Дело № 5-19-11 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е «20» января 2011 года г. Находка Приморского края Судья Находкинского городского суда Приморского края Севергин Д.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.16.1 ч.1 КоАП РФ, в отношении иностранной компании «JCI Co., Ltd», у с т а н о в и л : 16.07.2010 года в 23 часа 15 минут в координатах 42°22"9" северной широты и 131°10"9" восточной долготы территориального моря Российской Федерации (Залив Петра Великого) пограничным сторожевым кораблём № 929 Береговой охраны Пограничного управления ФСБ России было обнаружено рыболовное судно (РШ) «BAY» (флаг Камбоджи, порт приписки Пном Пень). 17.07.2010 года в 00 часов 15 минут в координатах 42°11"689" северной широты и 130°53"616" восточной долготы территориального моря РФ данное судно было задержано и осмотрено. На момент задержания на борту судна находилась, согласно грузосопроводительным документам, рыбопродукция: сельдь в количестве 1610 кг, минтай в количестве 3418 кг, краб стригун-опилио в количестве 700 кг. РШ «BAY» контрольные пограничные точки в территориальном море РФ не проходило, о пересечении государственной границы РФ пограничные и таможенные власти не уведомляло. 13.08.2010 года по данному факту возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 ст. 16.1 КоАП РФ и, после проведённого административного расследования по данному делу, 13.10.2010 года в отношении неустановленного лица составлен протокол об административном правонарушении, за нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию РФ путём их ввоза помимо пунктов пропуска через Государственную границу РФ. В судебном заседании представитель иностранной компании «JCI Co., Ltd» - адвокат Ахметчин В.Г. вину компании «JCI Co., Ltd» в совершении административного правонарушения не признал, так как, согласно имеющимся документам, собственником РШ «BAY» является компания «Dalian Mastery-Sail Int"l Shipping Agency Co., ltd», КНР, следовательно, она и должна быть привлечена к административной ответственности. Кроме того, протоколе об административном правонарушении не установлено время совершения административного правонарушения. Просил производство по делу в отношении компании «JCI Co., Ltd» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, снять арест с судна РШ «BAY» и передать его собственнику. Свидетель А. суду пояснял, что он являлся капитаном РШ «BAY», 16.07.2010 года действительно имело место пересечение РШ «BAY» границы РФ. Так как вышли из строя ГД и ГРЩ, сразу сообщить об этом таможенным и пограничным службам не представилось возможным, после того, как неполадки были устранены, судно РШ «BAY» двинулось на выход из вод РФ. Сообщить о пересечении РШ «BAY» границы РФ таможенным и пограничным службам впоследствии побоялся. Письменный контракт между ним и судовладельцем не заключался, все указания получались им по телефону. Считает, что судовладельцем является китайская компания «Dalian Mastery-Sail Int"l Shipping Agency Co., ltd», так как все судовые и регистровые документы были оформлены на эту компанию, она является собственником РШ «BAY». Также на РШ «BAY» имелся договор фрахта между компаниями «Dalian Mastery-Sail Int"l Shipping Agency Co., ltd» и «JCI Co., Ltd», однако, считает, что судовладельцем является «Dalian Mastery-Sail Int"l Shipping Agency Co., ltd». Почему во всех им данных объяснениях указана компания «JCI Co., Ltd», пояснить не может, указывая, имел ввиду судовладельца. Объяснения свои читал. Представитель Находкинской таможни Трубачев Ю.А., помощник Находкинского транспортного прокурора Шаров А.В. считали, что компания «JCI Co., ltd» к административной ответственности привлечена законно, её вина в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела. Заслушав участников процесса, проверив представленные материалы, суд приходит к следующему выводу. Согласно пункту 3 ст. 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС), товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-участников таможенного союза. В соответствии с требованиями ст. 151 ТК ТС, местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств-участников таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств-участников таможенного союза. Согласно ст. 156 ТК ТС, прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее - места прибытия) и во время работы таможенных органов в этих местах. В соответствии со ст. 2 ТК ТС, единую таможенную территорию таможенного союза, далее - таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств-участников таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы Таможенной территории таможенного союза, включая пределы находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств-участников таможенного союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства-участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей таможенного союза (далее - таможенная граница). Согласно требованиям части 1 ст. 157 ТК ТС, если после пересечения таможенной границы доставка товаров в место прибытия прерывается, а также, если морское (речное), воздушное судно делает вынужденную остановку или посадку на таможенной территории таможенного союза вследствие аварии, действия непреодолимой силы, либо иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров, осуществлению остановки или посадки в установленных местах, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и о месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (если их транспортное средство международной перевозки повреждено) в ближайший таможенный орган, либо иное место, указанное таможенным органом. Статьёй 158 ТК ТС на перевозчика возлагается обязанность уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза путем представления соответствующих документов и сведений, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации», пунктом пропуска через Государственную границу является территория в пределах морского порта, открытого для международных сообщений, а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля, и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. В соответствии с пунктом 39 ст. 4 ТК ТС, под транспортным средством понимается - категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горючесмазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами. В нарушение требований вышеуказанных статей Таможенного кодекса Таможенного союза и Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе РФ», транспортное средство РШ «BAY» с грузом на борту было перемещено через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля. В момент пересечения таможенной границы (совпадающей с Государственной границей Российской Федерации) РШ «BAY» являлось транспортным средством, а значит, подлежало оформлению в таможенном отношении, равно как и груз, находившийся на его борту. Согласно сертификату о регистрации судна, собственником РШ «BAY» является иностранная компания: «Dalian Mastery-Sail Int"l Shipping Agency Co., ltd», КНР. Между компанией «Dalian Mastery-Sail Int"l Shipping Agency Co., ltd», КНР, и иностранной кампанией «JCI CO., LTD», Япония, заключён договор фрахта от 10.09.2008 года на транспортное судно «BAY» сроком на 3 года. Согласно данному договору, компания «JCI CO., Ltd» является фрахтователем РШ «BAY». Из содержания данного договора следует, что на фрахтователя возложены обязанности оплачивать стоимость фрахта, оплачивать заработную плату судоэкипажу в период работы судна во фрахте, обеспечивать его горюче-смазочными материалами, водой, продуктами питания и другими судовыми запасами в пределах автономного плавания. Также на фрахтователя возложены все расходы по лоцманским проводкам, причальным, корабельным и другим портовым сборам, а также расходы по найму портового и вспомогательного флота в период фрахта. Таким образом, указанный договор фрахта свидетельствует о том, что судовладельцем РШ «BAY» в рассматриваемом случае является иностранная компания «JCI CO., Ltd» (адрес: Wakkanai-city, Shinko-cho 1 - 25, Japan (Япония). В соответствии со ст. 206 Кодекса торгового мореплавания РФ капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению. Таким образом, именно судовладелец - компания «JCI CO., Ltd» определяла маршрут следования РШ «В AY». 16.07.2010 года в период с 01 часа 30 минут по 21 час 30 минут РШ «BAY» пересекло государственную границу и прибыло на таможенную территорию РФ вне установленных пунктов пропуска в пределах морских портов РФ. Более того, ни судовладелец, ни капитан судна не уведомили государственные органы о пересечении судном Государственной границы РФ, в связи с чем судовладелец РШ «BAY» - иностранная компания «JCI CO., Ltd», нарушила порядок прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ, путём их ввоза помимо пунктов пропуска через Государственную границу РФ. При производстве административного расследования по делу, 02.09.2010 года был допрошен в качестве свидетеля капитан РШ «BAY» А., который пояснял, что собственником РШ «BAY», согласно регистрационному свидетельству, является компания «Dalian Mastery-Sail Int"l Shipping Agency Co., Ltd». РШ «BAY» находится во фрахте иностранной компании «JCI CO., Ltd». Указания в данном рейсе он получал от фрахтователя судна - компании «JCI CO., Ltd». Капитаном РШ «BAY» он является с 29.05.2010 года, на работу он был устроен в порту Пусан, Республика Корея, представителем иностранной компании «JCI Co., Ltd», которая является фрахтователем РШ «BAY». Судно вышло из порта Донхэ, Республика Корея 09-10.07.2010. В порту Донхэ на борт судна по коносаментам был принят груз - рыба мороженная: минтай - 3418 кг, селёдка - 1610 кг. Коносаменты были выданы отправителем - иностранной компанией «Woori Corporation Co., Ltd». Судно направилось в Японию. По пути следования все распоряжения по движению судна А. получал от представителя компании «JCI Co., Ltd» по телефону. 