Дело № 1-240-11 копия П Р И Г О В О Р Именем Российской Федерации г. Находка 03 марта 2011 года Судья Находкинского городского суда Приморского края Барышникова Е.М., с участием государственного обвинителя заместителя Находкинского транспортного прокурора Лосева Д.С., защитника Ахметчина В.Г., представившего удостоверение №, ордер № от 03.03.2011г., подсудимого Анеховского В.Е., при секретаре Рахимовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению Анеховского Владимира Евгеньевича<........> <........> <........> <........> в совершении преступления, предусмотренного ст. 188 ч. 1 УК РФ, У С Т А Н О В И Л: Гражданин Российской Федерации Анеховский В.Е. 29 мая 2010 года прошел пограничный и таможенный контроль в порту <адрес> для следования за пределы Российской Федерации, после чего на морском буксире был доставлен в Исключительную экономическую зону России за пределы территориального моря на морское промысловое иностранное судно «BAY» (1977 г.в., порт приписки PHNOM PENH, номер IMO 7722475, флаг Королевства Камбоджа, судовладелец – китайская компания «DALIAN MASTERY-SAIL INT’L SHIPPING AGENCY CO. LTD», которое по указанию представителя компании судовладельца было впоследствии перемещено им 10 июня 2010 года на якорную стоянку «Чигачи» порта <адрес> Примерно 01 июля 2010 года судно «BAY» согласно указаний судовладельца под руководством Анеховского В.Е. проследовало в японский порт Вакканай, откуда по указанию судовладельца проследовало в Северокорейские воды для бункеровки топливом, где 13 июля 2010 года на удалении 9 морских миль от Российской исключительной экономической зоны судно легло в дрейф в ожидании танкера. 16 июля 2010 года примерно в 14 часов 00 минут в точке с координатами 42 градуса 07 минут 5 секунд Северной широты и 130 градусов 52 минуты 8 секунд Восточной долготы на траверзе реки Туманная Японского моря гражданин Российской Федерации Анеховский Владимир Евгеньевич умышленно переместил через Государственную (таможенную) границу РФ на таможенную территорию таможенного союза морское иностранное промысловое судно «BAY» без надлежащего разрешения, минуя соответствующее пограничное и таможенное оформление. В 23 часа 15 минут 16 июля 2010 года в точке с координатами 42 градуса 22 минуты 9 секунд Северной широты и 131 градус 10 минут 9 секунд Восточной долготы территориального моря Российской Федерации на удалении от точки пересечения Государственной границы более 11,5 морских миль на траверзе залива <адрес> пограничным сторожевым кораблем Береговой охраны Пограничного управления ФСБ России ПСКР-929, выполняющего приказ на охрану Государственной границы и пресечение браконьерского промысла морских биологических ресурсов было обнаружено иностранное рыболовное морское судно «BAY» с 1725 (одна тысяча семьсот двадцать пять) особей живого краба стригуна-опилио, добытого на промысловых изобатах таможенной территории таможенного союза. Судно «BAY» было принудительно задержано и доставлено в порт Находка для проведения разбирательства. Судно «BAY» под управлением Анеховского В.Е. морские контрольные пункты (точки) в исключительной экономической зоне не проходило, информацию о заходе в российскую исключительную зону в уполномоченные государственные органы Российской Федерации (координационные центры Сахалинского и Приморского Пограничных управлений ФСБ России) не подавало. Гражданин РФ Анеховский В.Е. после пересечения Государственной границы РФ и соответствующего перемещения иностранного судна «BAY» через таможенную границу РФ в нарушение правил следования морских судов от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу, а также в нарушение порядка пребывания в российской части территориального моря РФ не сообщил об этом администрации ближайшего российского морского порта, которые соответственно не оповестили о таком пересечении Государственной границы пограничные органы и Вооруженные Силы Российской Федерации и в дальнейшем не действовал согласно их указаниям для оказания помощи или выяснения обстоятельств случившегося. Паспортный (пограничный) и таможенный контроль при въезде в Российскую Федерацию в отношении судна и его экипажа не осуществлялся. В соответствии с положением Конвенции ООН по морскому праву от 10.12.1982 года, Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне от 29.04.1958 года, Федеральным Законом РФ от 31.07.1998 г. № 155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации», заход любого иностранного судна в территориальное море, осуществляемый в силу чрезвычайных обстоятельств является «вынужденным заходом», в ходе которого капитан морского судна обязан немедленно сообщить об этом капитану ближайшего морского порта и в дальнейшем действовать согласно его указаниям. Положения таможенного законодательства не раскрывают содержание понятия «пересечения таможенной территории без остановки в порту Российской Федерации», однако данное понятие определено вышеприведенными нормативно-правовыми актами, где понятие «прохода» трактуется как плавание через территориальное море с целью: 1. пересечь территориальное