Решение в окончательной форме Дело № 2-3102-11
изготовлено 12 сентября 2011 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Находка 07 сентября 2011 год
Судья Находкинского городского суда Приморского края Клюкин А.Г.,
с участием помощника Находкинского транспортного прокурора г. Находка Березюк П.К.,
при секретаре Кувакиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Находкинского транспортного прокурора в защиту интересов Шамрай Сергея Александровича к ОАО «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
В обосновании исковых требований Находкинский транспортный прокурор ссылается на то обстоятельство, что Согласно п. 3.1.1 Коллективного договора ОАО «НМТП» (с апреля 2011 года организация переименована в ОАО «ЕВРАЗ НМТП») на 2010-2012 г.г. со сроком действия с 17.07.2010 по 31.12.2012 работодатель обязался соблюдать трудовое законодательство, выполнять принятые в настоящем Коллективном договоре обязательства. А пунктом 1.5 предусмотрено, что Коллективный договор распространяется на всех работников Общества. Пунктом 1.7 Коллективного договора предусмотрено, что Приложения к настоящему коллективному договору являются его неотъемлемой частью и обязательны к исполнению. Шамрай С.А. работает в ОАО «ЕВРАЗ НМТП» механизатором со сменным режимом работы с суммированным учетом рабочего времени. Согласно п. 2.2.1 абз. 1 Положения о премировании работников ОАО «НМТП», являющегося Приложением № 3 к указанному Коллективному договору, внесенному в протокол разногласий и урегулированному на основании Соглашения о внесении дополнений в Коллективный договор от 22.02.2011 (п.2.2.1) со следующей формулировкой: начисление премии механизаторам производится при условии выполнения норм выработки (времени) на 100 % и более по вариантам погрузочно-разгрузочных работ ежесменно в размере 20,5 % к сумме сдельного заработка по выполненным нормам. Пунктом 6 Положения об оплате труда, являющегося Приложением № 1 к Коллективному договору установлено, что сдельная форма оплаты труда используется при оплате труда рабочих основного производства: механизаторов (докеров-механизаторов), ремонтно-строительных и ремонтно- механических рабочих. При сдельной оплате труда заработок работника определяется исходя из установленного ему разряда, часовых тарифных (сдельных) ставок, норм выработки и выполненного объема работ. Правоотношения, указанные в пункте 2.2.1 Соглашения о внесении дополнений в Коллективный договор от 22.02.2011 согласно его же п. 2 возникают с 01.01.2011. В силу п. 3.3 Положения о премировании работников ОАО «НМТП» в состав заработка, на который начисляется премия, включается: должностной оклад (тарифная ставка), сдельный заработок, доплаты за совмещение профессий, увеличение объема выполняемых работ, за выполнение работы временно отсутствующего работника, за работу в ночное время и т.д. Перечень доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам работников производственных должностей, на которые начисляется премия, был утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 18.11.1986 № 491/26-175 "Об утверждении Перечня доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам работников объединений, предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства, на которые начисляются премии за результаты хозяйственной деятельности в производственных отраслях народного хозяйства" и может применяться в настоящее время. К числу обязательных надбавок и доплат, на которые начисляется премия относятся, в том числе доплаты за работу в ночное время. В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. Однако, с 01.01.2011 работодатель не выплачивает часть заработной платы - ежесменной премии за работу в ночное время. За период с 01.01.2011 по 01.07.2011 согласно расчета работодатель не выплатил в общей сложности 4.558 рублей 81 копейка. Таким образом, работодатель не выполняет принятое на себя обязательство по выплате премии за работу в ночное время.
Просит взыскать в пользу Шамрай Сергея Александровича с ОАО «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт» часть заработной платы в сумме 4.558 рублей 81 копейка.
