По непринятию мер к предотвращению и устранению угрозы населению и окружающей среде.



Дело № 2-15-2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Намский районный суд в составе председательствующего судьи Федоровой П.И. единолично, с участием представителя истца по поручению, помощника прокурора Намского района Протопоповой Ж.И., представителя ответчика по доверенности Павлова Ю.А., при секретаре Дьяконовой С.Б. рассмотрев в открытом судебном заседании

в с. Намцы 24 января 2011 года

гражданское дело по исковому заявлению Якутского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО «Намский улус» Республики Саха (Якутия) незаконным и понуждении к совершению установленных законом действий

у с т а н о в и л :

Якутский природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО «Намский улус» Республики Саха (Якутия) по непринятию мер к предотвращению и устранению угрозы населению и окружающей среде путем утилизации либо организации надлежащего хранения агрохимикатов – карбамида, азофоски, монокальция фосфата, калия хлористого, нитроаммофоски, суперфосфата,, находящихся на территории Намского улуса, в частности в с. Едейцы – 1 тонна, с. Аппаны – 30 тонн, с. Столбы – 10 тонн и о понуждении совершения действий.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Намского района Протопопова Ж.И. поддержала заявление Якутского природоохранного прокурора, пояснив, что Якутской природоохранной прокуратурой проведена проверка по материалам Управления Россельхознадзора по РС(Я) по факту нарушения законодательства в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами Администрацией МО «Намский улус РС(Я)».

Установлено, что в соответствие с Актом проверки Управления Россельхознадзора по РС(Я) от 22.09.2009г. в Намеком улусе РС(Я) была проведена проверка по исполнению законодательства в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами.

Установлено, что в с. Едейцы, с южной стороны населенного пункта в заброшенном, разобранном сарае хранится около 1 тонны бесхозных агрохимикатов на территории СХПК «Хоту». В с. Аппаны на территории зерносклада крестьянского хозяйства «Сухасыт» в не закрываемом на ключ сарае хранится около 30 тонн минеральных удобрений, принадлежащих бывшему ликвидированному СХПК «Рассвет». Крыша сарая протекает. В с. Столбы в местности «лагерь» на юго-восточной стороне населенного пункта под открытым небом хранятся залежи бесхозных минеральных удобрений более 10 тонн. Ко всем залежам минеральных удобрений есть свободный доступ людей и животных.

По результатам проверки Управлением Россельхохзнадзора по РС(Я) и.о. главы администрации «Намский улус РС(Я)» Слепцову Н.В. было выдано предписание от 23.09.2009г. в срок до 10.09.2010г. вывезти агрохимикаты с вышеуказанных населенных пунктов на санкционированное место хранения, а в с. Аппаны привести хранение агрохимикатов в соответствии с установленными требованиями.

По факту невыполнения предписания от 23.09.2009г. администрация МО «Намский улус РС(Я)» привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ постановлением мирового судьи по судебному участку № 21 Намского района РС(Я) от 19.10.2010г.

По заключению Управления Россельхознадзора по РС(Я) в Намеком районе РС(Я) имеются залежи следующих минеральных удобрений: азофоска, монокальций фосфат, калий хлористый, нитроаммофоска, суперфосфат и карбамид. Вышеуказанные минеральные удобрения при попадании в организм животных в чрезмерном количестве могут вызвать отравление и падеж. Симптомы отравления наблюдаются при содержании 0,6-1,0 мг% аммиака в крови.

Так, например, в республике случаи массового отравления скота от азотных удобрений зафиксированы в Агинском и Усть-Майском улусах. В селах Бетюнь и Михайловка Амгинского улуса за 2008 и 2009г.г. от отравления мочевиной пало 24 голов крупного рогатого скота, в Усть-Майском улусе за последние 13 лет мочевиной отравилось 78 голов крупного рогатого скота, из них пало 22 головы.

Согласно литературным данным, попадание агрохимикатов и их соединений в атмосферу отрицательно сказывается на деятельности сельскохозяйственных и других предприятий, здоровье животных и человека. Кроме того, есть опасность возможного разрушения озонового экрана стратосферы вследствие попадания в нее нитритов и нитратов, образующихся при денитрификации азотных соединений почвы и удобрений.

Согласно ст. 24 ФЗ «Об обращении с пестицидами и агрохимикатами» методы уничтожения пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них разрабатываются изготовителями пестицидов и агрохимикатов по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В силу ст. 19 вышеуказанного закона хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Статья 15 указанного закона к вопросам местного значения муниципального района относит участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Таким образом, органы местного самоуправления муниципального образования «Намский улус РС(Я)» бездействуют - не исполняют требования действующего законодательства о необходимости предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с попаданием вредных веществ в окружающую среду.

В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Наличие на территории МО «Намский улус РС(Я)» агрохимикатов, хранящихся ненадлежащим образом, создает угрозу жизни и здоровью населения и принадлежащих ему сельскохозяйственных животных, а также нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, проживающих на данной территории.