море, не заходя во внутренние морские воды либо не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних морских вод; 2. пройти во внутренние морские воды или выйти из них либо стать на рейде или у портового сооружения. Проход через территориальное море должен быть непрерывным, быстрым и должен быть обусловлен только необходимостью пересечь судном территориальное море РФ при следовании по назначению в пункты, находящиеся за пределами территории Российской Федерации. Более того, характер движения судна (направление, схема маневрирования, скорость) должны соответствовать реализации указанной необходимости. При этом капитан иностранного судна в случае вынужденного захода в территориальное море или во внутренние морские воды обязан сообщить об этом капитану ближайшего морского порта и в дальнейшем действовать согласно его указаниям. В сообщении о вынужденном заходе должны содержаться следующие сведения: название иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна; государство флага; имя и фамилия капитана иностранного судна или командира иностранного военного корабля или другого государственного судна; тип двигательной установки (ядерный или обычный); причина вынужденного захода; наличие на борту ядерных или других опасных или ядовитых по своей природе веществ или материалов; потребность в помощи и ее характер; предполагаемое время вынужденного захода, а также другие сведения. Оценку причин вынужденного захода и технического состояния (при необходимости) иностранного судна осуществляет должностное лицо федерального органа исполнительной власти по безопасности самостоятельно или с привлечением специалистов морского порта. По мере прекращения действия обстоятельств, вызвавших вынужденный заход, иностранное судно обязано покинуть территориальное море либо внутренние морские воды РФ после получения соответствующего разрешения на выход у должностного лица, по согласованию с должностным лицом федерального органа исполнительной власти по безопасности и должностным лицом таможенного органа. С 1 июля 2010 года на территории Российской Федерации вступил в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, однако Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 года № 61-ФЗ продолжал действовать до 31 декабря 2010 года в части, не противоречащей Таможенному кодексу Таможенного союза. Таможенное законодательство РФ и таможенное законодательство ТС не предусматривало и не предусматривает никаких исключений ни для товаров, ни для транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу в части необходимости их таможенного оформления и предъявления таможенному контролю. На основании п. 5 ст. 2 ТК РФ Таможенная граница РФ совпадает с Государственной границей РФ. В соответствии со ст. 2 ТК ТС единую таможенную территорию таможенного союза составляет, в том числе и территория Российской Федерации с ее исключительной экономической зоной и континентальным шельфом. Пределы таможенной территории ТС, включая пределы исключительных экономических зон, континентальных шельфов и искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства-участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей таможенного союза. В соответствии с п. 19 ст. 4 ТК ТС под незаконным перемещением товаров через таможенную границу ТС понимается перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение. Согласно п/п 16 п. 1 ст. 11 ТК РФ перевозчиком признавалось лицо, являющееся ответственным за использование транспортного средства. В соответствии с п.п. 2, 4 ст. 69 ТК РФ после пересечения перевозчиком таможенной границы он был обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска через Государственную границу и предъявить их таможенному органу, т.е. отсутствие у перевозчика обязанности предоставить товар в пункт пропуска в случаях, указанных в ч. 4 ст. 69 ТК РФ, не исключал требований законодательства об осуществлении таможенного контроля в отношении товаров. Согласно требований ч. 1 ст. 157 ТК ТС если после пересечения таможенной границы ТС доставка товаров в место прибытия прерывается, а также если морское судно делает вынужденную остановку на таможенной территории ТС вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров, осуществлению остановки или посадки в установленных местах, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах. Ст. 158 ТК ТС на перевозчика возлагается обязанность уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию ТС путем представления соответствующих документов и сведений, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. В соответствии с ч. 1 ст. 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежали обязательному таможенному оформлению и таможенному контролю. Согласно п. 3 ст. 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-участников таможенного союза. Согласно ст. 69 ТК РФ прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ допускалось в пунктах пропуска через Государственную границу РФ во время работы таможенных органов. После пересечения перевозчиком таможенной границы он был обязан обязательно доставлять ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска через Государственную границу и предъявлять их таможенному органу. При этом не допускалось изменение состояния товаров и нарушение их упаковки. В соответствии со ст.