ПОСТАНОВЛЕНИЕ 557-2011



Дело № 5-557/11

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

22 ноября 2011 года                                                г. Находка Приморского края

                                                                                  ул. Школьная, 22

Судья Находкинского городского суда Приморского края Елистратова О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.1 ч. 3 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО «РН-Находканефтепродукт», <адрес>,

У С Т А Н О В И Л

         В период с 29.09.2011 по 05.10.2011 года начальником отдела по надзору за опасными производственными объектами по Приморскому краю Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО1 при проведении внеплановой проверки соискателя лицензии ООО «РН-Находканефтепродукт», произведённой на основании распоряжения Дальневосточного управления Ростехнадзора от 26.09.2011 г. «О проведении внеплановой проверки ООО «РН-Находканефтепродукт» лицензионных требований и условий при осуществлении эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, выявлены нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении ООО «РН-Находканефтепродукт» лицензионного вида деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

             По данному факту в присутствии представителя юридического лица по доверенности ФИО2 в отношении ООО «РН-Находканефтепродукт»

был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ.

Данный протокол об административном правонарушении и материалы к нему определением Дальневосточного управления Ростехнадзора были направлены по подведомственности для рассмотрения в Находкинский городской суд.

В судебном заседании законные представители юридического лица – ООО «РН-Находканефтепродукт» по доверенностям ФИО3 и ФИО4 факт совершения Обществом данного правонарушения признали, и пояснили, что само событие административного правонарушения имеет место, поскольку уровень производства не в полной мере соответствует требованиям, предусмотренным законодательством. Однако полагают, что признак виновности Общества отсутствует и дело об административном правонарушении в отношении ООО «РН-Находканефтепродукт» подлежит прекращению на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения ввиду следующего.

ООО «РН-Находканефтепродукт» не имело объективных возможностей для соблюдения требований законодательства, так как все указанные в протоколе пункты нарушений сложились в результате устаревания производственной базы предприятия, созданного в 1967 г. На момент строительства объектов производственной инфраструктуры (резервуары, технологические трубопроводы, железнодорожная эстакада) все оборудование соответствовало законодательным требованиям. Впоследствии нормативное регулирование в области промышленной безопасности изменилось и для реализации новых требований необходимо осуществление капитальных вложений в эти области производства и проведение широкомасштабных мероприятий по реконструкции резервуарного парка и фронта слива.

ООО «РН-Находканефтепродукт» на основании акта Ростехнадзора от 31.03.2008 г. была разработана Программа по доведению производств до требований действующих нормативов на период 2008-2013 гг. Указанная Программа прошла процедуру согласования в Управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Приморскому краю, ввиду чего Общество полагало, что до истечения согласованного административным органом срока (2013 г.) ООО «РН-Находканефтепродукт» имеет возможность проводить необходимые работы по устранению нарушений без применения санкций со стороны Ростехнадзора, следовательно, признак виновности Общества в составе административного правонарушения отсутствует.

На реализацию Программы по доведению производств до требований действующих нормативов Обществом выделяется целевое многомиллионное финансирование, принимаются все возможные меры по снижению рисков, связанных с эксплуатацией несоответствующего нормативам оборудования, в рамках реализации Плана компенсирующих мероприятий по организации безопасной работы Общества.

