуре) поворот направо 700 м по лесной дороге, не соответствует требованиям ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления», так как администрация муниципального образования Село Маяк, которая определила размещать твердые бытовые отходы на свалке, не имеет лицензии по осуществлению деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Кроме этого на основании ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, и определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При принятии решения об организации указанной свалки у главы администрации муниципального образования Село Маяк Нанайского муниципального района не было соответствующего разрешения.

Согласно генеральному плану сельского поселения «Село Маяк» несанкционированная свалка бытовых отходов, располагается на территории муниципального образования Село Маяк, что в свою очередь также подтверждается объяснениями представителей ответчиков.

С учетом изложенного требования истца в части возложения обязанности на администрацию муниципального образования Село Маяк Нанайского муниципального района по принятию мер к сбору и вывозу бытовых отходов с несанкционированной свалки, обнаруженной на расстоянии 800 м от знака окончания с. Маяк по трассе г. Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре (в сторону г. Комсомольска-на-Амуре) поворот направо 700 м по лесной дороге в установленном законом порядке до 01 июля 2011 года, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом место, куда необходимо вывозить отходы с указанной свалки, необходимо согласовать с администрацией Нанайского муниципального района Хабаровского края, так как пунктом 2 статьи 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края, Администрации муниципального образования Село Маяк Нанайского муниципального района Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о понуждении к совершению действий по соблюдению природоохранного законодательства, удовлетворить частично.

Обязать Администрацию муниципального образования Село Маяк Нанайского муниципального района Хабаровского края принять меры по сбору и вывозу бытовых отходов с несанкционированной свалки, обнаруженной на расстоянии 800 м от знака окончания с. Маяк по трассе г. Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре (в сторону г. Комсомольска-на-Амуре) поворот направо 700 м по лесной дороге в установленном законом порядке в срок до 01 июля 2011 года.

В удовлетворении иска в части возложения обязанности на Администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края по сбору и вывозу бытовых отходов с несанкционированной свалки, обнаруженной на расстоянии 800 м от знака окончания с. Маяк по трассе г. Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре (в сторону г. Комсомольска-на-Амуре) поворот направо 700 м по лесной дороге в установленном законом порядке в срок до 01 июля 2011 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Нанайский районный суд в течение 10 дней.

Судья Нанайского районного суда Хабаровского края Курпас И.А.