ст. 72, 123 ТК РФ, при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ перевозчик обязан был предоставлять таможенному органу документы и сведения, необходимые для таможенных целей. Товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежали обязательному декларированию таможенным органам. Согласно ст. 179 ТК ТС все товары при помещении под таможенную процедуру, так же подлежат обязательному таможенному декларированию, которое должно производиться декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной или электронной формах, с использованием таможенной декларации. В соответствии с требованиями ст. 151 ТК ТС местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через Государственные (Таможенные) границы государств-участников таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств-участников таможенного союза. Согласно ст. 156 ТК ТС прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее–места прибытия) и во время работы таможенных органов в этих местах. В соответствии с п.1 ст. 360 ТК РФ товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считались находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и до момента завершения в отношении них таможенных процедур. В соответствии со ст. 96 ТК ТС при ввозе на таможенную территорию ТС все товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы ТС. Таможенные органы вправе останавливать и принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию ТС без разрешения таможенного органа водные суда. В соответствии со ст.ст. 9, 11 Закона РФ от 01.04.1993г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пунктом пропуска через Государственную границу является территория в пределах морского порта, открытого для международных сообщений, а также иное специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля, и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов производится в пунктах пропуска через Государственную границу и включает в себя осуществление пограничного, таможенного и иных видов контроля. Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации морские суда. В соответствии с п. 8 р. 3, п. 19 р. 4 Положения «О таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ этими судами», утвержденного приказом ГТК России № 892 от 12.09.2001 года, таможенное оформление любых морских судов и товаров, а также транспортных средств производится только в морских или речных портах, открытых для международного грузового и пассажирского сообщения. Таким образом, в случае вынужденного захода иностранного судна в территориальное море РФ, действующим Российским законодательством, законодательством Таможенного союза и международными правовыми актами предусмотрено, что капитаном иностранного судна должны быть предприняты конкретные действия по немедленному уведомлению и получению разрешений соответствующих компетентных органов, в том числе и таможенных, а также действия по предъявлению товаров к таможенному оформлению и таможенному контролю. В соответствии с заключением эксперта Торгово-промышленной палаты г. Находка № от 24.12.2010г. среднестатистическая стоимость морского судна «BAY» составляет 7470000 (семь миллионов четыреста семьдесят тысяч) рублей 00 копеек. В соответствии с повторным заключением эксперта Приморской Торгово – промышленной палаты г. Находка № серия 11 от 10.02.2011г. среднестатистическая стоимость морского судна «BAY» составляет 7217636 рублей 00 копеек. В нарушение требований Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятого Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009г. № 17, Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003г. № 61-ФЗ, принятого ГД ФС РФ 25.04.2003г., Гражданского кодекса от 30.11.1994г. № 51-ФЗ, Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 6 от 27.05.2008г. «О судебной практике по делам о контрабанде», Закона РФ от 01.04.1993г. N 4730-1 «О Государственной границе РФ», ФЗ от 08.12.2003г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", ФЗ РФ от 31.07.1998г. № 155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации», Конвенции Организации Объединенных наций по морскому праву от 10.12.1982 года, Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне от 29.04.1958 года, а также Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Корейской Народной Демократической Республикой о прохождении линии советско-корейской государственной границы от 17.04.1985 года, иностранное самоходное рыболовное транспортное средство – судно «BAY» было перемещено через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля сопряженного с недекларированием. В судебном заседании подсудимый Анеховский В.