решение суда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

... г. Москва

Нагатинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В., с участием прокурора Барабановой О.А., при секретаре Кононенко О.Ю.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4922/10 по иску Копчикова Василия Владимировича, Копчиковой Веры Ивановны, Копчиковой Анастасии Васильевны, Копчикова Антона Васильевича к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании отказа в заключении договора социального найма жилого помещения незаконным, обязании заключения договора социального найма жилого помещения, по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве к Копчикову Василию Владимировичу, Копчиковой Вере Ивановне, Копчиковой Анастасии Васильевне, Копчикову Антону Васильевичу о признании недействительным ордера на вселение в жилое помещение и выселении без предоставления другого жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились с иском в суд к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы о признании отказа в заключении договора социального найма жилого помещения, обязании заключения договора социального найма жилого помещения. В обоснование своих требований истцы указали, что они проживают в квартире ... дома ..., ... по ... ..., предоставленной Копчикову В.В. как работнику Московского метростроя, зарегистрированы по месту жительства постоянно. Указанная квартира предоставлена в жилом доме, ранее относившимся к семейным общежитиям. Между тем, жилой дом, расположенный по адресу: ..., ..., ..., ... в качестве общежития не используется, требованиям, предъявляемым к общежитиям, не отвечает. За указанное жилое помещение истица ежемесячно оплачивает коммунальные услуги согласно действующим тарифам. Истцы обратились в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения с целью его дальнейшей приватизации. Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в заключении договора социального найма отказал на том основании, что дом, в котором проживают истцы является общежитием, что исключает возможность его приватизации. Истцы считают отказ незаконным. Просят суд признать незаконным отказ Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в заключении договора социального найма, обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы заключить договор социального найма жилого помещения с истцами на квартиру по адресу: ..., ..., ..., ...

Определением Нагатинского районного суда г. Москвы от 17.06.2010 г. к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные исковые требования, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве предъявило встречные исковые требования к Копчикову В.В., Копчиковой В.И., Копчиковой А.В., Копчикову А.В., ЗАО «Коммунально-строительное управление Мосметростроя» о признании недействительным ордера на вселение в жилое помещение и выселении без предоставления другого жилого помещения, указывая на то, что ОАО «Московский Метрострой» было создано в результате преобразования Арендного предприятия «Московский Метрострой» распоряжением Москомимущества от 22.03.1993 г. № 144-р. При таких обстоятельствах, с момента образования государственного акционерного общества «Московский Метрострой», объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: ..., ..., ..., ... составлял и в настоящее время составляет казну РФ. Распоряжением Минимущества РФ от 31.01.2003 г. № 448-р был утвержден перечень имущества, подлежащего включению в уставной капитал ОАО «Московский Метрострой», приложением № 3 к которому, спорный объект недвижимости, был включен в перечень имущества, не подлежащего включению в уставной капитал названной организации. Принимая во внимание, что ЗАО «КСУМ» без законных оснований использовал объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: ..., ..., ..., ..., указанное учреждение не правомочно было выдавать какие-либо ордера на вселение граждан в объект недвижимого имущества, составляющего казну РФ. Кроме того, спорное жилое помещение в собственность г. Москвы не передавалось, в связи с чем, по мнению Территориального управления, к нему не могут относиться положения ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ. При таких обстоятельствах ордер от 23.04.1997 г. № 205 на право вселения в квартиру ... по адресу: ..., ..., ..., ... является недействительным и не порождающим правовых последствий. Учитывая, что у истцов не могло возникнуть жилищно-правовых отношений, поскольку они были незаконно вселены в занимаемое ими жилое помещение, последние подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.

Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены, причины неявки неизвестны, их интересы представляет по доверенности Баклыгин В.В.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Баклыгин В.В. поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, встречные исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель ответчика Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв, в котором исковые требования не признал.

Представители ОАО «Коммунально- строительное управление Мосметростроя» в судебное заседание явились, первоначальные исковые требования поддержали, встречные исковые требования не признали по доводам, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны, в связи с чем, суд рассмотрел дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, представителей ЗАО «КСУМ», исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего первоначальные исковые требования подлежащими удовлетворению, а встречные исковые требования подлежащими отклонению, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: г Москва, ..., ..., передан ДП КСУ ГАО «Мосметрострой» под организацию общежития для одиноких и решением исполнительного комитета Красногвардейского районного совета народных депутатов г. Москвы № 17/4739 от 20 мая 1987 г. был выдан единый ордер ....

Согласно решений исполкома Красногвардейского районного совета народных депутатов г. Москвы общежитие для одиноких по ..., ..., ..., переведено в семейное общежитие Мосметростроя, выданы ордера на открытие семейного общежития: ордер ... от 22.05.1992г. на квартиры ..., ордер ... от 02.03.1995 на квартиры ..., ордер ... от 25.12.1995 г. на квартиры ....

