Решение от 12.01.2012 года



Дело № 2-36/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 января 2012 год с. Троицкое

Нанайский районный суд Хабаровского края в составе:

Председательствующего, судьи: Шаповаловой Н.С.,

С участием истца – помощника прокурора Нанайского района Хабаровского края Новикова Игоря Валерьевича,

Представителя ответчика – Глушаниной О.Ф.,

При секретаре: Гоголевой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нанайского района Хабаровского края Серого В.В. к МОУ СОШ имени Максима Пассара Найхинского сельского поселения Хабаровского края о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нанайского района Серый В.В. в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе имени Максима Пассара Найхинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края (далее МОУ СОШ с. Найхин) о возложении обязанности на директора МОУ СОШ с. Найхин Глушанину Ольгу Филипповну в срок до 01.08.2012 года провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда работодателем – директором МОУ СОШ с. Найхин Глушаниной О.Ф. В ходе проверки установлено, что директором МОУ СОШ с. Найхин не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Статья 37 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующие сертификацией организации работ по охране труда. Приказом от 26.04.2011 года № 342н Министерства здравоохранения и социального развития РФ утвержден порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулирует вопросы деятельности работодателей – юридических лиц и работодателей – физических лиц (далее – организации), за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее СИЗ). В соответствии с п.4 результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях: контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценки профессионального риска как вероятности повреждения (устраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно – следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников; предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами; подготовки статистической отчетности об условиях труда; последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований); расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания; обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков; рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне; проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда. Согласно п.9 Порядка Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав, и при необходимости состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и Аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В состав аттестационной комиссии организации рекомендуется включать руководителей структурных подразделений организации, юристов, специалистов служб охраны труда, специалистов по кадрам, специалистов по труду и заработной плате, представителей лабораторных подразделений, главных специалистов, медицинских работников, представителей профсоюзных организаций или других уполномоченных работниками представительных органов, представителей комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, представителей Аттестующей организации. Неисполнение работодателем – директором МОУ СОШ с. Найхин Глушаниной О.Ф. обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда нарушает права неопределенного круга лиц на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на получение информации об условиях труда на рабочих местах в данной организации.

Представитель прокурора Нанайского района Хабаровского края по доверенности от 10.01.2012 года – помощник прокурора Нанайского района Хабаровского края Новиков И.В. в судебном заседании заявленные требования уточнил, просил суд возложить на ответчика – директора МОУ СОШ с. Найхин Глушанину О.Ф. обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации по охране труда в срок до 01.10.2012 года.

Ответчик – директор МОУ СОШ с. Найхин Глушанина О.Ф. требования прокурора признала частично. Просила суд принять решение о возложении на нее обязанности по аттестации 70 % рабочих мест в 2012 году и 30 % рабочих мест в 2013 году, поскольку Управлением образования Нанайского муниципального района Хабаровского края составлена смета аттестации 30 рабочих мест по 2000 рублей на одно рабочее место, потому к указанному прокурором сроку средства из бюджета в надлежащем количестве могут быть и не выделены.

Изучив представленные материалы дела, выслушав помощника прокурора Нанайского района Хабаровского края Новикова И.В., ответчика Глушанину О.Ф., суд находит заявленные требования обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Согласно положений ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Как следует из представленных суду материалов, МОУ СОШ имени Максима Пассара Найхинского сельского поселения (согласно представленного свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, в единый государственный реестр МОУ СОШ имени Максима Пассара Найхинского сельского поселения внесено 19.09.2011 года за государственным регистрационным номером 2112720028628), является работодателем 44 работников. Как следует из имеющегося в материалах дела Приказа № 196 от 18 августа 2011 года начальника управления образования О.В. Кудрешовой заместитель директора по учебной работе МОУ СОШ им. М. Пассара Найхинского сельского поселения Глушанина О.Ф. назначена директором с 01 сентября 2011 года. Согласно имеющегося в материалах дела объяснения от 13.12.2011 года директора МОУ СОШ с. Найхин Глушаниной О.Ф. на имя помощника прокурора Нанайского района Новикова И.В. в должности директора МОУ СОШ с. Найхин, расположенной по адресу с. Найхин ул. М.Пассара д. 44 «а» Нанайского района Хабаровского края она работает с 01 сентября 2011 года. В МОУ СОШ с. Найхин работает 44 человека. В МОУ СОШ с. Найхин аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась и не проведена до настоящего времени в связи с отсутствием финансирования. Все сотрудники МОУ СОШ работают по трудовому договору о чем сделаны отметки в трудовых книжках.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что исковое заявление подано надлежащим истцом, требования его обоснованы в силу того, что ответчик осуществляет деятельность без проведения обязательной, установленной трудовым законодательством аттестации рабочих мест. Предложенный истцом срок исполнения требований по аттестации рабочих мест, суд считает достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199,321 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Нанайского района Хабаровского края удовлетворить.

Обязать директора муниципального общеобразовательного учреждения (МОУ) «средняя общеобразовательная школа имени Максима Пассара Найхинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края в срок до 01.10.2012 года провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Шаповалова Н.С.