Е., согласившись с предъявленным обвинением, полностью признав себя виновным, поддержал свое ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства. Защитник поддержал заявленное ходатайство. Государственный обвинитель в судебном заседании возражал против рассмотрения настоящего уголовного дела в особом порядке по тем основаниям, что исследование материалов уголовного дела необходимо для принятия решения о конфискации признанного по делу вещественным доказательством судна РШ «BAY»; возражений по существу заявленного Анеховским В.Е. ходатайства от государственного обвинителя не поступило; также государственным обвинителем не указано оснований, препятствующих рассмотрению настоящего уголовного дела в особом порядке. Суд, выслушав мнение участников процесса, учитывая, что в судебном заседании установлено, что подсудимый виновным себя признал полностью, ходатайствовал о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, наказание за которое не превышает 10 лет лишения свободы; ходатайство заявил добровольно, в присутствии защитника, после консультации с защитником, в содеянном раскаивается, ему понятны характер и последствия заявленного ходатайства, он осознает последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства, ему понятно, что приговор, постановленный в соответствии со ст. 316 УПК РФ, не может быть обжалован им в кассационном порядке по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 379 УПК РФ, то есть со ссылкой на несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом; в соответствии со ст. 309 УПК РФ решение вопроса о вещественных доказательствах относится к иным вопросам, подлежащим решению в резолютивной части приговора, не затрагивающим существа уголовного дела и не требующим исследования материалов дела; а потому суд считает возможным постановить приговор без проведения судебного разбирательства. Выслушав участников процесса, исследовав характеризующий материал на подсудимого Анеховского В.Е., у суда нет оснований сомневаться в обоснованности обвинения, с которым согласился подсудимый, обвинение подтверждается собранными по делу доказательствами. Действия подсудимого правильно квалифицированы по ст. 188 ч. 1 УК РФ – контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров, совершенное помимо таможенного контроля, сопряженное с недекларированием. При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, обстоятельства дела, личность подсудимого, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи. Обстоятельством, смягчающим наказание подсудимому Анеховскому В.Е., суд в соответствии со ст. 61 ч. 1 п. «г» УК РФ признает наличие малолетних детей <........> также суд признает в качестве обстоятельств, смягчающих наказание подсудимому, полное признание вины и раскаяние в содеянном. Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимому, судом не установлено. По месту жительства подсудимый Анеховский В.Е. характеризуется посредственно, на учете у психиатра и нарколога не состоит, судим, учитывая полное признание вины и раскаяние в содеянном подсудимого, суд с учетом социального и материального положения подсудимого считает необходимым назначить наказание в виде штрафа. Гражданский иск по делу не заявлен. Процессуальные издержки в размере 855190 рублей 49 копеек за хранение вещественного доказательства судна «BAY», в размере 2990 рублей за производство судебной экспертизы в соответствии со ст. 132 УПК РФ подлежат взысканию с Анеховского В.Е. Вещественное доказательство: судно РШ «BAY», судовладелец иностранная компания «DALIAN MASTERY-SAIL INT’L SHIPPING AGENCY CO. LTD», переданное на основании договора безвозмездного хранения № от 16.02.2011 года, хранящееся у Ахметчина В.Г., представителя иностранной компании «DALIAN MASTERY-SAIL INT’L SHIPPING AGENCY CO. LTD», подлежит возвращению законному владельцу. На основании изложенного, руководствуясь ст. 316 -317 УПК РФ, суд П Р И Г О В О Р И Л: Признать Анеховского Владимира Евгеньевича виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 188 ч. 1 УК РФ, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере ста восьмидесяти тысяч рублей. Меру пресечения Анеховскому В.Е., подписку о невыезде и надлежащем поведении, отменить после вступления приговора в законную силу. Взыскать с Анеховского Владимира Евгеньевича в пользу Находкинской таможни процессуальные издержки в размере 858180 рублей 49 копеек. Вещественное доказательство: судно РШ «BAY», судовладелец иностранная компания «DALIAN MASTERY-SAIL INT’L SHIPPING AGENCY CO. LTD», переданное на основании договора безвозмездного хранения № от 16.02.2011 года, хранящееся у Ахметчина В.Г., представителя иностранной компании «DALIAN MASTERY-SAIL INT’L SHIPPING AGENCY CO. LTD», оставить Ахметчину В.Г. по принадлежности. Приговор может быть обжалован в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным, в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи осужденным кассационной жалобы он вправе ходатайствовать о рассмотрении дела с его участием. Кроме того, осужденный также вправе ходатайствовать о рассмотрении дела с его участием в случае принесения кассационного представления прокурором либо кассационной жалобы иными участниками судебного процесса. Судья Копия верна. Судья Находкинского городского суда Барышникова Е.М.