Дело № 2-4534/10 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 декабря 2010 года г. Находка Приморского края Судья Находкинского городского суда Приморского края Елистратова О.Б. при секретаре Муковозчик А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Луговского Валерия Германовича о признании незаконными действий администрации Находкинского городского округа и о понуждении к заключению договора социального найма, У С Т А Н О В И Л Луговской В.Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации Находкинского городского округа и о понуждении к заключению договора социального найма. В обоснование заявления указал, что он проходит службу по контракту в Службе в г. Находке Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю и в установленном порядке признан нуждающимся в жилом помещении. На основании решения жилищной комиссии Службы в г. Находке от 19.02.2010г., протокол №, ему, как военнослужащему, состоявшему в списке очередников с 14.10.2002 г., в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. 57 ЖК РФ, была распределена для проживания двухкомнатная квартира общей площадью 51,9 кв.м. по адресу: <адрес> на состав семьи 2 человека, в которой ранее проживала семья военнослужащего ПУ ФСБ России по ПК и, после улучшения жилищных условий, в феврале 2010 г. была сдана Службе в г. Находке. 18.08.2010 г. он обратился в администрацию НГО с заявлением о заключении с ним договора социального найма данного жилого помещения. Однако ответом администрации НГО от 09.09.2010 г. №, ему отказано в заключении договора социального найма жилого помещения по тем основаниям, что он не относится к категории граждан, признанных малоимущими и к категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения на условиях социального найма вне очереди; решение о распределении ему квартиры принято на заседании жилищной комиссии Службы в г. Находке без решения органа местного самоуправления. С данным отказом он не согласен, поскольку предоставленное ему жилое помещение находится в муниципальной собственности и ранее в данном жилом помещении проживала семья военнослужащего Службы в г. Находке Трифонова В.В. на основании ордера на <адрес> от 31.07.1986 г. Полагает, что отказом главы администрации Находкинского городского округа в заключении с ним договора социального найма жилого помещения нарушены его права, закрепленные в ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», а также его право на регистрацию по месту жительства, предусмотренное ст. 6 ФЗ «О праве граждан на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах РФ». Просил признать решение начальника отдела по жилью администрации НГО об отказе ему в заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> – незаконным, обязать начальника отдела по жилью администрации НГО заключить с ним договор социального найма на данное жилое помещение. В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования и пояснил, что он является военнослужащим с 1976 г., а с 1982 г. служит в должности офицера. До 1994 г. проходил службу в Республиках Таджикистан и Афганистан, затем прибыл в Приморский край в п. Посьет, а с 2002 г. проходит службу в г. Находке. На состав семьи: он, его супруга и дочь супруги от первого брака, ему была выделена комната в общежитии на территории войсковой части 2020, в которой они проживали до августа 2010 г. В феврале 2010 г. решением жилищной комиссии Службы в г. Находке ПУ ФСБ РФ по ПК ему на состав семьи из 2-х человек (он и супруга) была распределена двухкомнатная квартира по <адрес>. К тому моменту дочь супруги вышла замуж и выехала. Он обратился в администрацию НГО с заявлением о заключении с ним договора социального найма, но получил отказ от 09.09.2010г., поскольку не относится к категории граждан, признанных малоимущими, и не имеет право на предоставление жилого помещения на условиях социального найма вне очереди. С данным отказом он не согласен, поскольку данная квартира ранее относилась к войсковой части, и он относится к той категории граждан, которым по закону «О статусе военнослужащих» и ЖК РФ обязаны предоставить жилое помещение вне общей очереди и заключить договор социального найма. В спорную квартиру вселился в мае 2010 г., оплатил все расходы по коммунальным услугам. Другого жилого помещения ни у него, ни у его супруги в собственности не имеется. Просит признать решение администрации НГО незаконным и обязать администрации НГО заключить с ним договор социального найма. В судебное заседание представитель администрации НГО не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен в порядке, установленном законом, о чем в материалах дела имеется расписка. Причину неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела не поступало. При указанных обстоятельствах судебное заседание в соответствии со ст. 167 ГПК РФ проведено в отсутствие представителя администрации НГО. В судебном заседании представители третьего лица по доверенностям Михайловский Е.Е. и Быкова И.Г. пояснили, что Луговской В.Г. является военнослужащим с 1976 г., с 2002 г. проходит воинскую службу по контракту в Службе в г. Находке ПУ ФСБ России по ПК, в установленном порядке признан нуждающимся в жилых помещениях. На основании решения жилищной комиссии Службы в г. Находке от 19.02.2010г., протокол №, Луговскому В.Г., как военнослужащему, состоявшему в списке очередников с 14.10.2002 г., в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. 57 ЖК РФ, была распределена для проживания двухкомнатная квартира общей площадью 51,9 кв.м. по адресу: <адрес> на состав семьи два человека, в которой до этого проживала семья военнослужащего ПУ ФСБ России по ПК Трифонова В.В. В соответствии с требованиями ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, начавшие проходить воинскую службу до 01.01.1998 г. в обязательном порядке должны быть обеспечены жильем на основании договора социального найма, вне зависимости от того, в федеральной или муниципальной собственности находится жилое помещение. Аренда жилья в данном случае не предусмотрена законом. Согласно ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются помимо малоимущих, иным определенным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным ФЗ, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ. В соответствии с требованиями ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение. В соответствии с требованиями п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Данная правовая норма является императивной. За военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду. ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не изменил положения ФЗ «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение. Вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Полагают заявление Луговского В.Г. подлежащим удовлетворению. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявление Луговского В.Г. подлежащим удовлетворению. В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. С военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. В силу ч. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. В судебном заседании установлено, что Луговской В.Г. с 1993 г. проходит военную службу по контрактам, действующий контракт заключен сроком по 12.10.2014 г., с 14.10.2002 г. состоял по месту прохождения воинской службы в очереди на улучшение жилищных условий. Решением жилищной комиссии Службы в г.Находке Пограничного Управления ФСБ по ПК от 19.02.2010 г. Луговскому В.Г. на состав семьи два человека была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в которой ранее проживал военнослужащий. Другого жилого помещения в собственности Луговской В.Г. не имеет, начал прохождение военной службы до 01.01.1998 г. При указанных обстоятельствах, суд считает, что Луговской В.Г., являясь военнослужащим, относится к иной категории граждан, имеющих особый правовой статус, который выражается, в том числе и в особом порядке жилищного обеспечения. В связи с чем, имеются предусмотренные законом основания для предоставления Луговскому В.Г. указанного жилого помещения. В соответствии с ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления наделены правом пользования, владения и распоряжения муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При указанных обстоятельствах, орган местного самоуправления обязан выполнять предписания федеральных законов о предоставлении жилых помещений по договору социального найма с отдельными категориями граждан, к которым относятся военнослужащие, поскольку вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Учитывая изложенное, суд считает необходимым признать незаконным решение администрации НГО об отказе в заключении с Луговским В.Г. договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и обязать администрацию НГО заключить с ним договор социального найма указанного жилого помещения. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л Требования Луговского Валерия Германовича удовлетворить. Признать незаконным решение администрации Находкинского городского округа от 09.09.2010 г. № об отказе Луговскому Валерию Германовичу в заключении с ним договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать администрацию Находкинского городского округа заключить с Луговским Валерием Германовичем договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение 10 дней. Судья Елистратова О.Б.