16.07.2010 года в северокорейских водах в 01 час 30 минут на РШ «BAY» произошла поломка двигателя и группа-распределительного щита, отвечающего за обеспечение судна электроэнергией. Судно легло в дрейф, и его стало сносить в сторону территориальных вод РФ. Во время дрейфа винт РШ «BAY» зацепил хребтину с расовыми ловушками. После того как отчистили винт, краб был поднят на борт для нужд питания экипажа. Далее, в ходе дрейфа РШ «BAY» было снесено в территориальные воды РФ. В связи с обесточиванием судна, разрядкой аккумуляторов и отсутствием связи, капитан не смог связаться с руководством и пограничными властями. 16.07.2010 года поломка была устранена и в 21 час 30 минут А. по телефону от руководства «JCI Co., Ltd» получил указания следовать в Южную Корею. Сообщить властям о пересечении границы А. побоялся. 17.07.2010 года РШ «BAY» находилось в территориальных водах РФ в координатах 42°11"689" северной широты 130о53"616" восточной долготы, где было задержано пограничным сторожевым кораблём. Из объяснений А. от 17.07.2010 года следует, что груз (краб стригун-опилио, 700 кг.) был перегружен на борт РШ BAY» по указанию судовладельца, с т/х «Zaliv» (флаг КНР) 11.07.2010 года. Краб перегружался в течение 3-х часов силами членов экипажа т/х «Zaliv». Краб предполагался к доставке в Южную Корею, порт Донхэ. На данный груз с т/х «Zaliv» был выдан коносамент. При задержании, с борта РШ «BAY» был изъят коносамент № на краб стригун-опилио, 700 кг, контракт от ДД.ММ.ГГГГ на куплю продажу краба, заключённый между компанией «JCI Co., Ltd» и компанией «Kanishin Co., Ltd», Япония. Из рапортов командира пограничного сторожевого корабля № Кваша Д. и командира боевой части № корабля Тюкавкина Д., следует, что 16.07.2010 года в 23 часа 15 минут в координатах 42°22"9" северной широты и 131°10"9" восточной долготы территориального моря Российской Федерации была обнаружена «цель №» (морское судно), на удалении от Государственной границы РФ - 10 миль, от острова Фуругельма - 9,8 миль. «Цель» следовала со скоростью 10,3 узла в направлении российско-корейской границы на выход из территориального моря РФ. В 23 часа пограничный корабль вызывал обнаруженное судно на русском и английском языках. Судно на вызовы не отвечало. В 23 часа 47 минут «цель» ответила как РШ «BAY». В 00 часов 03 минуты РШ BAY» остановилось, на судно была высажена оперативная группа. Данные пояснения подтверждаются выпиской из навигационно-вахтенного журнала пограничного сторожевого корабля № и схемой задержания РШ «BAY». Согласно протоколу досмотра от 17.07.2010 года, в ходе досмотра РШ «BAY» сотрудниками Пограничной службы установлено, что на борту судна в разных частях находятся детали выборочно-постановочного комплекса промыслового (добывающего) оборудования в рабочем состоянии, для специализированной добычи водных биологических ресурсов. Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе РФ», капитан судна в случае вынужденного пересечения Государственной границы обязан немедленно сообщить об этом администрации ближайшего российского морского порта, которые повещают о таком пересечении Государственной границы пограничные органы. Согласно письму Хасанской таможни, в зоне деятельности которой было задержано судно), от 18.08.2010 №, уведомлений 16-17 июля 2010 года от судовладельца, судового тента, капитана РШ «BAY» о пересечении государственной границы РФ не поступало, в таможенном отношении судно не оформлялось. Судовладелец РШ «BAY» - компания «JCI CO., Ltd» должна была предпринять меры по недопущению нарушения порядка прибытия на таможенную территорию РФ транспортного средства РШ «BAY», уведомить соответствующие органы о пересечении судном государственной таможенной границы, либо дать такие указания капитану судна А., в том числе ставить судно в ближайший морской порт РФ. Согласно заключению эксперта Торгово-промышленной палаты г. Находка № от 13.10.2010 года, рыночная стоимость товара, явившегося предметом административного правонарушения, на момент совершения правонарушения - 16.07.2010, составила: 1) РШ «BAY» - 7 470 000 рублей; 2) краб стригун-опилио, в количестве 700 кг. (согласно документам) - 245 000 рублей; 3) сельдь мороженная, в количестве 1610 кг. (согласно документам) - 51 520 рублей; 4) минтай мороженный, в количестве 3418 кг (согласно документам) - 153 810 рублей. Общая рыночная стоимость предмета административного правонарушения по состоянию на 16.07.2010 составила - 7 920 330 рублей. Товар - краб, согласно Акту возврата объектов живой морской природной среды в естественную среду обитания от 17.07.2010 года был выпущен сотрудниками ПУ ФСБ России по ПК при задержании судна. Товар - рыба мороженная (сельдь, минтай), на момент дачи заключения эксперта, находилась в неликвидном состоянии. 