Дело №2-38/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2011 года с. Троицкое
Нанайский районный суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Романько А.М.
при секретаре Каранкевич А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нанайского района Серого В.В. в интересах Российской Федерации Хабаровского края Нанайского района в защиту прав неопределенного круга лиц к ООО « Новая Заря» о понуждении к совершению действий
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нанайского района Хабаровского края Серый В.В. обратился в суд с иском к ООО «Новая Заря» ссылаясь на то, что прокуратурой Нанайского района при осуществлении надзора за исполнением природоохранного законодательства установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Новая заря» (далее - 000 «Новая заря») осуществляет деятельность по переработке древесины. На территории предприятия постоянно эксплуатируется котельная, имеются печи для обжига древесины, которые оказывают воздействие на атмосферный воздух. Согласно природоохранному законодательству РФ все юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку проекта предельно допустимых выбросов.
Кроме того, 000 «Новая Заря» в результате своей деятельности, оказывая негативное воздействие на окружающую природную среду посредством размещения отходов производства и потребления, обязано вносить в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно информации № 09-21/4444 от 06.10.2010 года из
Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору ООО «Новая Заря» расчеты платы за
негативное воздействие на окружающую среду за 1-2 кварталы 2010 года не
предоставляло и платежи не осуществляло.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны, окружающей среды являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии со ст. 14 указанного Закона к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относится разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов.
Согласно ст. 16 Закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.
Частями 1 и 2 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» закреплено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, для юридических природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы.
В соответствии со ст. 14 указанного Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно ст. 30 Закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» закреплено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В силу ч. 1 ст. 51, ст. 57, ст. 62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относиться к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и зачисляется в следующих размерах: 20% - в федеральный бюджет, 40% - в бюджет субъекта Российской Федерации, 40% - в местный бюджет, от суммы указанной платы.
Согласно ст. 65 Бюджетного кодекса РФ, формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых, согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации находится охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
В силу ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
К вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий по охране окружающей среды (п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Не внесение ООО «Новая Заря» платы за негативное воздействие на окружающую среду в 1-2 кварталах 2010 года, повлекло недополучение бюджетами Российской Федерацией, Хабаровского края, Нанайского муниципального района денежных средств, что в свою очередь не позволило увеличить расходы на реализацию своих обязательств, в том числе и на природоохранные мероприятия.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Невыполнение ООО «Новая Заря» требований законодательства об охране окружающей среды, нарушает не только интересы Российской Федерации, Хабаровского края, Нанайского муниципального района в области охраны окружающей среды, но и права граждан на благоприятную среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации, поскольку, оказывая, в силу своей деятельности, негативное воздействие на окружающую среду, плату - денежные средства от которой направляются на природоохранные мероприятия, не вносит.
Предметом спора при этом, выступают личные неимущественные права граждан - жизнь и здоровье граждан (ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации). Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью.
Статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если это
требует защита прав граждан и охраняемых интересов общества или государства.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем присуждения обязанности в натуре.
На основании изложенного, просил обязать ООО «Новая заря» разработать проект нормативов выбросов и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ или разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, произвести расчеты по плате и оплату за негативное воздействие на окружающую среду.
В судебном заседании представитель истца, помощник прокурора Клепиков О.В., действующий по доверенности, исковые требования в части возложения обязанности на ООО «Новая заря» разработать проект нормативов выбросов и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ или разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнив, указал, что данную обязанность ответчику необходимо исполнить в срок до 11 января 2012 года, в части возложения обязанности на ООО «Новая заря» по произведению расчетов по оплате и оплату за негативное воздействие на окружающую среду – отказался, в виду добровольного исполнения ответчиком данных требований, после предъявления прокурором иска в суд.
Представителю истца разъяснены правовые последствия отказа от иска, предусмотренные ст.221 ГПК РФ, в части возложения обязанности на ООО «Новая заря» по произведению расчетов по оплате и оплату за негативное воздействие на окружающую среду.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Новая заря» Щетинин В.В., действующий по доверенности, исковые требования прокурора Нанайского района в части возложения обязанности на ООО «Новая заря» разработать проект нормативов выбросов и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ или разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух признал в полном объеме, о чем представил заявление, в части требований о произведении расчетов по оплате и оплаты за негативное воздействие на окружающую среду, пояснил, что указанные требования исполнены, о чем представил в суд расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2010 года и платежные поручения № 008, № 257, подтверждающие оплату за негативное воздействие на окружающую среду согласно произведенным расчетам.
Представителю ответчика разъяснены правовые последствия признания исковых требований, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, в части возложения обязанности на ООО «Новая заря» разработать проект нормативов выбросов и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ или разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух.
Исследовав представленные материалы дела, выслушав стороны, суд считает заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, в части возложения обязанности на ООО «Новая заря» разработать проект нормативов выбросов и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ или разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны, окружающей среды являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии со ст. 14 указанного Закона к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относится разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов.
Согласно ст. 16 Закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, для юридических природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов и предельно допустимые выбросы.
В соответствии со ст. 14 указанного Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно ст. 30 Закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Таким образом, учитывая, что общество с ограниченной ответственностью «Новая заря» (далее - 000 «Новая заря») осуществляет деятельность по переработке древесины, и имеет на территории предприятия постоянно эксплуатируемые котельную, печи для обжига древесины, которые оказывают негативное воздействие на атмосферный воздух, что установлено судом из информации по плате за негативное воздействие на окружающую среду, выписки из сводного реестра дальневосточного управления Ростехнадзора, Устава юридического лица, паспорта котла, расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2010 года, следовательно ООО Новая заря обязано в силу вышеназванный требований законов, разработать проект нормативов выбросов и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ или разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем присуждения обязанности в натуре.
Требования истца в части возложения обязанности на ООО «Новая заря» разработать проект нормативов выбросов и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ или разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд находит возможным принять отказ от иска представителя истца, в части требований о произведении расчетов по оплате и оплаты за негативное воздействие на окружающую среду, и признание иска представителем ответчика, в части возложения обязанности на ООО «Новая заря» разработать проект нормативов выбросов и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ или разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии со ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Производство по делу, в части требований о возложении на ООО «Новая заря» обязанности по произведению расчетов по оплате и оплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежит прекращению, по основанию, предусмотренному ст.220 ГПК РФ- в связи с отказом истца от иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Нанайского района в части возложения обязанности на ООО «Новая заря» разработать проект нормативов выбросов и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ или разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух- удовлетворить.
Обязать ООО «Новая заря» разработать проект нормативов выбросов и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ или разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух в срок до 11 января 2012 года.
Производство по делу, в части требований о возложении на ООО «Новая заря» обязанности по произведению расчетов по оплате и оплаты за негативное воздействие на окружающую среду- прекратить, по основанию, предусмотренному ст.220 ГПК РФ- в связи с отказом истца от иска.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Хабаровский краевой суд через Нанайский районный суд Хабаровского края.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья А.М. Романько