В судебном заседании Находкинский транспортный прокурор на исковых требованиях настаивает, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представители ответчика ОАО «ЕВРАЗ НМТП» Бондаренко В.Н., действующий на основании доверенности от 29.04.2011 года и Плякин В.В., действующий на основании доверенности № 9-НМТП/V-2 от 19.04.2011 года в судебном заседании пояснили, что исковые требования не признают, считают их незаконными и необоснованными, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Доплата за работу в ночное время, как составляющая заработной платы, относится к компенсационным выплатам. Премии являются стимулирующими выплатами. В ОАО «ЕВРАЗ НМТП» оплата труда работников регулируется Коллективным договором ОАО «НМТП» (сроком действия с 17.07.2010г. по 31.12.2012г.), Положением об оплате труда и Положением о премировании, являющимися приложениями № 1 и № 3 к Коллективному договору, и Соглашениями, заключенными работодателем и действующими в Обществе первичными профсоюзными организациями. Обращаем внимание суда, что 15.04.2011г. ОАО «Находкинский морской торговый порт» изменило свое название и стало именоваться открытое акционерное общество «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт» (сокращенно ОАО «ЕВРАЗ НМТП»), но Коллективный договор ОАО «НМТП» сохранил свое действие. Шамрай С.А. состоит с ОАО «ЕВРАЗ НМТП» в трудовых отношениях и работает в качестве механизатора (докера-механизатора). Для данной категории работников порядок и условия премирования определены Соглашением от 22 февраля 2011 года между работодателем и первичными профсоюзными организациями: ПОПО ОАО «Находморторгпорт» ПРВТ и ППОО РПД ОАО «НМТП». Данное соглашение было подписано в рамках урегулирования Протокола разногласий к Коллективному договору ОАО «НМТП» 2010 - 2012г.г. на основании решения примирительной комиссии (протокол № 4 от 15.02.2011). Система премирования механизаторов (докеров- механизаторов), закрепленная в Соглашении, была предложена представителями первичных профсоюзных организаций и полностью отличалась от ранее действовавшей системы для данной категории работников, не только условиями, но и порядком начисления сумм премии. До 01 января 2011 года премирование механизаторов (докеров- механизаторов) осуществлялось по нормативу на 1 физотонну из расчета 20,5% заработка при выполнении плана грузопереработки. Новая система премирования установила иные, особые условия и порядок премирования. Согласно подписанному Соглашению премирование механизаторов (докеров-механизаторов) производится «при условии выполнения норм выработки (времени) на 100% и более по вариантам погрузочно-разгрузочных работ ежесменно в размере 20,5% к сумме сдельного заработка по выполненным нормам. При невыполнении норм выработки (времени), не по вине механизаторов (докеров-механизаторов) оформляется акт о снижении норм выработки (времени) до уровня выполнения нормы на 100 % за подписью начальника комплекса и стивидора - начальника смены с указанием в нем тоннажа, начала и окончания работ, прикладывается к наряду, выделяется отдельной позицией в наряде и начисляется премия в размере 20,5 % к сумме сдельного заработка по данной позиции». В исковом заявлении прокурор, делая ссылку на п.3.3 Положения о премировании работников, полагает, что премия должна начисляться на весь заработок, включая и за работу в ночное время. Однако данное утверждение является ошибочным, противоречащим п.2.2.1 Положения о премировании, поскольку стороны Коллективного договора (по инициативе профсоюзов) предусмотрели особый, вышеуказанный порядок премирования для отдельной категории работников - механизаторов (докеров-механизаторов), а именно: С 01 января 2011 года премия механизаторам (докерам-механизаторам) начисляется ежесменно при условии выполнения норм выработки (времени) на 100% из расчета 20,5% не всего заработка, а только его части, а именно сдельного заработка (сдельная тарифная ставка, норма выработки (времени), обьем выполненных работ). В соответствии с локальными нормативными актами Общества, поименованными выше, в ОАО «ЕВРАЗ НМТП» применяются повременная, сдельная, аккордная формы оплаты труда и система премирования. Премия, являясь стимулирующей выплатой, начисляется и выплачивается работникам в целях дополнительного стимулирования и усиления материальной заинтересованности в достижении ими более высоких конечных качественных и количественных результатов труда, обеспечения качества плановых и договорных обязательств Общества, сохранности перерабатываемых грузов, а не за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (работа в ночное вромя). «Базовую основу» для расчета премии определили стороны социального партнерства, которые договорились о том, что для разных категорий работников применяются разные условия премирования и разная базовая основа. Отдельной категории работников (докерам-механизаторам) премия начисляется на сдельный заработок (в который не входят доплаты за работу в ночное время), другим же - премия начисляется на весь заработок. Различие существует, поскольку для докеров-механизаторов установлен более высокий показатель премирования, и им расчет ведется только на сдельную оплату. О том, что сдельный заработок - это составная часть заработной платы свидетельствуют два пункта Коллективного договора: В соответствии с пунктом 6 Положения об оплате труда «при сдельной оплате труда заработок работника определяется исходя из установленного ему разряда, часовых тарифных (сдельных) ставок, норм выработки и выполненного объема работ». А пункт 3.3. Положения о премировании выделяет «сдельный заработок», «доплату за работу в ночное время», «доплату за совмещение (расширение) обязанностей» и т.д., как разные составные части «заработка»Таким образом, новая система премирования установила не только совершенно иные условия, но и другую «базовую основу» для начисления премии, а именно «сдельный заработок». В связи, с этим у работодателя отсутствуют основания для начисления премии на доплату за работу в ночное время. Поскольку в Обществе действуют для разных категорий работников и разные условия премирования, разные принципы начисления премии, и по разному определяется базовая основа для начисления премиальных выплат, нормы пункта 3.3. Положения о премировании применяются, когда базовой основой для начисления премии является весь, а не только сдельный, заработок (например, работникам портового флота, социально-бытовых подразделений и т.д.). Ссылка прокурора на Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 18.11.1986г., представляется некорректной, т.к. после того, как вышло Постановление Совмина СССР и ВЦСПС от 17.09.1986г. № 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок...», Закон СССР от 4 июня 1990г. «О предприятиях в СССР» предоставил предприятиям самостоятельно решать вопросы об определении форм, систем оплаты труда, а с принятием Трудового Кодекса РФ, в частности, ст. 135 ТК РФ, прямо предусматривающей, что системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, постановление, на которое ссылается прокурор, утратило свою актуальность. В соответствии со ст.423 ТК РФ законодательные и иные нормативные правовые акты СССР применяются в части, не противоречащей Трудовому Кодексу РФ. Просят отказать в удовлетворении исковых требований Находкинского транспортного прокурора, заявленных в защиту интересов Шамрай С.А., к ОАО «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт» о взыскании части заработной платы.
