РЕШЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ БЕЗДЕЙСТВИЕ



Дело № 2-142-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 апреля 2011 года г. Находка Приморского края

Судья Находкинского городского суда Приморского края Логинова Е.В.

при секретаре Бреус А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Находкинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по созданию условий для граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом,

УСТАНОВИЛ:

Находкинский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц (инвалидов) к ОАО «Российские железные дороги», Дальневосточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурное подразделение Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности создать условия для граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) беспрепятственного пользования железнодорожным транспортном, указав в обоснование требований, что при проверке исполнения действующего законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей на железнодорожном транспорте – железнодорожном вокзале станции Тихоокеанская и железнодорожной низкой пассажирской платформе станции Тихоокеанская № 1 выявлено нарушение прав инвалидов при реализации права пользования услугами железнодорожного транспорта ввиду отсутствия специальных приспособлений и оборудования для передвижения и доступа лиц с ограниченными физическими возможностями к объектам данной инфраструктуры. Истец просил признать незаконным бездействие ОАО «РЖД», выразившееся в необеспечении согласно требованиям закона условий инвалидам для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом, а именно железнодорожной пассажирской платформой № 1 железнодорожной станции Тихоокеанская, вокзалом железнодорожной станции Тихоокеанская, обязать ответчика привести в соответствие с нормами действующего законодательства доступ граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) к объектам социальной инфраструктуры железнодорожного транспорта, находящихся на железнодорожной станции «Тихоокеанская» Дальневосточной железной дороги, путем оборудования пандусами, поручнями, передвижными подъемниками и пениками, переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон низкой пассажирской железнодорожной платформы № 1 железнодорожной станции Тихоокеанская, а также пандусами, поручнями, передвижными подъемниками и пениками, переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, специальными кабинками в общественном туалете здания железнодорожного вокзала железнодорожной станции Тихоокеанская, установить ответчику срок для создания необходимых для граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) условий беспрепятственного пользования инфраструктурой железнодорожного транспорта.

В ходе разбирательства дела истец уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» по несозданию условий для граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом, обязать ОАО «РЖД» устранить нарушения действующего законодательства путем оборудования вокзала ст. Тихоокеанская зрительными табличками (пиктограммами) с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников, специальной кабиной для инвалидов в общественном туалете согласно требованиям СП 2.5.1198-03 размером 225х155 см., оборудовать вокзал Тихоокеанская передвижным подъемником для посадки инвалидов-колясочников с платформы в вагон в количестве одного технического устройства в срок до 01.07.2012 г.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник Находкинского транспортного прокурора Омельченко О.А. дополнительно пояснила, что 12.04.2011 г. Находкинской транспортной прокуратурой была проведена дополнительная проверка соблюдения норм действующего законодательства в части защиты прав инвалидов с участием специалиста Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и начальника вокзала ст. Тихоокеанская, в ходе которой установлено, что имеющаяся технологическая схема от 2009 г. работы вокзала Тихоокеанская по обслуживанию пассажиров с ограниченными возможностями к самостоятельному передвижению является наиболее оптимальным решением проблемы обеспечения доступа такой категории граждан к вокзалу Тихоокеанская, железнодорожной платформе станции Тихоокеанская без установки пандусов и рамп. Между тем, зрительная информация (пиктограммы) с указанием доступности помещений для инвалидов-колясочников на вокзале в нарушение п. 3.1.18 СП 2.5.1198-03 отсутствует. Кроме того, вопреки требованиям п. 3.1.17 указанных Санитарных правил в общественном туалете не имеется кабины для инвалидов. Установленный на привокзальной площади туалетный модуль (дополнительный туалет) не функционирует и не соответствует установленным в п. 3.5.7 СП 2.5.1198-03 габаритам. Поскольку не все поезда, в частности, электрички, следующие через вокзал Тихоокеанская, оборудованы специальными вагонами для инвалидов, имеющими технические устройства для посадки с платформы в вагон, считает необходимым обязать ответчика оборудовать вокзал Тихоокеанская передвижным подъемником для посадки инвалидов-колясочников с платформы в вагон, имеющим целевое назначение аналогичное целевому назначению такого технического устройства как переносная рампа. Поскольку ответчик является юридическим лицом, планирующим заблаговременно свои финансовые затраты на следующий год, считает целесообразным с учетом интересов инвалидов определить срок выполнения указанных обязанностей до 01.07.2012 г.

В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» - Желтоухова О.К., действующая на основании доверенности от 15.09.2010 г., возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на необоснованность доводов истца о бездействии ответчика. При этом пояснила, что на привокзальной территории установлен туалетный модуль, соответствующий определенным стандартам и имеющий кабину для инвалидов. На сегодняшний день он не введен в эксплуатацию. В здании вокзала Тихоокеанская имеются туалеты для служебного пользования. Оборудование туалета для инвалидов внутри здания вокзала повлечет его реконструкцию, что связано с финансовыми затратами. В случае удовлетворения требований прокурора в указанной части просила учесть, что в настоящее время осуществляется первоочередное расходование денежных средств на обеспечение безопасности вокзалов и установить срок выполнения обязанности – конец 2013 г. Полагает необоснованными исковые требования по оборудованию вокзала Тихоокеанская передвижным подъемником для посадки инвалидов-колясочников с платформы в вагон, поскольку через ст. Тихоокеанская курсируют только два поезда №№ 04, 03, имеющие в своем составе специальные вагоны для инвалидов, оборудованные техническими устройствами для посадки указанной категории граждан с платформы в вагон. Просила в иске отказать в полном объеме.

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии социальной защиты. В силу ст. 2 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В соответствии со ст. 15 указанного Федерального закона Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 г. № 12 введены в действие «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03».

В соответствии с п. 3.1.17 СП 2.5.1198-03 для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12), грузопассажирские лифты для инвалидов в коляске с сопровождающими лицами (размер кабины 110х140 см.), места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах, с учетом размера колясок (длина 110 см., ширина 70 см., высота сиденья 52 см.), специальные кабины в общественных туалетах размером 225х155 см., передвижные подъемники и пеники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон.

В судебном заседании установлено, что в здании вокзала Тихоокеанская имеются туалеты для служебного пользования. В нарушение указанного пункта СП 2.5.1198-03 специальная кабина в общественном туалете для инвалидов не оборудована. Суд находит несостоятельной ссылку представителя ответчика на достаточность туалетного модуля, находящегося за пределами здания вокзала, поскольку указанный туалетный модуль, до настоящего времени не введенный в эксплуатацию, не соответствует габаритам, установленным СП 2.5.1198-03. Кроме того, названные Санитарные правила предусматривают наличие кабины для инвалидов в общественном туалете непосредственно в пассажирском здании вокзала (п. 3.1.17, п. 3.5.7 СП 2.5.1198-03).

Доводы представителя ответчика о том, что все поезда, следующие через ст. Тихоокеанская, имеют в своем составе вагоны для инвалидов, оборудованные техническими устройствами для посадки инвалидов-колясочников с платформы в вагон, надлежащим образом не подтверждены. Как следует из пояснений представителя истца, на момент проведения проверки через вокзал Тихоокеанская следовала электричка, в составе которой такие вагоны отсутствуют. При указанных обстоятельствах в целях обеспечения беспрепятственного пользования граждан с ограниченными физическими возможностями железнодорожным транспортом, суд находит обоснованными исковые требования о возложении на ответчика обязанности по оборудованию вокзала Тихоокеанская передвижным подъемником для посадки инвалидов-колясочников с платформы в вагон в количестве одного технического устройства.

Согласно п. 3.1.18 СП 2.5.1198-03 в системе зрительной информации на вокзале предусматриваются пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников.

Поскольку соответствующие пиктограммы, предусмотренные указанными Санитарными правилами, на вокзале Тихоокеанская отсутствуют, что в судебном заседании не оспаривалось, суд полагает обоснованными требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по оборудованию вокзала Тихоокеанская зрительными табличками (пиктограммами) с символами доступности помещений для инвалидов.

С учетом утвержденной президентом ОАО «РЖД» концепции эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов-филиала ОАО «РЖД», характера возлагаемых на ответчика обязанностей и интересов граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), суд полагает возможным установить срок для исполнения заявленных требований до 01.07.2012 г.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст.ст. 61.1-61.2 БК РФ с ответчика в бюджет Находкинского городского округа Приморского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Находкинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по созданию условий для граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом удовлетворить.

Признать бездействие ОАО «Российские железные дороги» по несозданию условий для граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом незаконным.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» оборудовать вокзал Тихоокеанская зрительными табличками (пиктограммами) с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников, специальной кабиной для инвалидов в общественном туалете вокзала Тихоокеанская согласно требованиям п. 3.1.17 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1198-03», оборудовать вокзал Тихоокеанская передвижным подъемником для посадки инвалидов-колясочников с платформы в вагон в количестве одного технического устройства в срок до 01.07.2012 г.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в бюджет Находкинского городского округа Приморского края государственную пошлину в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия через Находкинский городской суд Приморского края.

Судья Е.В. Логинова