Решение суда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«09» ноября 2010 года                                                                                                   г. Москва

Нагатинский районный суд в составе председательствующего судьи Бычкова А.В., при секретаре Лисицыной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-6187/10 по заявлению Потаповой Л.С. об оспаривании действий Управления Росреестра по Москве, обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Потапова Л.С. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Росреестра по Москве, государственного регистратора Л.С. по отказу в государственной регистрации прав собственности Потаповой Л.С. на гараж (помещение <№ изъят>), расположенный по адресу: <адрес изъят>, изложенному в письме от 30.04.2010 года <№ изъят>, и просила обязать устранить допущенные нарушения (л.д.4-5).

В обосновании требований заявитель указала, что письмом от 30.04.2010 года <№ изъят> государственным регистратором Л.С. ей было отказано в регистрации права собственности на указанный гараж. Считает данный отказ незаконным, поскольку оснований, предусмотренных ст.20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не имелось. В ответе указано на противоречие между заявленными и зарегистрированными правами, однако, такое противоречие могло быть устранено регистратором самостоятельно, поскольку владельцем гаража ГСК «Юрмала» было подано заявление о внесении изменений в ЕГРП. Законных оснований для отказа в регистрации ее права собственности не имелось.

Заявитель Потапова Л.С., будучи надлежащим образом извещена, в судебное заседание не явилась, в связи с чем, гражданское дело рассмотрено в ее отсутствие.

Представитель заявителя - по доверенности Потапов А.А., в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель Управления Росреестра по Москве - С.Р. в судебном заседании против удовлетворения заявления возражал, пояснил, что отказ в государственной регистрации прав собственности соответствует требованиям закона, прав заявителя не нарушает.

Государственный регистратор Управления Росреестра по Москве - Л.С. будучи надлежащим образом извещена, в судебное заседание не явилась, ходатайство об отложении рассмотрения дела не представила, в связи с чем, гражданское дело рассмотрено в ее отсутствие.

Представитель заинтересованного лица ГСК «<данные изъяты>» - А.А. заявленные требования поддержал, пояснил, что считает отказ в регистрации прав собственности Потаповой Л.С. незаконным, поскольку для проведения регистрации были представлены все необходимые документы.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с положением ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что 26.12.2009 г. между ГСК «<данные изъяты>» и Потаповой Л.С. был заключен договор передачи гаражного бокса <№ изъят> общей площадью 19,7 кв.м., находящийся на 1 этаже здания гаража-стоянки по адресу: <адрес изъят> (л.д.18)

05.03.2010 г. Потапова Л.С. обратилась в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности, приложив к заявлению указанный договор от 26.12.2009 года, а также другие документы, перечисленные в расписке.

02.04.2010 года письмом государственного регистратора Управления Росреестра по Москвы Л.С. государственная регистрация перехода прав собственности была приостановлена (л.д.12-13).

Письмом от 30.04.2010 года <№ изъят> государственным регистратором Управления Росреестра по Москвы Л.С. было сообщено об отказе в государственной регистрации прав собственности со ссылкой на абз.4, 10, 11 п.1 ст.20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (л.д.14-15).

В качестве основания отказа в письме от 30.04.2010 года <№ изъят> указанно на то, что согласно данным ЕГРП ГСК «Юрмала» является собственником нежилого помещения общей площадью 2212,5 кв.м. с условным номер 257751, расположенным по адресу: <адрес изъят>. Потапова Л.С. на регистрацию представила договор в отношении нежилого помещения общей площадью 19,7 кв.м. по тому же адресу. Поскольку заявленное к регистрации нежилое помещение общей площадью 19,7 кв.м. не является самостоятельным объектом недвижимого имущества, а входит в состав объекта недвижимости общей площадью 2212,5 кв.м. с условным номером 257751, то проведение государственной регистрации прав собственности на заявленную часть недвижимости невозможно.

Заявителю были даны разъяснения о том, что ГСК «<данные изъяты>» необходимо подать заявление о прекращении права собственности на объект недвижимости общей площадью 2212,5 кв.м. с условным номером 257751. Одновременно с этим должны быть поданы заявления о регистрации прав собственности на вновь образованные объекты размером 19,7 и 2192,8 кв.м.

Суд не может согласиться с правомерностью указанного отказа.

Положениями абз. 4, 10, 11 п.1 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

- документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

- не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав;

- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

Указанных оснований для отказа в регистрации прав собственности Потаповой Л.С. на гаражный бокс <№ изъят> общей площадью 19,7 кв.м., находящийся на 1 этаже здания гаража-стоянки по адресу: <адрес изъят>, не имелось.

Как усматривается из истребованного судом дела правоустанавливающих документов <№ изъят> заявителем были представлены в Управление Росреестра по Москве все необходимые документы, соответствующие требованиям действующего законодательства: договор передачи гаражного бокса от 26.12.2009г.; акт приема-передачи недвижимого имущества от 26.12.2009 года; экспликация; кадастровый паспорт; документы, подтверждающие полномочия ГСК «<данные изъяты>» по распоряжению гаражным боксом, а также полномочия представителя ГСК «<данные изъяты>».

Указания на то, в чем выражается несоответствие указанных документов требования действующего законодательства, в отказе от 30.04.2010 года <№ изъят> не содержится. Также не указано, какие необходимые документы не были представлены заявителем.

Наличия противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами также не имеется, поскольку от собственника гаражного бокса общей площадью19,7 кв.м. ГСК «Юрмала» поступило заявление о переходе к Потаповой Л.С. права собственности на указанный бокс.

