Решение суда



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2011 года                                                         

Нагатинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего федерального судьи Маловой И.Е.,

при секретаре Кузнецовой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1668/11 по иску Котелевского В.А. к ГУП ДЕЗ района Царицыно г.Москвы, ГУ ИС района Царицыно г.Москвы об обязании принять в эксплуатацию приборы учета, обязании произвести перерасчет,

У С Т А Н О В И Л:

Котелевский В.А. обратился в суд с иском к ГУП ДЕЗ района Царицыно г.Москвы, ГУ ИС района Царицыно г.Москвы об обязании принять в эксплуатацию приборы учета, обязании произвести перерасчет. В обоснование заявленных требований указал на то, что в его квартире по адресу: <адрес изъят> собственными силами установлены приборы учета горячей и холодной воды. Он неоднократно обращался в ДЕЗ и ГУ ИС с заявлением о проверке приборов учета, принятии их в эксплуатацию, а также о произведении расчетов за горячее и холодное водоснабжение по приборам учета, однако счетчики ДЕЗ в эксплуатацию не принимает, а ГУИС производит расчеты по водоснабжению без учета показаний приборов.

Истец и его представитель в судебное заседание явились. Иск поддержали.

Представитель ответчика ГУП ДЕЗ района Царицыно г.Москвы в судебное заседание явился, против иска возражал, указывая, что ДЕЗ не является организацией, уполномоченной эксплуатировать приборы учета водоснабжения, поскольку последние являются средствами измерения, и в соответствие с законом «Об обеспечении единств измерений», для эксплуатации средства измерения необходима аккредитация, которой ДЕЗ не имеет. Истец может обратиться в специализированную организацию, которая обладает такой аккредитацией, с которой составит акт приема приборов учета в эксплуатацию, после чего начисления за горячую и холодную воду могут быть произведены по счетчикам.

Представитель ответчика ГУ ИС района Царицыно в судебное заседание явился, против иска возражал по аналогичным основаниям.

Третьи лица - Котелевская А.В., Котелевская Е.В., Котелевский Д.В., Котелевский Г.В., Котелевский Е.В. в судебное заседание не явились, просили рассматривать дело в их отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено следующее:

Семья Котелевского В.А. занимает муниципальную квартиру по адресу: <адрес изъят> по договору социального найма.

Как следует из материалов дела, 16 апреля 2010 года истец приобрел в ООО «Сантехкомплект» приборы учета горячей и холодной воды, которые собственными силами истца были установлено в его квартире. Указанное следует из объяснений истца и его представителя, ответчиками не оспаривается.

Котелевский В.А. обращался в ДЕЗ и ГУ ИС с заявлением о проверке приборов учета, принятии их в эксплуатацию, а также о произведении расчетов за горячее и холодное водоснабжение по приборам учета, однако, ответа на свое обращение не получил.

В силу ст.157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Заявляя требования к ГУП ДЕЗ района Царицыно г.Москвы, истец ссылается на     Постановление правительства г.Москвы от 10 февраля 2004 г. N 77-ПП «О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ СИСТЕМЫ УЧЕТА ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАСЧЕТОВ ЗА ХОЛОДНУЮ, ГОРЯЧУЮ ВОДУ И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ В ЖИЛЫХ ЗДАНИЯХ И ОБЪЕКТАХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ГОРОДА МОСКВЫ», ссылаясь на то, что п.4.5 указанного постановления обязанность по установке приборов учета водоснабжения, а также по их эксплуатации возложена на эксплуатирующую организацию, т.е. ГУП ДЕЗ.

Однако, с подобной позицией истца суд не может согласиться, поскольку раздел 4 указанного постановления «Порядок установки приборов учета воды, их ремонта, обслуживания и поверки» исключен Постановлением Правительства Москвы от 28.12.2010 N 1102-ПП и в настоящее время не действует.

Иных нормативно-правовых актов, обязывающих эксплуатирующую организацию производить установку и эксплуатацию приборов учета водоснабжения в квартирах, не имеется.

Вместе с тем, п.5.1 указанного Постановления предусмотрено, что ввод прибора учета в эксплуатацию оформляется трехсторонним актом, подписанным исполнителем, специализированной организацией и потребителем. Под специализированной организацией, в данном случае должна пониматься организация, имеющая соответствующие разрешения на право установки и эксплуатации приборов учета. К указанному выводу суд приводит специально оговоренный в представленной истцом инструкции на приобретенные им приборы учета воды п.6.1, в котором прямо указано « монтаж водосчетчиков производится только обученным и аттестованным персоналом организаций, имеющих соответствующие лицензии и право производства данных работ».

ГУП ДЕЗ района Царицыно такой специализированной организацией не является, ДЕЗ осуществляет работы по управлению общим имуществом дома, обслуживающим более одного помещения (п.1 ст.36 ЖК РФ) за счет средств населения, в оплату которых поверка, установка, эксплуатация, обслуживание КПУ не входит. Для поверки счетчиков, обслуживания счетчиков, а равно их установки необходимыми допусками, специалистами ГУП ДЕЗ не обладает.

