Дело № 2-237/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 июля 2011 год с. Троицкое Нанайский районный суд Хабаровского края в составе: Председательствующего, судьи: Шаповаловой Н.С., С участием представителя истца – прокурора Нанайского района Хабаровского края, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ – ФИО4, При секретаре: Гоголевой Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нанайского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц жителей сельского поселения «Село Троицкое» к Администрации сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края о понуждении к устройству противопожарных разрывов, УСТАНОВИЛ: Прокурор Нанайского района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц жителей сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края о понуждении к устройству противопожарных полос и разрывов у села «Троицкое» по условной линии отграничивающей территорию населенного пункта от лесных массивов, приведению в соответствие нормативным требованиям указателей к водоисточникам, приведению в соответствие противопожарного водоснабжения на территории сельского поселения. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Нанайского района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства установлено, что администрацией сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края ненадлежащим образом устроены защитные противопожарные полосы (захламлены пожарным мусором) и не устроены противопожарные разрывы вокруг села Троицкое, указатели к водоисточникам не соответствуют требованиям ГОСТ 12.2.143-2009, противопожарное водоснабжение не соответствует требованиям свода правил СП8.13130.2009 и ст. 68 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123 – ФЗ от 22.07.2008 года (отсутствует внутренняя система водоснабжения гидрантов). Устройство защитных противопожарных полос и разрывов у населенных пунктов сельского поселения и поддержание их в состоянии, исключающем возможность переброса огня, является обязанностью администрации сельского поселения. Непринятие мер по надлежащему устройству защитных противопожарных полос, создает возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения населенных пунктов, иное имущество граждан, что нарушает гарантированные частью 2 статьи 8, частью 1 статьи 34, частями 1,2 статьи 35 Конституции Российской Федерации права граждан на охрану частной собственности, на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, на охрану законом права частной собственности, на обладание имуществом на праве собственности, на владение, пользование и распоряжение им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также права собственника, предусмотренные пунктами 1,2 статьи 209, пунктами 1,2,4 статьи 212 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, нарушаются права граждан на жилище, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, гарантированные частью 1 статьи 40, частью 1 статьи 41, статьей 42 Конституции РФ. Неприятие по надлежащему устройству защитных противопожарных полос создает опасность повреждения и уничтожения огнем муниципального имущества сельского поселения, что нарушает гарантированные частью 2 статьи 8, частью 1 статьи 130 Конституции РФ права муниципального образования на равную охрану права муниципальной собственности, на владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, а равно права собственника, закрепленные пунктами 1,2 статьи 209 пунктами 1,2,4 статьи 212 Гражданского кодекса РФ. В судебном заседании глава администрации сельского поселения «село Троицкое» ФИО2 требования прокурора признал частично. Согласился с тем, что администрацией сельского поселения должны быть произведены работы по водоснабжению гидрантов, что запланировано провести в 2014 году. Работы по замене знаков – указателей были проведены. В остальной части требования прокурора не признал, пояснил суду, что вокруг сельского поселения надлежащим образом устроена защитная противопожарная полоса. Противопожарные разрывы вокруг села также имеются практически везде. В настоящее время в собственности администрации сельского поселения нет водопроводных сетей. Явившийся в судебное заседание по доверенности прокурора Нанайского района Хабаровского края – ФИО3 – ФИО4 требования, изложенные в исковом заявлении поддержал в части понуждения Администрации к устройству противопожарных полос и разрывов у села «Троицкое» по условной линии отграничивающей территорию населенного пункта от лесных массивов, приведению в соответствие противопожарного водоснабжения на территории сельского поселения. От заявленных требований по приведению в соответствие нормативным требованиям указателей к водоисточникам, отказался в связи с добровольным исполнением ответчиком данного требования в досудебном порядке. Допрошенный в качестве свидетеля по делу – инспектор по пожарному надзору Отделения надзорной деятельности по Нанайскому району Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по <адрес> ФИО5 пояснил, что им ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт проверки № в отношении Администрации сельского поселения «Село Троицкое», согласно которого в ходе проверки были выявлены следующие нарушения: на территории сельского поселения №Село Троицкое» отсутствует противопожарное водоснабжение, не установлены (объемные со светильником или плоские выполненные с использованием светоотражающих покрытий) указатели к водоисточникам, противопожарное расстояние от границ застройки сельского поселения индивидуальной застройки до лесного массива менее 15 метров, на <адрес> своевременно не убраны горючие отходы. Суд, выслушав пояснения истца – помощника прокурора Нанайского района Хабаровского края ФИО4, ответчика – главу сельского поселения ФИО2, свидетеля ФИО5, изучив представленные материалы, находит требования прокурора законными и обоснованными по следующим основаниям: В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения. Согласно положениям статьи 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» понимается первичными мерами пожарной безопасности В силу частей 