При указанных обстоятельствах, законные основания для отказа в государственной регистрации права собственности Потаповой Л.С. на гаражный бокс <№ изъят> общей площадью 19,7 кв.м., находящийся на 1 этаже здания гаража-стоянки по адресу: <адрес изъят> отсутствовали.

Суд не может согласиться с позицией Управления Росреестра по Москве относительно того, что заявленное к регистрации нежилое помещение общей площадью 19,7 кв.м. не является самостоятельным объектом недвижимого имущества, а входит в состав объекта недвижимости общей площадью 2212,5 кв.м. с условным номером 257751, и что ГСК «<данные изъяты>» необходимо подать заявление о прекращении прав собственности на объект недвижимости общей площадью 2212,5 кв.м. с условным номером 257751 и одновременно заявление о регистрации прав собственности на вновь образованные объекты недвижимости 19,7 кв.м. и 2192,8 кв.м.

Указанные доводы основаны на неправильном толковании действующего законодательства, и являются следствием правоприменительной ошибки, ранее допущенной Управлением Росреестра по Москве при внесении в ЕГРП сведений относительно объекта права собственности, принадлежащего ГСК «<данные изъяты>».

В соответствии с положениями ч.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Как усматривается из материалов дела, по адресу: <адрес изъят> располагается трехэтажное здание (один подземный и два надземных этажа) нежилого назначения общей площадью 5126,4 кв.м., в состав которого входят отдельные гаражные боксы и нежилые помещения иного назначения.

Применительно к настоящему делу самостоятельным объектом недвижимости может являться либо указанное здание в целом, либо часть здания - отдельные нежилые помещения в нем (например: гаражные боксы), имеющие самостоятельное целевое назначение.

Все здание в целом может выступать единым объектом гражданских прав при условии принадлежности его одному лицу. В случае, если в указанном здании хотя бы одно нежилое помещение имеет иного собственника, здание перестает быть единым объектом гражданских прав. В этом случае, объектами гражданских прав могут выступать лишь отдельные нежилые помещения, имеющие самостоятельное назначение.

Согласно сведений ЕГРП, на момент рассмотрения дела не менее 33 гаражных боксов в указанном здании принадлежат на праве собственности различным физическим лицам в качестве самостоятельных объектов недвижимости.

Спорный гаражный бокс (помещение <№ изъят>) общей площадью 19,7 кв.м. также обладает всеми признаками самостоятельного объекта недвижимости и учитывается в данном качестве органами ТБТИ «Южное» г. Москвы, что было подтверждено представленными на регистрацию документами: экспликацией и кадастровым паспортом, содержащими описание гаражного бокса как самостоятельного объекта недвижимости.

Доводы Управления Росреестра по Москве о том, что нежилое помещение общей площадью 19,7 кв.м. не является самостоятельным объектом недвижимого имущества, а входит в состав объекта недвижимости общей площадью 2212,5 кв.м. с условным номер 257751, основаны на ошибке государственных регистраторов при ведении ЕГРП.

При отчуждении первого нежилого помещения в трехэтажном здании по адресу: <адрес изъят>, здание перестало быть объектом гражданских прав. Вместо этого объектом гражданских прав стали выступать находящиеся в здании отдельные нежилые помещения, имеющие самостоятельное назначение.

В связи с этим право собственности ГСК «<данные изъяты>» на здание подлежало прекращению, и вместо этого в ЕГРП с соблюдением установленной процедуры должны были быть внесены сведении о правах ГСК «<данные изъяты>» на отдельные нежилые помещения, находящиеся в здании и являющиеся самостоятельными объектами недвижимости.

Как следует из записи ЕГРП, этого сделано не было, на сегодняшний день в собственности ГСК «<данные изъяты>» числится объект общей площадью 2212,5 кв.м., который по существу представляет собой суммы площади отдельных нежилых помещений, расположенных в разных местах и на разных этажах здания, в котором 33 нежилых помещения (гаража) уже находятся в собственности частных лиц.

Совокупность отдельных разрозненных нежилых помещений не образует единого объекта недвижимости. Таким объектом может быть либо каждое самостоятельное нежилое помещение по отдельности, либо здание в целом.

Таким образом, отказывая в регистрации собственности Потаповой Л.С., государственный регистратор ошибочно исходил из того, что гараж общей площадью 19,7 кв.м. не является самостоятельным объектом недвижимого имущества, а входит в состав объекта недвижимости общей площадью 2212,5 кв.м. с условным номер 257751, принадлежащего ГСК «<данные изъяты>».

Заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с требованиями ст. 258 ГПК РФ, в порядке устранения допущенных нарушений, суд считает необходимым возложить на Управление Росреестра по Москве обязанность произвести государственную регистрацию прав собственности Потаповой Л.С. на гараж (помещение <№ изъят>) расположенный по адресу: <адрес изъят>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Потаповой Л.С. удовлетворить.

Признать незаконным действия государственного регистратора Управления Росрестра по Москве Л.С. по отказу в государственной регистрации прав собственности Потаповой Л.С. на гараж (помещение <№ изъят>) расположенный по адресу: <адрес изъят>, изложенному в письме 30.04.2010 года <№ изъят>.

Обязать Управление Росреестра по Москве произвести государственную регистрацию права собственности Потаповой Л.С. на гараж (помещение <№ изъят>) расположенный по адресу: <адрес изъят>.

Решение может быть обжаловано сторонами в Московский городской суд через Нагатинский районный суд г. Москвы в течение десяти дней.

Судья                                                                  Бычков А.В.