Представитель Профкома ППОО РПД ОАО «ЕВРАЗ НМТП», Подшивалов В.А. поддержал доводы прокурора и пояснил суду, что в соглашении о внесении дополнений в коллективный договор стороны детализировали условия и показатели премирования докеров и докеров механизаторов, что отражено в положении 2.2. об установлении новой системы премирования и порядка в данном соглашении речи нет. Согласно ст. 129 в состав зарплаты входит не только сдельный заработок, но и все компенсационные выплаты и согласно условий п. 3.3 положения о премировании должен премироваться не только сдельный заработок, но и все доплаты и выплаты компенсационного характера. Три года назад механизаторы и докеры-механизаторы находились уже на таких условиях премирования. Ответчик не соблюдает условия Коллективного договора и Положения о премировании, чем нарушает права и законные интересы работника
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Шамрай С.А. работает в ОАО «ЕВРАЗ НМТП» в должности докера-механизатора. Ему установлен сменный режим работы с суммированным учетом рабочего времени.
Согласно ст. 135 ТК Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В судебном заседании установлено, что оплата труда работников ОАО «НМТП» установлена Коллективным договором, Положением об оплате труда и Положением о премировании. 15.04.2011 года ОАО «НМТП» изменило свое название и стало именоваться ОАО «ЕВРАЗ НМТП». Коллективный договор и приложения к нему, сохранили свое действие.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов и договорных обязательств, повышении эффективности производства и качества работы могут вводиться системы премирования, вознаграждение по итогам работы за год, а также другие формы материального поощрения.
Установление систем оплаты труда и форм материального поощрения, утверждение Положений о премировании и выплате вознаграждения по итогам работы за год производится администрацией предприятия, организации по согласованию с соответствующим Профсоюзным органом.
В соответствии с п. 6 Приложения № 1 к Коллективному договору, предусматривается сдельная форма оплаты труда, которая используется при оплате труда рабочих основного производства: механизаторов (докеров-механизаторов), ремонтно-строительных и ремонтно-механических рабочих. При сдельной оплате труда заработок работника определяется исходя из установленного ему разряда, часовых тарифных (сдельных) ставок, норм выработки и выполненного объёма работ.
Как следует из соглашения от 22.02.2011 года, заключенным между работодателем и первичными профсоюзными организациями: ПОПО ОАО «Находморторгпорт» ПРВТ и ПГЮО РПД ОАО «НМТП» были внесены изменения в Коллективный договор ОАО «НМТП» о порядке и условиях премирования отдельных категорий работников. Так, п.2.2.1 Положения о премировании работников ОАО «НМТП» был установлен порядок премирования механизаторов (докеров-механизаторов), а именно «начисление премии механизаторам (докерам-механизаторам) производится при условии выполнения норм выработки (времени) на 100 % и более по вариантам погрузочно-разгрузочных работ ежемесячно в размере 20,5 % к сумме сдельного заработка по выполненным нормам.
Суд приходит к выводу, что доводы прокурора и третьего лица председателя профкома ППОО РПД ОАО «НМТП» о том, что пунктом 3.3 Положения о премировании работников ОАО «НМТП» предусмотрен состав заработка, на который начисляется премия, в том числе и сдельный заработок, доплату за работу в ночное время и.т.д., не могут служить основанием для удовлетворения иска, поскольку данный пункт 3.3 Положения о премировании содержит общее перечисление заработка для начисления и выплаты премии, тогда как в пункте 2.2.1 Положения о премировании, конкретизировано начисление премии, для механизаторов (докеров-механизаторов), предусмотрен более высокий показатель премирования и расчет премии производится к сумме сдельного заработка.
Таким образом, у работодателя отсутствуют основания для начисления Шамрай С.А. премии на доплату за работу в ночное время.
Кроме того, за работу в ночное время, в соответствии с п. 6.8.2 Коллективного договора, всем сменным работникам, в том числе и докерам-механизаторам, начисляются компенсационные выплаты в размере 60% тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час ночной работы.
Руководствуясь ст.193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Находкинского транспортного прокурора в защиту интересов Шамрай Сергея Александровича к ОАО «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт» о взыскании заработной платы, отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня вынесения через Находкинский городской суд.
Судья: А.Г. Клюкин