Решение суда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 апреля 2011 года Нагатинский районный суд г. Москвы, в составе: председательствующий, федеральный судья Рощин О.Л., при секретаре Петрухиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2767/11 по иску Легусовой Н.В., Легусова В.А., Легусовой Е.В., к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании отказа в заключении договора социального найма жилого помещения незаконным, обязании заключения договора социального найма жилого помещения с правом последующей приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Легусова Н.В., Легусов В.А., Легусова Е.В. обратились с иском в суд к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании отказа в заключении договора социального найма жилого помещения незаконным, обязании заключения договора социального найма жилого помещения с правом последующей приватизации. В обоснование своих требований истцы указали, что они проживают в однокомнатной квартире <№ изъят> дома социального использования <№ изъят>, <адрес изъят>, предоставленной Легусовой Н.В. как работнику Московского метростроя, зарегистрированы по месту жительства постоянно. Основанием для вселения в указанное жилое помещение явился ордер, выданный Московским метростроем. Согласно ордера истцу Легусовой Н.В. был оформлен лицевой счет квартиросъемщика. За указанное жилое помещение истица ежемесячно оплачивает коммунальные услуги согласно действующим тарифам. Истцы обратились в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с заявлением о заключении с ними договора социального найма жилого помещения. Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в заключении договора социального найма жилого помещения отказал на том основании, что дом, в котором они проживают, является общежитием, что исключает возможность его приватизации. Истцы считают отказ незаконным. Просят суд признать незаконным отказ Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в заключении договора социального найма жилого помещения, обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы заключить договор социального найма жилого помещения с истицами на указанное жилое помещение с правом последующей приватизации.

В судебном заседании истцы Легусова Н.В., Легусов В.А. поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Истец Легусова Е.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена, с заявлением об отложении судебного разбирательства не обращалась.

Представитель ответчика Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

Представитель третьего лица ЗАО «Коммунально-строительное управление Мосметростроя» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен, суду не сообщил об уважительных причинах неявки, в связи с чем суд рассматривает дело в его отсутствие.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Легусовой Н.В. предоставлено жилое помещение в общежитии в виде однокомнатной квартиры <№ изъят> по адресу: <адрес изъят>, общей площадью 39,1 кв.м., жилой площадью 21,0 кв.м. Основанием для её вселения в указанное жилое помещение являлся ордер <№ изъят> от 31.03.1999 года, выданный Московским метростроем. С 21.04.1999 года на данной жилплощади зарегистрированы муж и дочь истицы - Легусов В.А. И Легусова Е.В. Согласно выписке из домовой книги и карточке квартиронанимателя истцы зарегистрированы в указанном жилом помещении по ордеру постоянно.

Согласно сообщения из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не содержится данных о правах на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес изъят>.

Судом установлено, что истица обратилась в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с заявлением о заключении с ней и ее семьей договора социального найма жилого помещения на занимаемую квартиру <№ изъят>, с правом последующей приватизации, однако получила отказ по тем основаниям, что данное жилое помещение не находится в собственности г. Москвы, в связи с чем, заключить договор социального найма не представляется возможным.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.91 г. № 3020-1, объекты государственной собственности, указанные в Приложении к 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

Таким образом, здание по адресу: <адрес изъят> отнесено к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Согласно п. 1 постановления Правительства Москвы от 14.12.93 г. <№ изъят> «О мерах, направленных на сокращение общежитий на территории Москвы и переводе их в жилищный и гостиничный фонды города» установлено, что все общежития, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении городских организаций, в пользовании которых находится государственное имущество г. Москвы, относятся к городской государственной собственности и должны использоваться для обеспечения социальных гарантий граждан в области жилищных прав.

В соответствии с распоряжением Минимущества России от 31.01.2003 года <№ изъят> и приложением <№ изъят> к распоряжению здание «ОАО Мосметростроя» по адресу: <адрес изъят>, запрещено к приватизации в соответствии с законодательством РФ и подлежит передаче в муниципальную собственность.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента РФ от 26 марта 2003 г. № 370) предусмотрено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда.

В силу ч. 2 ст. 14 Жилищного Кодекса Российской Федерации, Закона г. Москвы «Об организации местного самоуправления в г. Москве» от 06.11.2002 года № 56 и Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 26.09.2006 года № 737-ПП, полномочия собственника муниципального жилищного фонда в г. Москве осуществляет Правительство Москвы в лице ДЖП и ЖФ г. Москвы.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Исходя из вышеизложенного, предоставленное истцам жилое помещение находится в жилом доме, принадлежавшем ранее государственному предприятию, использовалось в качестве общежития и в настоящее время должно было являться объектом муниципальной собственности, в связи с чем, к спорным правоотношениям должны применяться нормы, регулирующие отношения, связанные с использованием муниципального жилищного фонда.

Исходя из положений ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года, следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, при этом отсутствие договора социального найма, а также отсутствие решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.

Проанализировав и оценив представленные доказательства, учитывая обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению, поскольку истцы являются добросовестными нанимателями и не могут нести ответственность за бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в документальном не оформлении передачи общежития в муниципальный жилищный фонд социального использования, являющегося муниципальным имуществом в силу прямого указания закона. При таких обстоятельствах, суд находит отказ Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в заключении договора социального найма с истицами не соответствующим требованиям закона.

Поскольку отсутствие решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, суд считает необходимым обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы заключить с истцами договор социального найма с правом последующей приватизации жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Легусовой Н.В., Легусова В.А., Легусовой Е.В. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании отказа в заключении договора социального найма жилого помещения незаконным, обязании заключения договора социального найма жилого помещения с правом последующей приватизации удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в заключении договора социального найма с Легусовой Н.В., Легусовым В.А., Легусовой Е.В..

Обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы заключить договор социального найма жилого помещения- однокомнатной квартиры <№ изъят>, жилой площадью 21,0 кв.м. по адресу: <адрес изъят>, с Легусовой Н.В., Легусовым В.А., Легусовой Е.В., с правом последующей приватизации.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда (через Нагатинский районный суд г. Москвы) в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Федеральный судья О.Л. Рощин