Просят суд признать бездействие Администрации МО «Намский улус РС(Я)» незаконным и обязать в 4-х месячный срок со дня вступления в силу решения суда принять меры к предотвращению и устранению угрозы населению и окружающей среде путем утилизации либо организации надлежащего хранения агрохимикатов - карбамида, азофоски, монокальция фосфата, калия хлористого, нитроаммофоски, суперфосфата, находящихся в с. Едейцы 1 тонну, с. Аппаны - 30 тонна, с. Столбы -10 тонн.

В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства.

Исходя из по положений ст. 76 ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение исполнение обязанностей в натуре.

В своем возражении глава МО «Намский улус» не согласился с заявлением, указывая на то, администрация МО «Намский улус» не усматривает в сво­их действиях (бездействии) нарушений законодательства в сфере обращения с пестицида­ми и агрохимикатами. Правовое регулирование обращения пестицидов и агрохимикатов осуществляется Федеральным законом от 19.07.1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обраще­нии с пестицидами и агрохимикатами», а также законами и иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В указанном законе дается определение понятия пестицида и агрохимикатов: так пестицидами являются химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями рас­тений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсу­шивания растений (десиканты); агрохимикатами являются удобрения химического или биологического происхождения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназна­ченные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных. Таким образом, данные вещества предназначены для борьбы с вредителями, способствуют повышению урожайности культур, плодородию почв и т.д. Надзор и контроль за безопас­ным обращением пестицидов и агрохимикатов возложен на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и её территориальные органы. Лицами, в отношении которых осуществляются данные действия, являются организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся разработкой, производством, фасовкой, реализацией, хранением, транспортировкой, утилизацией, уничтожением, захоронением, рекламой, экспортом пестицидов и агрохимикатов; организации и индивидуальные пред­приниматели — сельхозтоваропроизводители, а также другие потребители средств защиты растений (ст.2 № 109-ФЗ). Из приведенного перечня следует, что органы местного само­управления не являются субъектами надзора и контроля в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам мест­ного значения муниципального района отнесено организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (п.9 ст\15) и организация утилизации и пе­реработки бытовых и промышленных отходов (п. 14 ст. 15). В исковом заявлении указано, что данные вещества хранятся на территории поселений: с.Едейцы, с.Аппаны и с.Столбы.

Таким образом, теоретически представляют угрозу для людей и животных в пределах от­носительно каждого поселения. Находящиеся там пестициды и агрохимикаты соответст­венно не представляют угрозы для других поселений и следовательно не требуют органи­зации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. На пес­тициды и агрохимикаты не распространяется понятие отходов. В действующем законода­тельстве дано исчерпывающее определение понятию пестицид и агрохимикат и никакое другое расширительное толкование не допускается (ст.1 109-ФЗ). В исковом заявлении приведена ссылка на законодательные акты в области охраны окружающей среды и мест­ного самоуправления без отделения понятия отходов от пестицидов и агрохимикатов, ко­торые следует применять в логической взаимосвязи и без внутренних противоречий.

В исковом заявлении следует уточнить сущность исковых требований, если путем утилизации, то каким образом и каким нормативным актом утилизация пестицидов и аг­рохимикатов регулируется, если организовать надлежащее хранение, то в соответствии с какими требованиями? Кто является субъектом исполнения данного требования. За неис­полнение предписания Россельхознадора Администрация улуса привлечена к админист­ративной ответственности, хотя не является субъектом правоотношений в сфере оборота пестицидов и агрохимикатов и не должна являться ответчиком по данному иску. Имею­щиеся пестициды и агрохимикаты в свое время произведены, закуплены и размещены на территории улуса по соответствующим сельхозтоваропроизводителям. Таким образом имеют какую-то ценность и находятся в чьей-то собственности. Вопрос собственности на пестициды и агрохимикаты в ходе судебного процесса требует детального изучения. Дан­ные вещества не находятся в муниципальной собственности МО «Намский улус».

Прокуратура не должна приносить в суды исковые заявления только для того чтобы подать заявления, исковые требования должны быть четко изложены. В случае удовлетво­рения исковых требований ответчику надлежит исполнить все в точном соответствии с решением суда, просят суд в иске отказать в полном объеме.

Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

По информации Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управления по Республике Саха (Якутия) от 28 октября 2010 года и 09 ноября 2010 года, на территории Республики Саха (Якутия) в процессе проведения контрольно-надзорных мероприятий 2010 года в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами проведены проверки, в том, числе в Намском районе, по результатам проверки к административной ответственности привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ администрации муниципальных образований, в том числе администрация Намского района. На территории Намского района существует реальная угроза причинения вреда - окружающей среде, здоровью населения, скота.

23 сентября 2009 года заместителем начальника Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управления по Республике Саха (Якутия) З.Т. Даниловой вынесено предписание № 09-14а об устранении нарушений законодательства в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в срок до 10 сентября 2010 года. Нарушения в срок не были исполнены.