16.07.2010 года РШ «BAY» пересекло таможенную границу Российской Федерации при въезде, но не прибыл в установленные пункты пропуска в пределах морского порта. Кроме того, ни судовладелец - иностранная компания «JCI Co., Ltd», ни капитан судна А. не уведомили государственные органы о пересечении судном Государственной границы, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами. С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что в действиях иностранной компании «JCI Co., Ltd» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.16.1 КоАП РФ – нарушение порядка прибытия транспортных средств на таможенную территорию РФ путём их ввоза помимо пунктов пропуска через Государственную границу РФ. Обстоятельством, смягчающим ответственность иностранной компании «JCI Co., Ltd», является совершение правонарушения впервые. Обстоятельств, отягчающих ответственность иностранной компании «JCI Co., Ltd», судом не установлено. Издержки по делу об административном правонарушении за проведение экспертизы, согласно счёту ТПП г. Находка № от 14.10.2010 года, в размере 800 рублей, в соответствии со ст.24.7 КоАП РФ, следует отнести на счёт иностранной компании «JCI Co., Ltd». Издержки по делу об административном правонарушении за перевод документов, согласно счёту ООО «Бюро переводов «Елена» № от 11.10.2010 года, в размере 2069 рублей 43 копейки, и согласно счёту ООО «Центр» № от 26.05.2010 года в размере 600 рублей, в соответствии со ст.24.7 КоАП РФ, следует отнести на счёт федерального бюджета. При назначении наказания, суд учитывает, характер и степень общественной опасности правонарушения, и приходит к выводу, что иностранной компании «JCI Co., Ltd» необходимо назначить наказание в виде административного штрафа без конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения. Предметом административного правонарушения по данному делу является рыболовное судно «BAY»: тип судна – рыболовецкое, регистровый тоннаж 693 т., чистый регистровый тоннаж 329 т., количество палуб 1, количество мачт 1, количество труб 1, длина 49,5 м., ширина 8,8 м., высота надводного борта 4,05 м., материал корпуса сталь, количество/тип/модель двигателя 1/дизель/АН-28, скорость 10 узлов, мощность 992 Квт. Руководствуясь ст.29.9 ч.1 п.1, 29.10 КоАП Российской Федерации: п о с т а н о в и л: Признать иностранную компанию «JCI Co., Ltd» адрес: Wakkanai-city, Shinko-cho 1 - 25, Japan (Япония) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 3735000 (три миллиона семьсот тридцать пять тысяч) рублей без конфискации предмета административного правонарушения. Административный штраф оплатить по следующим реквизитам: Управление федерального казначейства по г. Москве, ИНН 7730176610, КПП 773001001, банк получателя- отделение №1 Московского ГТУ Банка России, г. Москва, 705, БИК 044583001, номер счета 40101810400000010153, поле 104- код бюджетной классификации-15311604000010000140 «штрафы»; поле 105- код ОКАТО- 45268595000; поля 106-109 - поставляется ноль («0»); поле 110-показатель типа платежа - административный штраф (АШ). В назначении платежа обязательно указывать: код Находкинской таможни – 107 14000; код платежа - 77. Арест, наложенный 02.09.2010 года на рыболовное судно «BAY»: тип судна – рыболовецкое, регистровый тоннаж 693 т, чистый регистровый тоннаж 329 т, количество палуб 1, количество мачт 1, количество труб 1, длина 49,5 м., ширина 8,8 м., высота надводного борта 4,05 м., материал корпуса сталь, количество/тип/модель двигателя 1/дизель/АН-28, скорость 10 узлов, мощность 992 Квт, находящееся на причале Службы в г. Находка Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, - снять, и возвратить РШ «BAY» собственнику «Dalian Mastery-Sail Int"l Shipping Agency Co., Ltd». Издержки по делу об административном правонарушении за проведение экспертизы, согласно счёту ТПП г. Находка №534 от 14.10.2010 года, в размере 800 рублей, в соответствии со ст.24.7 КоАП РФ, отнести на счёт иностранной компании «JCI Co., Ltd». Издержки по делу об административном правонарушении за перевод документов, согласно счёту ООО «Бюро переводов «Елена» №00010 от 11.10.2010 года, в размере 2069 рублей 43 копейки, согласно счёту ООО «Центр» №76 от 26.05.2010 года, в размере 600 рублей, в соответствии со ст.24.7 КоАП РФ, отнести на счёт федерального бюджета. Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья: