Решение от 16.06.2011 года



Дело №2 - 159/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2011 года с. Троицкое

Нанайский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Курпаса И.А.,

с участием представителя истца – старшего помощника Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора – Моисенко Е.О.,

представителя ответчика - Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края Птахиной И.М., по доверенности № 1-9.6/2181 от 14.10.2010 года,

представителя ответчика - Администрации муниципального образования Село Дубовый Мыс Нанайского муниципального района Хабаровского края – главы сельского поселения Суина А.И.,

при секретаре судебного заседания Каранкевич А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края, Администрации муниципального образования Село Дубовый Мыс Нанайского муниципального района Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о понуждении к совершению действий по соблюдению природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения проверки в период с 19 марта по 25 марта 2011 года о соблюдении законодательства об отходах производства и потребления, в деятельности администрации сельского поселения «Село Дубовый Мыс» выявлены нарушения в части непринятия мер к своевременной организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории данного населенного пункта.

Так, на участке местности, расположенном на удалении 50 м от <адрес>, 22.03.2011 года обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов. Территория указанной свалки ограждения не имеет, доступ к свалке свободный.

Кроме того, указанная свалка бытовых отходов расположена в населенном пункте, что может создать угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Таким образом, непринятие мер администрацией муниципального образования Село Дубовый Мыс Нанайского муниципального района Хабаровского края по сбору и вывозу бытовых отходов на указанной территории нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также санитарно-эпидемиологическую обстановку.

В связи с указанным, неприятие мер администрацией муниципального образования Село Дубовый Мыс Нанайского муниципального района Хабаровского края по сбору и вывозу с обнаруженной несанкционированной свалки бытовых отходов необходимо признать незаконным и обязать устранить нарушения действующего законодательства.

На основании изложенного прокурор просил обязать администрацию муниципального образования Село Дубовый Мыс Нанайского муниципального района Хабаровского края устранить нарушения действующего законодательства, а именно принять меры к сбору и вывозу бытовых отходов с территории несанкционированной свалки, обнаруженной на удалении 50 м от <адрес> в установленном законом порядке.

Иск прокурором в интересах неопределенного круга лиц был предъявлен к администрации муниципального образования Село Дубовый Мыс Нанайского муниципального района Хабаровского края. Для участия в рассмотрении дела в качестве соответчиков судом были привлечены администрация Нанайского муниципального района Хабаровского края и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.

Представитель истца – старший помощник Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Моисенко Е.О. в судебном заседании пояснила, что непринятие мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории населенного пункта Село Дубовый Мыс нарушает права граждан и влияет на экологическую обстановку в данном населенном пункте. Просит удовлетворить исковые требования и возложить на ответчика Администрацию муниципального образования Село Дубовый Мыс Нанайского муниципального района Хабаровского края, так как указанная свалка располагается на территории указанного муниципального образования, обязанность по устранению нарушения природоохранного законодательства и ликвидировать в срок до 01 июля 2011 года несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на удалении 50 м от дома <адрес>.

Представитель ответчика администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края Птахина И.В. возражала против исковых требований, суду пояснила, что ответственность за организацию данной свалки твердых бытовых отходов должна нести администрация Села Дубовый Мыс, так как свалка располагается именно в этом населенном пункте. Также считает, что неопределенность в законодательстве относительно мест размещения подобных свалок на территориях сельских поселений муниципального района, определения мест сбора твердых бытовых отходов для их сортировки и переработки, вывоз твердых бытовых отходов на полигоны хранения отходов, а также неопределенность в части выделения для этих целей денежных средств, не позволяют администрациям сельских поселений и муниципального района единолично решать данные вопросы. Для положительного решения вопроса о ликвидации подобных свалок, которые расположены на территории района и отдельных сельских поселений района необходимо непосредственное участие Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в части определения правовых норм регламентирующих данную деятельность администрации Нанайского муниципального района, и кроме этого необходимо привлечение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края для выделения дополнительных денежных средств для решения указанного вопроса, так как Нанайский район Хабаровского края является дотационным, и взимание с населения денежных средств на данные цели в повышенном размере, повлечет недовольство граждан, так как ближайший полигон твердых бытовых отходов, куда в соответствии с действующим законодательством необходимо вывозить твердые бытовые отходы и имеющий лицензию на хранение и переработку отходов, располагается на удалении от Нанайского муниципального района Хабаровского края примерно 250 км в районе им. Лазо Хабаровского края.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования Село Дубовый Мыс Нанайского муниципального района Хабаровского края Суин А.И. суду пояснил, что с иском он согласен. Свалка, которую просит ликвидировать истец, находилась на территории сельского поселения Село Дубовый Мыс. В настоящее время указанная свалка ликвидирована. Но представить суду доказательства, подтверждающий данный факт не имеет возможности.

Представитель ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом. Суд с учетом мнения лиц, участвующих в рассмотрении дела и не возражавших на рассмотрении дела в отсутствии не явившегося лица, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.

Исследовав представленные материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, суд считает заявленный иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ «Об охране окружающей среды») под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Статьей 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающем среды.

Пунктом 1 данной статьи определены полномочия органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами, в части организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Кроме этого, обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, на администрации муниципальных образований возложена ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

При этом в силу ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления, то есть бытовыми отходами, понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно п. 2 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами отнесено организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Как установлено в судебном заседании, свалка твердых бытовых отходов, обнаруженная на удалении 50 м от <адрес>, не соответствует требованиям ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления», так как администрация муниципального образования Село Дубовый Мыс, определившая размещать твердые бытовые отходы на указанной свалке, не имеет лицензии по осуществлению деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно объяснениям представителей ответчиков следует, что несанкционированная свалка бытовых отходов, располагается на территории муниципального образования Село Дубовый Мыс.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Представителем ответчика - администрации муниципального образования Село Дубовый Мыс Нанайского муниципального района Хабаровского края Суиным А.И. не представлены доказательства, подтверждающие факт ликвидации несанкционированной свалки.

С учетом изложенного требования истца в части возложения обязанности на администрацию муниципального образования Село Дубовый Мыс Нанайского муниципального района по принятию мер к сбору и вывозу бытовых отходов с несанкционированной свалки, обнаруженной на удалении 50 м <адрес> в установленном законом порядке до 01 июля 2011 года, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом место, куда необходимо вывозить отходы с указанной свалки, необходимо согласовать с администрацией Нанайского муниципального района Хабаровского края, так как пунктом 2 статьи 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края, Администрации муниципального образования Село Дубовый Мыс Нанайского муниципального района Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о понуждении к совершению действий по соблюдению природоохранного законодательства, удовлетворить частично.

Обязать Администрацию муниципального образования Село Дубовый Мыс Нанайского муниципального района Хабаровского края принять меры по сбору и вывозу бытовых отходов с несанкционированной свалки, обнаруженной на удалении 50 м от <адрес> в установленном законом порядке в срок до 01 июля 2011 года.

В удовлетворении иска в части возложения обязанности на Администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края по сбору и вывозу бытовых отходов с несанкционированной свалки, обнаруженной на удалении 50 м от дома <адрес> в установленном законом порядке в срок до 01 июля 2011 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Нанайский районный суд в течение 10 дней.

Судья Нанайского районного суда Хабаровского края Курпас И.А.