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении Обществом устранены отдельные нарушения, а именно: распоряжением по обществу выведена из эксплуатации технология слива нефтепродуктов на ж/д пути . Переданы в эксплуатацию индивидуальные сигнализаторы довзрывных концентраций нефтепродуктов СГГ-20 для оперативного контроля загазованности территорий линейными трубопроводчиками АСН, Цеха , Цеха и издано распоряжение о порядке контроля загазованности с применением сигнализаторов. В результате на территории АСН организован регулярный мониторинг загазованности воздуха. Выполняется контроль за уровнем нефтепродукта в резервуарах при их наливе с передачей данных персоналу цеха . Все коренные задвижки на каждом резервуаре дублируются задвижками с электроприводами. В настоящее время коренные и секущие всех резервуаров дублируются электроприводными задвижками в узлах управления, находящихся вне обвалования резервуарных парков. Организован постоянный контроль по системе видеонаблюдения за обстановкой в резервуарном парке дежурной сменой охраны предприятия и объезд территории каждые 2 часа. Организован объезд дежурным караулом договорной пожарной части ПЧ-14 территории Общества не менее двух раз в сутки, с целью выявления и предотвращения аварийных ситуаций в начальной стадии развития. Для нужд договорной пожарной части ПЧ-14 организована закупка: автоцистерны пожарной – 1 шт., прицепного водопенного монитора – 1 шт., ручных водопенных стволов – 18 шт., переносных лафетных стволов повышенной производительности – 4 шт., пенообразователя – 47 куб.м. Производится сброс избыточного давления из технологических трубопроводов, контроль заполнения технологических трубопроводов и уровня нефтепродуктов в резервуарах. Издан приказ по Обществу № 315 от 07.10.2011г. «О создании аттестационной комиссии», выделены денежные средства на обучение персонала, составлен график проведения обучения.

Целью проверки явилось то, что в октябре 2011 г. истекал срок действия лицензии. В настоящее время документы находятся в Ростехнадзоре в Москве, будет приниматься решение о выдаче лицензии. ООО «РН-Находканефтепродукт», являясь частью холдинга, финансируемого государственным предприятием – компанией Роснефть, производит государственные закупки топлива в районы Крайнего Севера, поэтому применение судом мер в виде приостановления деятельности предприятия отразится на обеспечении топливом целых регионов Крайнего Севера, Камчатки и Приморского края, куда осуществляются поставки топлива. Просили не применять к Обществу административное наказание в виде штрафа и приостановления деятельности Общества, прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив представленные материалы, выслушав представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, суд приходит к выводу о том, что ООО «РН-Находканефтепродукт» обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ – грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Поскольку в судебном заседании установлено и не оспаривается представителями юридического лица, что Обществом с ограниченной ответственностью «РН-Находканефтепродукт» при осуществлении лицензируемых видов деятельности: эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов на основании лицензии от 22.09.2006 г. № ЭВ-00-006731 (ЖКН) со сроком действия до 22.09.2011 г., выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и эксплуатация пожароопасных производственных объектов на основании лицензии от 18.09.2006 г. со сроком действия до 18.09.2011 г., выданной Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, допущены следующие нарушения: 1) не выведены из эксплуатации технические устройства – резервуары которым не продлен срок безопасной эксплуатации (отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности): РВС-5000 куб.м. , РВС-5000 куб.м. , РВС- 5000 куб.м. , РВС- 1000 куб.м. , РВС-5000 куб.м. , РВС-5000 куб.м. , РВС-5000 куб.м. , РВС-5000 куб.м. , РВС-5000 куб.м. , РВС-5000 куб.м. , РВС-5000 куб.м. , РВС-5000 куб.м. , РВС-5000 куб.м. , РВС-5000 куб.м. , РВС-5000 куб.м. , РВС-5000 куб.м. , РВС-5000 куб.м. , РВС-5000 куб.м. ;

2) не проведена экспертиза промышленной безопасности на технологические трубопроводы, отработавшие нормативный срок службы.

Данными действиями нарушены ст.ст. 7, 9, 13 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997 г.,    п.п. «а» п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 г. № 599; п. 4 Порядка продления срока безопасности эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утв. Приказом Минприроды России от 30.06.2009 г. № 5; п. 3.2.1. Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности РД 09-539-03; п. 9.3.19. Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов ПБ 03-585-03, согласно которым обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия таким обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия таких технических устройств обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.

Экспертизе промышленной безопасности подлежат в т.ч.: технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте; здания и сооружения на опасном производственном объекте.

Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 12.08.2008 г. «Об утверждении Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов» эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а», «б», «г» и «ж» пункта 5 настоящего Положения.

Таким образом, нарушение п.п. «а» п. 5 «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов»: несоблюдение промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, установленных ст. 9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» является грубым нарушением лицензионных требований.