Постановлением Мирового судьи по судебному участку № 21 от 19 октября 2010 года муниципальное образование МО «Намский улус» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и наложил штраф в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей, за невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль). Данное постановление вступило в законную силу.

Следовательно, бездействие Администрации МО «Намский улус РС(Я)» в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами установленным. По представленным суду доказательствам. В ходе контрольно-надзорных мероприятий на территории Намского улуса выявлено более 95 залежей минеральных удобрений в следующих наслегах:

- На территории 1-Хомустахского наслега на расстоянии 1 км от с. Кысыл-Сыр под открытым небом более 17 т кормовой добавки (монокальций фосфат);

- На территории Хатын-Арынского наслега на расстоянии 0,5 км от с. Аппаны под навесом более 8 т залежей минеральных удобрений, предположительно аммофос;

- На территории Модутского наслега на расстоянии 2,5км от с. Модут под открытым небом более 20 т залежей минеральных удобрений (аммофос, карбамид), территория не огорожена;

- На территории Хатырыкского наслега на расстоянии 3 км от с. Столбы под открытым небом более 50 т залежей минеральных удобрений (аммофос, карбамид), территория не огорожена.

Состояние хранения агрохимикатов не соответствует требованиям ст. 19 Федерального закона от 19.07.1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», согласно которой хранение агрохимикатов разрешается в специализированных складах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение. При хранении агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде.

Вышеупомянутые залежи агрохимикатов являются бесхозяйными. В Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов разрешенных к применению на территории РФ не входят.

Согласно пунктов 7 и 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а также организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) рекомендует использовать минеральные удобрения по назначению или вывезти на места временного хранения, т.е. на возвышенные участки, огородить и обваловать.

В соответствии с СанПиН 1.2.2584-10 к обезвреживанию и утилизацию подлежат агрохимикаты, непригодные к дальнейшему применению по назначению. К ним относятся препараты, запрещенные к применению в связи с выявленным негативным воздействием на здоровье людей, животных и растений, с измененными физико-химическими и потребительскими свойствами, хранящиеся в смеси с другими материалами и веществами.

В связи с полной утерей физических и химических свойств, а также смешиванием с другими веществами, необходимо утилизировать агрохимикаты, размещенные в с. Кысыл-Сыр (монокальций фосфат 17т). Процессы обезвреживания агрохимикатов и тары из-под них, продукты деградации препаратов не должны оказывать вредного воздействия на окружающую среду.

По итогам судебного заседания выяснилось, что при правильном хранении указанных удобрений, выявилось возможность их применения в сельском хозяйстве и таким способом предотвратить опасность воздействия к окружающей среде и и оказания вредного воздействия на человека.

Доводы МО «Намский улус (район)» о том, что ответственность не является субъектом исполнения данного требования, не состоятельны, т.к. в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства территории поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Утверждение о том, что надзор и контроль за безопас­ным обращением пестицидов и агрохимикатов возложен на Федеральную службу по вете­ринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и её территориальные органы не освобождает МО Намский улус от организации устранения угрозы населению и окружающей среде обеспечения безопасности обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, агрохимикатами.

В настоящее время агрохимикаты, минеральные удобрения не вывезены с населенных пунктов на санкционированное место хранения, в с. Аппаны хранения агорохимикатов не приведены в соответствии с установленными требованиями, так ст. 19 ФЗ «Об обращении с пестицидами и агрохимикатами» установлено, что хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде.

Соответственно, контроль над их состоянием никем не осуществляется, значит сказать об их безопасности нельзя.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение исполнение обязанностей в натуре.

В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Суд приходит к выводу, что не принятие мер по хранению может повлечь различные чрезвычайные ситуации, влекущие ущерб окружающей среде и тем самым, нарушить права граждан проживающих на территории Намского улуса, на благоприятную окружающую среду.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций государственная пошлина составляет 200 рублей.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождены от уплаты государственной пошлины.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина в размере 200 рублей, от уплаты которой был освобожден истец, подлежит взысканию с Администрации МО «Намский улус» Республики Саха (Якутия) в федеральный бюджет.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать бездействие Администрации Муниципального образования «Намский улус» Республики Саха (Якутия) по реализации Федерального Закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»и по хранению выявленных ядохимикатов незаконным.

Обязать администрацию Муниципального образования «Намский улус» Республики Саха (Якутия) до 1 апреля 2011 года организовать надлежащее хранение агрохимикатов – карбамида, азофоски, монокальция фосфата, калия хлористого, нитроаммофоски, суперфосфата,, находящихся на территории Намского улуса РС (Я) – в с. Едейцы – 1 тонна, с. Аппаны – 30 тонн, с. Столбы – 10 тонн.

Об исполнении решения суда Администрации МО «Намский улус» Республики Саха (Якутия) сообщить суду и Якутскому природоохранному прокурору.

Взыскать с Администрации МО «Намский улус» Республики Саха (Якутия) государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней со дня получения копии через Намский районный суд РС (Я).

Судья Федорова П.И. Решение вступило в законную силу.