2-357/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 января 2011 года г.Находка Приморского края Судья Находкинского городского суда Приморского края Казанцева Н.И. при секретаре Ляшенко Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Находкинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), пребывающих и проживающих на территории Находкинского городского округа к ОАО «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействия ОАО «РЖД», обязании создать условия для граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом. У С Т А Н О В И Л: Находкинский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» о признании незаконным бездействия ОАО «РЖД», обязании создать условия для граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом, а именно оборудовать низкие платформы станций Бархатная, Рыбники, Крабовая, мыс Астафьева, пандусами, поручнями, передвижными подъемниками, переносными рампами для посадки инвалидов с колясками с платформы в вагон. В обоснование иска указал на то, что в соответствии с ч. 3 ст. 1 ФЗ № 17 от 10.01.2003 года «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов устойчивости работы железнодорожного транспорта, доступности безопасности и качества оказываемых услуг. Согласно п. 5 ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно – правовых форм, осуществляющее транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами. Пунктом 3.1.17 СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» предусмотрено, что для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо устройство пандусов, передвижных подъемников, переносных рамп для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. При проведении Находкинской транспортной прокуратурой совместно с Партизанским филиалом ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» проверки исполнения действующего законодательства РФ о защите прав потребителей на железнодорожном транспорте – железнодорожных пассажирских платформах, расположенных на территории Находкинского городского округа было установлено, что на станциях: Бархатная, Рыбники, Крабовая, Мыс Астафьева отсутствовали специальные приспособления и оборудования для лиц с ограниченными возможностями передвижения (инвалидов) – пандусы, поручни, передвижные подъемники, переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон. В связи с тем, что указанные обстоятельства не позволяют гражданам с ограниченными возможностями пользоваться услугами железнодорожного транспорта, в том числе и правом на беспрепятственный допуск к данным объектам социальной инфраструктуры Находкинский транспортный прокурор просил признать бездействие ОАО «РЖД» незаконным, обязать ответчика обеспечить доступ граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) к объектам социальной инфраструктуры железнодорожного транспорта – низких платформ станций Бархатная, Рыбники, Крабовой, мыс Астафьева, путем оборудования их пандусами, поручнями, передвижными подъемниками, переносными рампами для посадки инвалидов с колясками с платформы в вагон. В судебном заседании помощник Находкинского транспортного прокурора Омельченко О.А. поддержала заявленные требования в полном объеме, при этом пояснила, что во время проверки станций: Бархатная, Рыбники, Крабовая, Мыс Астафьева, проводимой совместно с Партизанским филиалом ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» выявлены нарушения требований СП 2.5. 1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте». Данные нарушения не позволяют гражданам с ограниченными возможностями пользоваться услугами железнодорожного транспорта, а также правом, предусмотренным ст. 7 Конституции РФ на беспрепятственный допуск к данным объектам социальной инфраструктуры. Просила признать бездействие ОАО «РЖД» незаконным, обязать ответчика обеспечить доступ граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) к объектам социальной инфраструктуры железнодорожного транспорта – низких платформ станций Бархатная, Рыбники, Крабовая, мыс Астафьева, путем оборудования их пандусами, поручнями, передвижными подъемниками, переносными рампами для посадки инвалидов с колясками с платформы в вагон. Представитель ответчика ОАО «РЖД» Зайцева Н.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, при этом пояснила, что истцом необоснованно заявлено требование о признании незаконным бездействия ОАО «РЖД», поскольку ОАО «РЖД» является юридическим лицом. ГПК РФ и другие нормативно – правовые акты не предусматривают возможность обращения в суд с требованиями об оспаривании действия или бездействия юридического лица. Также истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что на данных станциях отсутствуют данные объекты инфраструктуры, предназначенные для обеспечения доступа граждан с ограниченными физическими возможностями к объектам социальной инфраструктуры железнодорожного транспорта. Кроме того, представитель ответчика указала на то, что станции Бархатная, Рыбники, Крабовая, Мыс Астафьева, являются промежуточными станциями, на которых не предусмотрено наличие вокзалов. В Санитарных правилах по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте предусмотрено оборудование пандусами, поручнями, передвижными подъемниками, переносными рампами для посадки инвалидов с колясками с платформы в вагон только вокзалов. Станции Бархатная, Рыбники, Крабовая, Мыс Астафьева не являются вокзалами, они являются промежуточными станциями, на которых данные приспособления не предусмотрены. Просила отказать в удовлетворении иска. Специалист управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту Долгих Я.В. в судебном заседании пояснила, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту является Федеральным органом исполнительной власти и контролирующей организацией обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта с целью исключения негативных последствий для жизни и здоровья граждан. Полагала, что исковые требования заявлены обоснованно, поскольку наличие объектов социальной инфраструктуры железнодорожного транспорта для пользования граждан с ограниченными возможностями услугами железнодорожного транспорта предусмотрено Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Данные правила обязательны для исполнения юридическими лицам и предприятиями, которые занимаются пассажирскими перевозками, которым является ОАО «РЖД». Суд, выслушав помощника Находкинского транспортного прокурора Омельченко О.А., представителя ответчика ОАО «РЖД» Зайцеву Н.В., специалиста управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту Долгих Я.В., изучив материалы дела, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением требований актов в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологической безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, изготовления, приемки и эксплуатации транспортных и иных связанных с перевозочным процессом технических средств, соответствующее нормативное регулирование в области промышленной безопасности, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области промышленной безопасности. Судом установлено, что 29.10.2010 года Партизанским филиалом ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» на основании предписания заместителя начальника Дальновосточного территориального отдела управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту были проведены санитарно – эпидемиологические экспертизы посадочных платформ на станциях Бархатная, Рыбники, Крабовая, Мыс Астафьева. Согласно акту санитарно – эпидемиологической экспертизы от 29.10.2010 года станции Бархатная было установлено, что данная станция содержится в чистоте, имеются урны для сбора мусора, очистка которых проводится по мере их заполнения. Покрытие платформы – асфальт, брусчатка. Асфальтовое покрытие ровное, без выбоин. Брусчатка местами разрушена, что может стать причиной травматизма пассажиров, что является нарушением п. 3.2.8 СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте». Из акта санитарно – эпидемиологической экспертизы посадочной платформы станции Рыбники следует, что в ходе проведения экспертизы были выявлены нарушения п. 3.2.8 СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте», а именно пасадочная платформа содержится в неудовлетворительном состоянии. Плиты платформы неровные, с трещинами, выбоинами. Местами выбоины закрыты метталическимми листами ( такое покрытие не обладает противоскользящими свойствами) с выступающими болотами, что может стать причиной травматизма пассажиров, отсутствуют урны для сбора мусора. Актом санитарно-эпидемиологической экспертизы от 29.10.2010 года установлено, что посадочная платформа ст. Крабовая имеет асфальтовое покрытие в удовлетворительном состоянии, содержится в чистоте, также были выявлены нарушения п. 3.2.8 СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» в связи с тем, что отсутствуют урны для сбора мусора. В соответствии с актом санитарно – эпидемиологической экспертизы от 29.10.2010 года в ходе проведения санитарно – эпидемиологической экспертизы посадочной платформы станции Мыс Астафьева установлено, что посадочная платформа имеет новое асфальтовое покрытие, ровное, без выбоин и трещин, содержится в чистоте. Урны для сбора мусора отсутствуют, что является нарушением п. 3.2.8 СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте». Таким образом, в ходе проведения санитарно – эпидемиологических экспертиз станций Бархатная, Рыбники, Крабовая, Мыс Астафьева не были выявлены нарушения п. 3.1.17 СП 2.5.1198 – 03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте», которые не позволили бы гражданам с ограниченными возможностями пользоваться услугами железнодорожного транспорта. Также, истцом не было представлено доказательств того, что на данных станциях имеются указанные нарушения и предписания федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта устранить допущенные нарушения. Нарушения, указанные в актах санитарно – эпидемиологического заключения не порождают гражданско – правовых отношений, в них фактически усматривается состав административного правонарушения. Кроме того, ст. 3.1.17 СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте предусматривает устройство пандусов, передвижных подъемников, переносных рамп для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон именно на вокзалах. Согласно техническим паспортам на низкие платформы станций Бархатная, Рыбники, Крабовая, Мыс Астафьева, данные остановки являются станциями, а не вокзалами, в связи с чем, на них не предусмотрено устройство указанных приспособлений. На основании изложенного, в судебном заседании не нашел подтверждения факт нарушения ответчиком требований санитарного законодательства, обеспечивающих безопасность для здоровья человека, а также выполняемых работ и оказываемых услуг. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Отказать Находкинскому транспортному прокурору в удовлетворении иска в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), пребывающих и проживающих на территории Находкинского городского округа к ОАО «Российские железные дороги» о признании незаконным бездействия ОАО «РЖД», обязании создать условия для граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов) беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение 10 дней. Судья Н.И. Казанцева