Судом установлено, что Копчикову В.В., Копчиковой В.И., Копчиковой А.В. и Копчикову А.В. предоставлено жилое помещение в общежитии в виде квартиры ... по адресу: ..., ... ..., ..., Основанием для их вселения в указанное жилое помещение являлся ордер ... от 23 апреля 1997 года, выданный Московским метростроем л.д.9). Согласно выписке из домовой книги и финансового лицевого счета наниматель Копчиков В.В., а также Копчикова В.И., Копчикова А.В. и Копчиков А.В. зарегистрированы в указанном доме с 18.06.1997 года по ордеру постоянно л.д.18-19).

Судом установлено, что Копчиков В.В., Копчикова В.И., Копчикова А.В. и Копчиков А.В. обратились в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с заявлением о заключении договора социального найма на занимаемую квартиру, однако получили отказ по тем основаниям, что данное жилое помещение не находится в собственности г. Москвы, в связи с чем, заключить договор социального найма не представляется возможным л.д.26).

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991 года № 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

Таким образом, здание по адресу: ..., ..., ... отнесено к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Согласно п. 1 постановления Правительства г. Москвы от 14.12.1993 г. № 1150 «О мерах, направленных на сокращение общежитий на территории Москвы и переводе их в жилищный и гостиничный фонды города» все общежития, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении городских организаций, в пользовании которых находится государственное имущество г. Москвы, относятся к городской государственной собственности и должны использоваться для обеспечения социальных гарантий граждан в области жилищных прав.

В соответствии с распоряжением Минимущества России от 31.01.2003 года № 448-р и приложением № 3 к распоряжению здание ОАО «Мосметростроя» по адресу: ..., ..., ..., запрещено к приватизации в соответствии с законодательством РФ и подлежит передаче в муниципальную собственность.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента РФ от 26 марта 2003 г. № 370) предусмотрено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда.

В силу ч. 2 ст. 14 Жилищного Кодекса Российской Федерации, Закона г. Москвы «Об организации местного самоуправления в г. Москве» от 06.11.2002 года № 56 и Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 26.09.2006 года № 737-ПП полномочия собственника муниципального жилищного фонда в г. Москве осуществляет Правительство Москвы в лице ДЖП и ЖФ г. Москвы.

Согласно ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Исходя из вышеизложенного, предоставленное Копчикову В.В., Копчиковой В.И., Копчиковой А.В. и Копчикову А.В. жилое помещение находится в жилом доме, принадлежащем ранее государственному предприятию, использовалось в качестве общежития, и в настоящее время должно являться объектом муниципальной собственности, в связи с чем, к спорным правоотношениям должны применяться нормы, регулирующие отношения, связанные с использованием муниципального жилищного фонда.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика ДЖПиЖФ г. Москвы и третьего лица- Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве о том, что данное общежитие в установленном законном порядке в жилищный фонд г.Москвы не передавалось, поскольку, исходя из положений ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года, следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, при этом отсутствие договора социального найма, а также отсутствие решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.

Проанализировав и оценив представленные доказательства, учитывая обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Копчикова В.В., Копчиковой В.И., Копчиковой А.В. и Копчикова А.В. обоснованы и подлежат удовлетворению, а встречные исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве подлежат отклонению, поскольку истцы являются добросовестными нанимателями и не могут нести ответственность за бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в документальном не оформлении передачи общежития в муниципальный жилищный фонд социального использования, являющегося муниципальным имуществом непосредственно в силу прямого указания закона. При таких обстоятельствах, суд находит отказ Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в заключении договора социального найма с Копчиковым В.В., Копчиковой В.И., Копчиковой А.В. и Копчиковым А.В. не соответствующим требованиям закона.

Поскольку отсутствие решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, суд считает необходимым обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы заключить с Копчиковым В.В., Копчиковой В.И., Копчиковой А.В. и Копчиковым А.В. договор социального найма.

Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В силу ч.2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Из материалов дела усматривается, что оспариваемый Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве ордер был выдан в 1997 г.. Между тем, встречное исковое заявление предъявлено Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве 17.06.2010 г., т.е. с пропуском срока исковой давности, доказательств уважительности его пропуска суду не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Копчикова Василия Владимировича, Копчиковой Веры Ивановны, Копчиковой Анастасии Васильевны, Копчикова Антона Васильевича к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании отказа в заключении договоров социального найма жилого помещения незаконным, обязании заключения договоров социального найма жилого помещения удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы в заключении договора социального найма с Копчиковым Василием Владимировичем, Копчиковой Верой Ивановной, Копчиковой Анастасией Васильевной, Копчиковым Антоном Васильевичем.

Обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы заключить договор социального найма жилого помещения на квартиру, расположенную по адресу: ..., ..., ..., ..., с Копчиковым Василием Владимировичем, Копчиковой Верой Ивановной, Копчиковой Анастасией Васильевной, Копчиковым Антоном Васильевичем.

В удовлетворении исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве к Копчикову Василию Владимировичу, Копчиковой Вере Ивановне, Копчиковой Анастасии Васильевне, Копчикову Антону Васильевичу о признании недействительным ордера на вселение в жилое помещение и выселении без предоставления другого жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Нагатинский районный суд г.Москвы в течение 10 дней.

Федеральный судья Мызникова Н.В.