Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 июля 2012 года
Нагатинский районный суд г. Москвы
в составе председательствующего судьи Маловой И.Е.,
при секретаре Гусевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6156/12
по иску Рябцевой Н.А. к Управлению социальной защиты населения района «Орехово Брорисово Северное» г.Москвы о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить указанное звание,
УСТАНОВИЛ:
Рябцева Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения района «Орехово Брорисово Северное» г.Москвы о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить указанное звание, указав, что имеет общий трудовой стаж более 32 лет, неоднократно награждалась почетными грамотами, в 1983 года была награждена знаком «Ударник Коммунистического труда», а потому имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», но Управление социальной защиты населения незаконно отказало ему в присвоении этого звания.
Заявитель в судебном заседании заявление поддержала, просила об его удовлетворении.
Представитель Управления социальной защиты населения района «Орехово Борисово Северное» г.Москвы в судебное заседание явилась, с заявлением не согласна по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу о том, что заявление обосновано и подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено следующее:
Рябцева Н.А. с <дата изъята> г.г. работала в должности <данные изъяты> в И. с <дата изъята> г.г. в ОАО М.», как то следует из копии ее трудовой книжки.
<дата изъята> Приказом руководителя ВЦСПС Рябцевой Н.А. присвоено звание «Ударник социалистического труда», в чем е выдано удостоверение.
<дата изъята> Рябцева Н.А. обратилась в Управление социальной защиты населения района Орехово-Борисово Северное ЮАО г. Москвы с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».
Решением Управления социальной защиты населения района Ореховой Борисово северное г. Москвы Рябцевой Н.А. отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на то, что звание «Ударник социалистического труда» ей присвоено не федеральными органами исполнительной власти.
В отзыве на иск УСЗН указало, что право на присвоение истцу звания «Ветеран труда» на сегодняшний день отсутствует, поскольку звание «Ветеран труда» присваивается на основании ст. 7 ФЗ «О ветеранах» лицам, награжденным орденами и медалями, либо удостоенным званий СССР или РФ, либо награжденным знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет».
По мнению УСЗН, действующее законодательство не содержит толкования «ведомственный знак отличия в труде», при присвоении звания принимаются во внимание ведомственные знаки (почетные грамоты, дипломы, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали и почетные звания), награждение которыми произведено:
Правительством Российской Федерации;
руководителями федеральных органов исполнительной власти;
руководителем Администрации Президента Российской Федерации;
руководителями палат Федерального Собрания и аппарата Правительства Российской Федерации;
руководителями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
руководителями союзных и республиканских органов государственной власти Союза ССР».
Таким образом, отказ в присвоении истцу звания «Ветеран труда» обусловлен тем, что приказы о награждении его вышеуказанными ведомственными знаками отличия в труде подписаны директором завода.
Однако, с такой позицией, по мнению суда, согласиться нельзя по следующим основаниям:
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами труда являются, в частности, лица награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Как установлено п. 4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В г. Москве порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определены соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства г. Москвы от 27 июня 2006 г. № 443-ПП.
В соответствии с п. 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» г. Москвы звание «Ветеран труда» присваивается районным управлением социальной защиты населения.
Согласно п. 3 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», основанием для присвоения звания «Ветеран труда» в г. Москве являются следующие документы:
- о награждении орденами или медалями либо о присвоении почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо о награждении за продолжительный добросовестный труд нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями руководства органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации;
- трудовые книжки, справки архивных учреждений и организаций, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин);
- паспорт или другой документ, удостоверяющий личность обратившегося и его место жительства в городе Москве.
Все необходимые для присвоения звания «Ветеран труда» документы я представил.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют подзаконные нормативные правовые акты, определяющие порядок реализации ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» и определяющие, какие именно ведомственные знаки отличия в труде учитываются при принятии решения о присвоении звания «Ветеран труда». Более того, ни федеральное, ни московское законодательство не раскрывают содержание юридического понятия «ведомственный знак отличия в труде».
Вместе с тем, отсутствие непосредственного правового регулирования данного вопроса не является основанием для лишения или умаления права граждан Российской Федерации на присвоение им звания «Ветеран труда» и получения ими после этого льгот и пособий.
Как указано в Определении Конституционного суда РФ от 9 апреля 2002 г. № 68-О, «пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления в течение длительного времени, достаточного для его устранения, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан».
Целями присвоения звания «Ветеран труда» являются признание Российской Федерации трудовых заслуг граждан Российской Федерации и установление особой социальной поддержки ветеранов.
Ст. 7 Конституции РФ предусмотрено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
По смыслу ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом (ч. 1); государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2).
Из вышеуказанных конституционных положений следует, что в Российской Федерации как социальном правовом государстве, в котором признается и гарантируется равенство прав граждан, порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» для одних граждан РФ, в том числе для меня, не должны носить ограничительный и обременительный характер, чем для других граждан. В противном случае имеет место дискриминация и умаление конституционных прав граждан в области социального и пенсионного обеспечения.
Таким образом, реализация права граждан на присвоение им звания «Ветеран труда» не должна ставить в зависимость от субъекта, подписавшего приказ о награждении ведомственным знаком отличия в труда.
