Решение суда



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 июня 2010 года

Нагатинский районный суд г.Москвы в составе председательствующего федерального судьи Андреевой И.Ю.,

при секретаре Токаревой М.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-802/10 по иску Томашевского В.В. к Газаряну А.Б. о понуждении к заключению договора купли-продажи доли квартиры,

У С Т А Н О В И Л:

Томашевский В.В. обратился в суд с иском к Газаряну А.Б. о понуждении к заключению договора купли-продажи квартиры. В обоснование исковых требований истец указал, что 01 июля 2009 года между ним и Газаряном А.Б. заключено соглашение о задатке, в соответствии с которым, он передал Газаряну А.Б. сумму в размере 80 000 долларов США, в рублях по курсу Банка России на день подписания договора, за 1/4 долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес изъят>. В соответствии с п. 13 указанного соглашения, основной договор должен был быть подписан в срок до 06 июля 2009 года включительно. В соответствии с п. 10 соглашения, при отсутствии иного согласования, днем, местом и временем совершения сделки считается последний день срока действия договора, в соответствии с п. 13 соглашения - 06 июля, 12 часов дня, <данные изъяты> Банк, расположенный по адресу: <адрес изъят>. В установленное соглашением место Газарян А.Б. не явился. Истец просит суд обязать Газаряна А.Б. заключить с ним договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес изъят>, на условиях соглашения о задатке от 01 июля 2009 года, а именно: продать ему 1/4 долю квартиры по адресу: <адрес изъят>, за сумму 80 000 долларов США. Зачесть сумму 80 000 долларов США, переданную им в качестве задатка в соответствии с соглашением о задатке от 01 июля 2009 года в счет оплаты стоимости недвижимости; обязать Газаряна А.Б. подписать с ним договор купли-продажи доли квартиры на указанных условиях, а также акт передачи 1/4 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес изъят> (иск л.д.5, уточнение иска л.д.31).

Истец Томашевский В.В. и его представитель Якимович О.С. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении и уточненном иске.

Ответчик Газарян А.Б. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что он отрицает, все обстоятельства, указанные истцом, 01 июля 2009 года он не был в офисе на <адрес изъят>. Его гражданская супруга О.А. решила заложить свою квартиру, находящуюся по адресу: <адрес изъят>. Квартира стоит 7 000 000 руб., но О.А. заложила ее за 1 800 000 руб. На тот момент им срочно нужны были деньги, поэтому они заложили квартиру. По решению суда его гражданскую супругу выписали из квартиры, в квартире осталась бабушка и мать О.А., на сегодняшний день они пытаются выкупить квартиру. Деньги за залог квартиры О.А. ему отдавал не сам Томашевский В.В., а З.Н., который сказал, что нужны гарантии, в связи с чем он заключил договор о задатке. Они нашли Томашевского В.В. по журналу «Недвижимость и цены». Договор по соглашению о задатке он полностью не читал, на него было оказано сильное давление со стороны З.Н. при подписании договора. Он расписался в конце соглашения и первые листы не читал. Деньги по соглашению ему не передавали.

Третье лицо Газарян С.Б. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Газарян А.Б. никому не говорил о том, что хочет продать свою долю, и они никогда не собирались уезжать из данной квартиры, спорную квартиру покупали ее мама и дедушка, после смерти дедушки квартиру поделили на равные части каждому члену семьи. Газарян А.Б. не мог заключить договор на продажу своей доли квартиры, потому что он не получил бы согласия всех членов семьи.

Суд, выслушав стороны, исследовав и проверив материалы дела, считает, что исковые требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательства установлено, что собственниками квартиры по адресу: <адрес изъят>, являлись Газарян А.Б., С.Г., С.А., М.Н. по 1/4 доле каждый.

Также установлено, что 01 июля 2009 года между Томашевским В.В. и Газаряном А.Б. заключено соглашение о задатке, в соответствии с условиями которого Томашевский В.В. передал Газаряну А.Б. сумму в размере 80 000 долларов США, в рублях по курсу Банка России на день подписания договора, за 1/4 долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес изъят>.

В соответствии с п. 13 указанного соглашения, основной договор должен был быть подписан в срок до 06 июля 2009 года включительно. В соответствии с п. 10 соглашения, при отсутствии иного согласования, днем, местом и временем совершения сделки считается последний день срока действия договора, в соответствии с п. 13 соглашения - 06 июля, 12 часов дня, <данные изъяты> Банк, расположенный по адресу: <адрес изъят>

В соответствии со ст.429 Гражданского кодекса Российской Федерации по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором. Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность. Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора. В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора. В случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса. Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.

В соответствии со ст.434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п.3 ст.438 ГК РФ.

В соответствии со ст.432 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

В соответствии со ст.435 Гражданского кодекса Российской Федерации, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом. Если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, оферта считается не полученной.

Как следует из иска и объяснений сторон Газарян А.Б., 06 июля 2009 года для заключения основного договора не явился.

Газарян А.Б. в судебном заседании пояснил, что он не собирался заключать договор купли-продажи принадлежащей ему доли в праве собственности на квартиру, согласия других сособственников на продажу доли квартиры не имелось.

В силу ст. 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 настоящего Кодекса.

Исходя из положений ст. 250 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов. Продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает ее. Если остальные участники долевой собственности откажутся от покупки или не приобретут продаваемую долю в праве собственности на недвижимое имущество в течение месяца, а в праве собственности на движимое имущество в течение десяти дней со дня извещения, продавец вправе продать свою долю любому лицу. При продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой другой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.

В судебном заседании Томашевский В.В. не отрицал, что Газарян А.Б. при заключении соглашения о задатке не представлял ему согласие других сособственников спорной квартиры на продажу доли Газаряна А.Б.

Соглашение между Томашевским В.В. и Газаряном А.Б., по которому стороны обязались заключить договор купли-продажи квартиры, не является сделкой с недвижимостью, предметом предварительного договора является обязательство сторон по поводу заключения будущего договора, а не обязательства по поводу недвижимого имущества.

Судом установлено, что 11 августа 2009 года Газарян А.Б., С.Г., С.А., М.Н. (продавцы) с одной стороны и Газярян С.Б. (покупатель) с другой стороны заключили договор купли-продажи долей в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес изъят>.

В силу ч.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В судебном заседании Газарян С.Б. представлено свидетельство о праве собственности на квартиру по адресу: <адрес изъят>, из которого следует, что договор купли-продажи долей от 11 августа 2009 года зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 07 сентября 2009 года за <№ изъят>.

Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования Томашевского В.В. к Газаряну А.Б. о понуждении к заключению договора купли-продажи квартиры удовлетворению не подлежат, поскольку в судебном заседании установлено, что при заключении соглашения о задатке Газарян А.Б. не имел согласия других сособственников на продажу его доли квартиры, в настоящее время ответчик не является собственником доли спорной квартиры, квартира принадлежит по праву собственности Газарян С.Б., в связи с чем Газарян А.Б. не обладает в настоящее время правами владения, пользования и распоряжения 1/4 доли спорной квартиры, предусмотренными п.1 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В иске Томашевского В.В. к Газаряну А.Б. о понуждении к заключению договора купли-продажи доли квартиры отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Нагатинский районный суд г.Москвы в течение 10 дней.

Федеральный судья И.Ю.Андреева