2, 3 статьи 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» уполномоченными государственными органами осуществляется нормативное регулирование в области пожарной В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Как следует из пункта 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Согласно требованиям пункта 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) наряду с Правилами (ППБ 01-03), следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Согласно пункта 15 статьи 69 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров. Согласно требованиям пункта 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) для населённых пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления Согласно требованиям пункта 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На Согласно требованиям пункта 27 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать". Согласно ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-2009 знаки пожарной безопасности, размещенные на пути эвакуации, а также эвакуационные знаки безопасности должны быть выполнены с применением фотолюминесцентных материалов Согласно п. 4 Свода правил системы противопожарной защиты источники наружного противопожарного водоснабжения требования пожарной безопасности СП 8.13130.2009, наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы), населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; В соответствии со статьей 68 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поселения должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения, строения или их части не менее чем от 2 гидрантов. В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктом 1 статьи 35 устава сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района <адрес> местная администрация сельского поселения обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по эффективному решению вопросов местного значения сельского поселения в интересах населения сельского поселения. Согласно имеющегося в материалах дела Акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения (приказа) от ДД.ММ.ГГГГ № отделением надзорной деятельности по <адрес> была проведена проверка в отношении Администрации сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края, в ходе которой были выявлены следующие нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, в частности п.1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) – На территории сельского поселения «Село Троицкое» отсутствует противопожарное водоснабжение, п.2 (ППБ 01-03) Не установлены объемные со светильником или плоские выполненные с использованием светоотражающих покрытий указателей к водоисточникам, ст. 69 пункта 15 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - противопожарное расстояние от границ застройки сельского поселения индивидуальной застройки до лесного массива менее 15 метров, п.21 (ППБ 01-03) – На <адрес> своевременно не убраны горючие отходы. Как следует из представленного суду ответчиком Акта администрации сельского поселения «Село Троицкое, согласно ст. 69 п. 15 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ №, администрацией сельского поселения «Село Троицкое» ДД.ММ.ГГГГ установлены знаки плоские с использованием светоотражающих покрытий указывающих направление движения к месту пожарного водоснабжения. Таким образом, в судебном заседании установлено, что не устранены администрацией нарушения законодательства в части устройства противопожарных полос и разрывов у села «Троицкое» по условной линии отграничивающей территорию населенного пункта от лесных массивов, приведения в соответствие противопожарного водоснабжения на территории сельского поселения, исполнение данных обязанностей законом возложено на ответчика. Непринятие мер по надлежащему устройству защитных противопожарных полос, создаёт возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения населённых пунктов, иное имущество граждан, что нарушает, гарантированные частью 2 статьи 8, частью 1 статьи 34, частями 1,2 статьи 35 Конституции Российской Федерации права граждан на охрану частной собственности, на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности, на охрану законом права частной собственности, на обладание имуществом на праве собственности, на владение, пользование и распоряжение им как единолично, так и совместно с другими лицами, а также права собственника предусмотренные пунктами 1,2 статьи 209, пунктами 1,2,4 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, нарушаются права граждан на жилище, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, гарантированные частью 1 статьи 40, частью 1 статьи 41, статьёй 42 Конституции Российской Федерации. Помимо этого, непринятие по надлежащему устройству защитных противопожарных полос создаёт опасность повреждения и уничтожения огнём муниципального имущества сельского поселения, что нарушает гарантированные частью 2 статьи 8, частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации права муниципального образования на равную охрану права муниципальной собственности, на владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, а равно права собственника, закреплённые пунктами 1,2 статьи 209, пунктами 1,2,4 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Обязать администрацию сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края устроить противопожарные полосы и разрывы у села Троицкое по условной линии, отграничивающей территорию населенного пункта от лесных массивов, привести в соответствие противопожарное водоснабжение на территории сельского поселения. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Нанайский районный суд Хабаровского края в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 22.07.2011 года. Судья. Подпись. Копия верна. Судья: Шаповалова Н.С.
является реализация принятых в установленном порядке норм и правил по
предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
безопасности, т.е. установление в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие
возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до
водоисточника.