Вина ООО «РН-Находканефтепродукт» в совершении указанного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении П0105-1011Ю от 12.10.2011 г.; актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица ООО «РН-Находканефтепродукт» П0105-1011Л от 05.10.2011 г., согласно которому в ходе проверки Общества Дальневосточным управлением Ростехнадзора выявлены нарушения: ст. 9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997 г.; п. 4 Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утвержденного приказом Минприроды России от 30.06.2009 г. № 195; п. 3.2.1 Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности РД 09-539-03; п.п. «а» п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 г. № 599; п. 8.3, п. 9.5, п. 3.12 СНиП 2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы»; ПБ 09-560-03 (п.п. 2.4.15; 4.25; 2.3.27; 5.6; 2.3.8; 2.6.5; 2.6.27; 2.6.24; 2.6.41; 2.8.10); п. 9.3.19 Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов ПБ 03-585-03; п. 3.2.1 Положения по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов химической, нефтехимической нефтеперерабатывающей промышленности РД 09-539-03; п. 7 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочий организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору РД 03-20-2007; объяснением представителя юридического лица, изложенным в протоколе об административном правонарушении и особым мнением Общества к данному акту проверки, которыми не оспаривается наличие выявленных нарушений.

При указанных обстоятельствах, суд полагает, что состав административного правонарушения имеется, вина юридического лица в совершении данного административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ доказана.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы законных представителей юридического лица о том, что у ООО «РН-Находканефтепродукт» не имелось возможности для соблюдения требований законодательства, поскольку для приведения производственных объектов в надлежащее состояние необходимо проведение широкомасштабных мероприятий по реконструкции резервуарного парка и фронтона слива, на что требуется многомиллионное целевое финансирование и в настоящее время Обществом разработана Программа по доведению производств до требований действующих нормативов, завершение которой планируется на 2013 г., суд находит несостоятельными, поскольку создание Программы не освобождает юридическое лицо от соблюдения действующих норм и правил в области технической безопасности опасных производственных объектов и предпринятых действий ООО по снижению рисков, связанных с эксплуатацией несоответствующего нормативам оборудования, явно недостаточно. Перечисленные законными представителями мероприятия по устранению отдельных нарушений не могут служить основанием для освобождения от административной ответственности, к тому же данный протокол составлен по поводу других нарушений.

Выявленные нарушения требуют незамедлительного устранения, поскольку эксплуатация технических устройств, отработавших нормативные сроки службы без проведения работ по определению возможности продления сроков их безопасной эксплуатации, представляет собой непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, может привести к наступлению техногенной катастрофы. К тому же, выявленные нарушения (необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений, технических устройств, применяемых на ОПО и эксплуатируемых 20 лет и более) имели место еще в 2008 году, что подтверждается пунктом 4 Акта-Предписания Ростехнадзора России № 1105-2308 от 31.03.2008 г., которым проведение экспертизы было предложено завершить ООО «РН-Находканефтепродукт» в срок до 26.04.2008 года.

Таким образом, оснований к прекращению административного производства в отношении ООО «РН-Находканефтепродукт» судом не усматривается.

Санкция ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Учитывая, что приостановление деятельности предприятия, осуществляющего государственные закупки и поставки топлива, может отразиться на обеспечении топливом ряда регионов Крайнего Севера, Камчатки и Приморского края, суд находит возможным не применять к Обществу такого вида административного наказания как приостановление деятельности предприятия и ограничиться штрафом в размере 500 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л

Подвергнуть юридическое лицо – ООО «РН-Находканефтепродукт», <адрес> административному наказанию по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.

Реквизиты для оплаты штрафа:

Получатель: Управление Федерального казначейства по Приморскому краю (Дальневосточное управление Ростехнадзора), р/с 40101810900000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России, ИНН 2721168170, КПП 272101001, КБК 49811690010010000140, ОКАТО 05401000000, БИК 040507001, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Приморскому краю г. Владивосток, дело об административном правонарушении № 02П0105-1011Ю (№ 5-557/11).

Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

           Судья                                                            Елистратова О.Б.