Решение от 19.01.2012 года



Дело № 2-48/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2012 год с. Троицкое

Нанайский районный суд Хабаровского края в составе:

Председательствующего, судьи: Шаповаловой Н.С.,

С участием представителя истца – старшего пом. прокурора Нанайского района Коновалова М.С. по доверенности б/н от 10.01.2012 года,

Ответчика – главы сельского поселения с. Лидога Нанайского района Ваньковой Е.Б.,

Заинтересованного лица – начальника отдела культуры администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края ФИО1,

При секретаре: Гоголевой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нанайского района Хабаровского края к администрации Лидогинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края о понуждении к устранению нарушений требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нанайского района Хабаровского края Серый В.В. в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Лидогинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности в здании дома культуры Лидогинского сельского поселения. В обоснование заявленных требований указал, что прокурором Нанайского района с привлечением специалиста отделения надзорной деятельности по Нанайскому району УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю проведена проверка соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности в здании дома культуры Лидогинского сельского поселения. Проверкой выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313 (далее ППБ 01-03), а также других нормативных документов по пожарной безопасности и нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности. Согласно акту проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 14 декабря 2011 года в здании дома культуры Лидогинского сельского поселения, в нарушение пункта 150 ППБ 01-03 деревянные конструкции сценической коробки, а также одежды сцены не обработаны огнезащитным составом, в нарушение п. 60 ППБ 01-03 в помещении зрительного зала эксплуатируются светильники без колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильника. В нарушение п. 108 ППБ 01-03 первичные средства пожаротушения не соответствуют нормам, а именно, огнетушители расположены на высоте выше 1,5 м. от пола. В нарушение п. 91 ППБ 01-03 пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы пожарными рукавами и стволами. В нарушение п. 57 ППБ 01-03 в здании дома культуры Лидогинского сельского поселения отсутствуют замеры сопротивления электроизоляции. В нарушение п. 52 ППБ 01-03 запасные эвакуационные двери в здании дома культуры закрыты на замок. В нарушение п.3 ППБ 01-03 отделка стен диско-зала здания дома культуры выполнена из горючего материала (дерева). Администрация Лидогинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края, уполномоченная владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом обязана обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности на объектах муниципальной собственности. Непринятие администрацией Лидогинского сельского поселения Нанайского муниципального района мер по своевременному выполнению требований пожарной безопасности в здании дома культуры, допускает опасность причинения вреда жизни и здоровью детей, что влечет за собой нарушение гарантированных Конституцией РФ прав граждан на охрану жизни и здоровья, а также создает опасность повреждения и уничтожения огнем муниципального имущества.

Представитель истца по доверенности от 10.01.2012 года - старший помощник прокурора Нанайского района Хабаровского края – Коновалов М.С. в судебном заседании заявленные требования уточнил в части срока исполнения. Просил суд обязать администрацию Лидогинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края в срок до 20.03.2012 года устранить выявленные в ходе проверки и отраженные в акте от 14.12.2011 года нарушения правил пожарной безопасности в здании дома культуры Лидогинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик – глава Лидогинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края Ванькова Е.Б. в судебном заседании с требованиями истца согласилась. Пояснила суду, что часть нарушений требований пожарной безопасности, отраженных в акте от 14.12.2011 года, уже устранено, над остальными пунктами акта в настоящее время ведется работа. Просила также, установить срок для устранения нарушений требований пожарной безопасности до 20.03.2012 года.

Заинтересованное лицо – начальник отдела культуры администрации Нанайского муниципального района <адрес> ФИО6 в судебном заседании обстоятельства, изложенные в представленном суду отзыве от ДД.ММ.ГГГГ подтвердила. Частично согласилась с требованиями прокурора, не согласилась с теми требованиями, которые уже устранены. А именно, пояснила, что огнетушители в настоящее время расположены на необходимой высоте. Произведены замеры сопротивления. Зрительный зал дома культуры не используется с 2009 года, ранее нарушений пожарной безопасности там не указывалось при проверках, ремонт клуба запланирован на 2012 год, а настоящее время подготавливается проектно – сметная документация. Деревянные панели дискозала действительно не обработаны огнезащитным составом, поскольку зал с момента ввода здания в эксплуатацию не ремонтировался, а при постройке здания такие требования не предъявлялись. Сети противопожарного водопровода действительно не исправны. НПО «Комплексная экспертиза» г. Хабаровска взяла на себя обязательство до 01.03.2012 года провести экспертизу, дать заключение о возможности восстановления противопожарных водопроводный частей. В срок, в который прокурор требует устранить нарушения требований пожарной безопасности не реально устранить все недочеты и нарушения.

Изучив представленные материалы дела, выслушав старшего помощника прокурора Нанайского района Хабаровского края Коновалова М.С., ответчика Ванькову Е.Б., заинтересованное лицо ФИО6, суд находит заявленные требования обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Ч.1 ст. 20, ч.1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.

В соответствии со ст. 18, ч.1 ст. 45, ч.1 ст. 46 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 45 ГПК РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Согласно п. 60 ППБ 01-03 60. При эксплуатации действующих электроустановок запрещается обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.

Как следует из п. 108 ППБ 01-03 (п. 19 прил. № 3) размещение первичных средств пожаротушения в коридорах, проходах не должно препятствовать безопасной эвакуации людей. Их следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 м.

Исходя из положений п.150 ППБ 01-03 Деревянные конструкции сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и т.п.), горючие декорации, сценическое и выставочное оформление, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе, буфетах должны быть обработаны огнезащитными составами. У руководителя учреждения должен быть соответствующий акт организации, выполнившей эту работу, с указанием даты пропитки и срока ее действия.

В соответствии с требованиями п. 91 ППБ 01-03 Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть укомплектованы рукавами и стволами. Пожарный рукав должен быть присоединен к крану и стволу. Необходимо не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.

Согласно п. 57 ППБ 01-03 Проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

Как следует из требований п. 52 ППБ 01-03 Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Исходя из п. 3 ППБ 01-03 Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В силу ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Закон «О пожарной безопасности») Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности. Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 11.07.2004 года № 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Как следует из пункта 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с п.9 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ч.1 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 35 Устава Лидогинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края администрация обеспечивает исполнительно – распорядительные функции по эффективному решению вопросов местного значения сельского поселения в интересах населения сельского поселения, осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органами местного самоуправления федеральными законами и законами края, управляет, владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в собственности сельского поселения, в порядке, установленном Советом депутатов, в том числе обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных учреждений.

В силу п. 10 ППБ 01-03 Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Как установлено в судебном заседании из пояснений истца, ответчика, заинтересованного лица, представленных суду материалов, в частности Акта проверки от 14.12.2011 года, старшим помощником прокурора Нанайского района ФИО4 в присутствии инспектора ОНД по <адрес> ФИО7 проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности Лидогинского дома культуры (<адрес>А). В ходе проверки установлено следующее: В нарушение п. 60 ППБ 01-03 в помещении зрительного зала эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями) предусмотренными конструкцией светильника. В нарушение п. 150 ППБ 01-03деревянная конструкция сценической коробки не обработана огнезащитным составом, также не обработаны одежды сцены. В нарушение п. 108 ППБ 01-03 первичные средства пожаротушения не соответствуют нормам, а именно, огнетушители расположены выше 1,5 метров от пола. В нарушение п. 91 ППБ 01-03 пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы рукавами и стволами. В нарушение п.57 ППБ 01-03 отсутствуют замеры сопротивления электроизоляции. В нарушение п. 52 ППБ 01-03 запасные эвакуационные двери закрыты на замок. В нарушение п. 3 ППБ 01-03 диско – зал обшит горючим материалом (деревом).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрация Лидогинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края обязана своевременно принимать меры по своевременному выполнению требований пожарной безопасности. Непринятие таких мер администрацией влечет за собой нарушение гарантированных Конституцией РФ прав граждан на охрану жизни и здоровья, а также создает опасность повреждения и уничтожения огнем муниципального имущества. Исковое заявление подано надлежащим истцом, требования его обоснованы. Доказательств полного устранения перечня нарушений, указанный в акте от 14.12.2011 года ответчиком суду представлено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Нанайского района Хабаровского края удовлетворить.

Обязать администрацию Лидогинского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края в срок до 20 марта 2012 года устранить нарушения правил пожарной безопасности в здании дома культуры Лидогинского сельского поселения, отраженные в акте проверки от 14.12.2011 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Хабаровский краевой суд, через Нанайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья. Подпись.

Копия верна. Судья: Шаповалова Н.С.