Кроме того, приборы учета, приобретенные Котелевским В.А. самостоятельно, являются его собственностью. На основании ст.210 ГК РФ собственник имущества несет бремя его содержания, т.е. эксплуатировать и обслуживать на основании договоров с надлежащими специализированными компаниями обязан самостоятельно.

Далее, согласно п.2.4 Постановления Правительства г.Москвы №77-ПП, действия о совершении которых просит истец, должны выполнятся специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности. В связи с изменениями в сфере лицензирования, в настоящее время аналогом данного допуска на производство работ является сертификат членства в саморегулируемой организации СРО (ФЗ №315-ФЗ от 01.12.2007г.). Федеральным законом от 22.07.2008г. №148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельных законодательных актов Российской Федерации» предусмотрено, что с 01 сентября 2009 года в строительстве вводится система саморегулирования, а с 01января 2010 года отменяется действие всех лицензий.

В соответствии с указанным законом, с 01 января 2010 года для осуществления деятельности по установке приборов учета воды на законных основаниях, организация обязана получить допуск к производству работ в СРО, и указанный допуск должен содержать допуск к работам по «Устройству внутренних инженерных систем и оборудования». Данный вид работ включает в себя установку водомерных узлов, задвижек, вентелей, кранов, фильтров и др. согласно приказу №274 Министерства регионального развития РФ от 09 декабря 2008 года, устанавливавшего Перечень виды работ оказывающих влияние на безопасность объектов капстроительства. Данный перечь действовал в момент установки счетчиков истцом.

Все средства измерения в РФ подлежат процедуре регулирования установленной федеральным законодательством ФЗ №102-ФЗ от 26.02.2008г. «Об обеспечении единств измерений». Федеральный закон №102-ФЗ регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, средствам измерений, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

Данный закон устанавливает обязательные требования к проведению процедуры введения в действие средств измерений, оформляемых Актом ввода в эксплуатацию. Согласно п.1 ст.13 ФЗ №102-ФЗ, приборы учета «…до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке…».

Согласно п.2 ст.13 ФЗ №10-ФЗ поверку средств измерений вправе осуществлять аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Согласно ст.19 Закона, аккредитация осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений, в которую входит поверка средств измерений- совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям (пп.17 ст.2; пп.3 ст.19 ФЗ №102-ФЗ). Все те же положения устанавливаются данным законом и к аттестации методов и методик в сфере измерений (ст.5).

Все указанное федеральное законодательство, а также изменения в нем, основаны на формировании единой системы аккредитации лиц, согласно Концепции формирования единой национальной системы аккредитации в РФ (Постановление РФ №1760-Р от 12.10.10 г.) Настоящая Концепция направлена на создание современной эффективно функционирующей системы аккредитации, от которой напрямую зависит компетентность аккредитованных лиц, уровень доверия к их деятельности и признание результатов такой деятельности.

В разделе VI данной концепции к механизму аккредитации, помимо указанного выше законодательства, отнесено также Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 689 "Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю". Так согласно данным утвержденным правилам для получения аккредитации заявитель обязан иметь приборы, иное оборудование и оснащение, необходимые для выполнения работ по проведению мероприятий, иметь надлежащее профессиональное образование и опыт работы в данной области не менее 5 лет. Указанным ГУП ДЕЗ района Царицыно не отвечает, аккредитации не имеет.

Кроме того, согласно копии Устава, ГУП ДЕЗ района Царицыно услуг в сфере измерений, в порядке установленном законодательством РФ, не оказывает.

Согласно ст.13 Закона о единстве средств измерений, истцу для работы с прибором учета воды, т.е. для снятия показаний с него, наличие аккредитации не требуется, т.к. съем показаний производится прямым методом, а не посредством установленных методик (п.1 ст.5 ФЗ №102-ФЗ), при этом прибор учета должен быть установлен и введен в эксплуатацию с проведением поверки до установки, а также поверка должна проводится в режиме эксплуатации и после ремонтов, специализированным лицом, имеющим право проведения поверки, отвечающим требованиям, установленным законодательством (ст.13 ФЗ №102-ФЗ).

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о невозможности обязания ГУП ДЕЗ района Царицыно г.Москвы принять в эксплуатацию приборы учета водоснабжения, поскольку ГУП ДЕЗ не обладает для этого специальными данными, и решение об обязании его произвести подобные действия заранее неисполнимо.

Также, поскольку истцами не выполнены требования о предоставлении в ГУ ИС акта о вводе в эксплуатацию приборов учета, составленного с соответствующей специализированной организацией, обладающей необходимой аккредитацией, допусками к проведению соответствующего виде работ, не имеется оснований для обязания ГУ ИС произвести перерасчет начислений за услуга горячего и холодного водоснабжения за период с 20 апреля 2010 года до настоящего времени.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

В иске Котелевскому В.А. к ГУП ДЕЗ района Царицыно г.Москвы, ГУ ИС района Царицыно г.Москвы об обязании принять в эксплуатацию приборы учета, обязании произвести перерасчет отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение десяти дней.

Федеральный судья:                                              И.Е.Малова