Дело №2 - 160/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 июня 2011 года с. Троицкое Нанайский районный суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Курпаса И.А., с участием представителя истца – старшего помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора – Моисенко Е.О., представителя ответчика - Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края Птахиной И.М., по доверенности № 1-9.6/2181 от 14.10.2010 года, представителя ответчика - Администрации Найхинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края – главы сельского поселения Бельды Г.Л., при секретаре судебного заседания Каранкевич А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края, Администрации Найхинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о понуждении к совершению действий по соблюдению природоохранного законодательства, УСТАНОВИЛ: Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения проверки в период с 19 марта по 25 марта 2011 года о соблюдении законодательства об отходах производства и потребления, в деятельности администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края выявлены нарушения в части непринятия мер к своевременной организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории данного района. В ходе проверки установлено, что администрацией Нанайского муниципального района Хабаровского края указанные требования закона не соблюдаются. Так, на участке местности, расположенном на расстоянии 1,5 км подъездной дороги к с. Найхин Нанайского муниципального района Хабаровского края, 23.03.2011 года обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов. Территория указанной свалки ограждения не имеет, доступ к свалке свободный. Кроме того, указанная свалка бытовых отходов расположена вблизи населенного пункта, что может создать угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Таким образом, непринятие мер администрацией Нанайского муниципального района Хабаровского края по сбору и вывозу бытовых отходов на указанной территории нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также санитарно-эпидемиологическую обстановку. В связи с указанным, неприятие мер администрацией Нанайского муниципального района Хабаровского по сбору и вывозу с обнаруженной несанкционированной свалки бытовых отходов необходимо признать незаконным и обязать устранить нарушения действующего законодательства. На основании изложенного прокурор просил обязать администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края устранить нарушения действующего законодательства, а именно принять меры к сбору и вывозу бытовых отходов с территории несанкционированной свалки, обнаруженной в 1,5 км по подъездной дороге к с. Найхин Нанайского муниципального района Хабаровского края в установленном законом порядке. Иск прокурором в интересах неопределенного круга лиц был предъявлен к администрации Нанайского муниципального района хабаровского края. Для участия в рассмотрении дела в качестве соответчиков судом были привлечены администрация Найхинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края. Представитель истца – старший помощник Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Моисенко Е.О. в судебном заседании пояснила, что непринятие мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края нарушает права граждан и влияет на экологическую обстановку в районе. Просит удовлетворить исковые требования и возложить на ответчика Администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края обязанность по устранению нарушения природоохранного законодательства и ликвидировать в срок до 01 июля 2011 года несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на расстоянии 1,5 км подъездной дороги к с. Найхин Нанайского муниципального района Хабаровского края. Представитель ответчика администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края Птахина И.В. возражала против исковых требований, суду пояснила, что свалка твердых бытовых отходов располагается в специально отведенном для этой цели месте. Место для свалки было согласованно с архитектором Нанайского района, главой Найхинского сельского поселения Нанайского района и специалистом землеусторителем Нанайского района, а затем утверждено постановлением главы Нанайского муниципального района № 707 от 30.06.2008 года. Полагает, что неопределенность в законодательстве относительно мест размещения подобных свалок на территории муниципального района, определения мест сбора твердых бытовых отходов для их сортировки и переработки, вывоз твердых бытовых отходов на полигоны хранения отходов, а также неопределенность в части выделения для этих целей денежных средств, не позволяют администрации района единолично решать данные вопросы. Для положительного решения вопроса о ликвидации подобных свалок, которые расположены на территории района и отдельных сельских поселений района необходимо непосредственное участие Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в части определения правовых норм регламентирующих данную деятельность администрации Нанайского муниципального района, и кроме этого необходимо привлечение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края для выделения дополнительных денежных средств для решения указанного вопроса, так как Нанайский район Хабаровского края является дотационным, и взимание с населения денежных средств на данные цели в повышенном размере, повлечет недовольство граждан, так как ближайший полигон твердых бытовых отходов, куда в соответствии с действующим законодательством необходимо вывозить твердые бытовые отходы и имеющий лицензию на хранение и переработку отходов, располагается на удалении от Нанайского муниципального района Хабаровского края примерно 250 км в районе им. Лазо Хабаровского края. Представитель администрации Найхинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края Бельды Г.Л. суду пояснила, что с иском не согласна. Свалка, которую просит ликвидировать истец, не находится на территории сельского поселения с. Найхин. Твердые бытовые отходы вывозятся на специально отведенное для этой цели место. По мере наполнения мусором, периодически производится рекультивация свалки. Указанная свалка на данном этапе является спасением для населения с. Найхин, так как имеется конкретное место, куда официально доставляется мусор и бытовые отходы. Если ликвидировать свалку, то население и индивидуальные предприниматели будут сваливать отходы в любом удобном для них месте. Подобная ситуация уже имела место быть, когда не было установлено место их размещения. Даже сейчас приходится администрации сельского поселения привлекать силы и средства для ликвидации несанкционированных свалок, и при этом денежных средств в с. Найхин и администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края, для этих целей не имеется. Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом. Суд с учетом мнения лиц, участвующих в рассмотрении дела и не возражавших на рассмотрении дела в отсутствии не явившегося лица, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края. Исследовав представленные материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, суд считает заявленный иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ «Об охране окружающей среды») под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Статьей 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающем среды. Так пунктом 2 данной статьи к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Кроме этого, обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на администрации муниципальных районов возложена ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления»). При этом в силу ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления, то есть бытовыми отходами, понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Согласно п. 2 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами отнесено организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Как установлено в судебном заседании, организованная на основании постановления главы Нанайского муниципального района № 707 от 30.06.2008 года свалка твердых бытовых отходов на удалении 1,5 км подъездной дороги к с. Найхин Нанайского муниципального района Хабаровского края, не соответствует требованиям ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления», так как администрация сельского поселения с. Найхин, которой разрешено размещать твердые бытовые отходы на свалке, не имеет лицензии по осуществлению деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Кроме этого на основании ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, и определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При принятии решения об организации указанной свалки у главы администрации Нанайского муниципального района не было соответствующего разрешения. Согласно плану отвода земельного участка для размещения свалки твердых бытовых отходов, согласованной с архитектором Нанайского района, несанкционированная свалка располагается на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края. С учетом изложенного требования истца в части возложения обязанности на администрацию Нанайского муниципального района по принятию мер к сбору и вывозу бытовых отходов с несанкционированной свалки, обнаруженной в 1,5 км по подъездной дороги к с. Найхин Нанайского муниципального района Хабаровского края в установленном законом порядке до 01 июля 2011 года, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края, Администрации Найхинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о понуждении к совершению действий по соблюдению природоохранного законодательства, удовлетворить частично. Обязать Администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края принять меры по сбору и вывозу бытовых отходов с несанкционированной свалки, обнаруженной в 1,5 км по подъездной дороге к с. Найхин Нанайского муниципального района Хабаровского края в установленном законом порядке в срок до 01 июля 2011 года. В удовлетворении иска в части возложения обязанности на Администрацию Найхинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края по сбору и вывозу бытовых отходов с несанкционированной свалки, обнаруженной в 1,5 км по подъездной дороге к с. Найхин Нанайского муниципального района Хабаровского края в установленном законом порядке в срок до 01 июля 2011 года, отказать. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Нанайский районный суд в течение 10 дней. Судья Нанайского районного суда Хабаровского края Курпас И.А.