Как следует из смысла ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» во взаимосвязи с Конституцией РФ, одним из условий присвоения звания «Ветеран труда» является сам факт награждения ведомственным знаком отличия в труде, независимо от того, кто подписал приказ о таком награждении, тем более, что все эти ведомственные знаки отличия в труде - «Ударник.. . пятилетки» и «Победитель социалистического соревнования.. . года» - утверждены органами государственной власти СССР - Центральным комитетом КПСС, Советом Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, а удостоверения к ним выданы на основании решения Министерства и ЦК профсоюза, либо от имени Министерства и ЦК профсоюза.
Пунктом 4 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 30 декабря 1976 года № 1081 «О всесоюзном социалистическом соревновании за повышение эффективности производства и качества работы, успешное выполнение заданий десятой пятилетки», для награждения рабочих, колхозников, инженерно-технических работников и служащих учреждены:
единый общесоюзный знак «Победитель социалистического соревнования» - за успешное выполнение заданий и социалистических обязательств соответствующего года пятилетки;
единый общесоюзный знак «Ударник десятой пятилетки» с вручением памятного подарка - за достижение высоких показателей в повышении эффективности и качества работы, досрочное выполнение заданий десятой пятилетки.
Согласно п. 2 Положения о едином общесоюзном знаке «Ударник десятой пятилетки», утвержденному Постановлением Президиума ВЦСПС от 8 апреля 1977 года, «знаком «Ударник десятой пятилетки» награждаются:
работники предприятий и организаций союзного и союзно-республиканского подчинения - совместным решением министерства, ведомства СССР и ЦК профсоюза;
колхозники, работники совхозов, других предприятий и организаций системы Министерства сельского хозяйства СССР - совместным решением обл(край)исполкома и областного (краевого) совета профсоюзов, а в союзных республиках без областного деления - совместным решением Министерства сельского хозяйства союзной республики и республиканского комитета профсоюза работников сельского хозяйства;
работники предприятий и организаций республиканского подчинения - совместным решением министерства, ведомства союзной республики и республиканского комитета профсоюза (по РСФСР - министерства, ведомства РСФСР и ЦК профсоюза);
работники предприятий и организаций, подчиненных обл (край)исполкомам и не связанных подчиненностью с каким-либо министерством, ведомством, - совместным решением обл(край)исполкома и областного (краевого) совета профсоюзов».
Согласно п. 2 Положения о едином общесоюзном знаке «Ударник одиннадцатой пятилетки», утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС и Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 25 сентября 1981 года № П-8/289, «единым общесоюзным знаком «Ударник одиннадцатой пятилетки» награждаются:
работники предприятий и организаций союзного подчинения - совместным решением министерства, ведомства СССР и ЦК профсоюза или по их поручению - решением главного управления союзного подчинения (территориально расположенного в республиках и областях) и соответствующего республиканского, краевого, областного совета профсоюзов;
работники предприятий и организаций союзно-республиканского и республиканского подчинения - совместным решением министерства, ведомства союзной республики и республиканского комитета профсоюза или совета (при отсутствии комитета) профсоюзов (в РСФСР - совместным решением министерства, ведомства РСФСР и ЦК профсоюза);
колхозники, работники совхозов, других предприятий и организаций системы Министерства сельского хозяйства СССР - совместным решением управления (производственного управления) сельского хозяйства обл(край)исполкома и областного (краевого) комитета профсоюза работников сельского хозяйства, в союзных республиках без областного деления - совместным решением Министерства сельского хозяйства союзной республики (колхозники в Молдавской ССР - совместным решением Совета колхозов Молдавской ССР) и республиканского комитета профсоюза работников сельского хозяйства; в автономных республиках - совместным решением министерства сельского хозяйства автономной республики и областного комитета профсоюза работников сельского хозяйства;
работники предприятий и организаций местной и пищевой промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, непосредственно подчиненных министерствам автономных республик и управлениям обл(край)исполкомов в РСФСР, - совместным решением Совета Министров АССР или обл(край)исполкома и областного (краевого) совета профсоюзов;
работники предприятий и организаций, подчиненных обл(край)исполкомам и не связанных подчиненностью с каким-либо министерством, ведомством, - совместным решением обл(край)исполкома и областного (краевого) совета профсоюзов;
работники научных учреждений, входящих в состав отделений, научных центров и филиалов Академии наук СССР или академий наук союзных республик, - совместным решением президиумов отделений, научных центров, филиалов и областного (краевого) совета профсоюзов».
По смыслу указанных нормативно-правовых актов, знаки «Победитель социалистического соревнования…года» и «Ударник … пятилетки» - учреждены центральными органами государственной власти СССР, поэтому являются ведомственными знаками отличия в труде, при этом полномочия по награждению указанными знаками граждан СССР в некоторых случаях делегированы (переданы) на нижестоящие от министерств уровни, в т.ч. исполкомам и профсоюзам.
В настоящее время ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» действует в редакции, установленной федеральными законами от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и от 19 декабря 2005 года № 163-ФЗ.
Первоначально в ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» было установлено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются Президентом РФ (п. 3 прежней редакции).
Действовавшее до 12 июня 2006 года Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденное Указом Президента РФ от 25 сентября 1999 года № 1270, не раскрывало понятие «ведомственный знак отличия в труде» и не содержало перечень ведомственных знаков отличия в труде.
Однако, по смыслу законодательства, к ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры РФ, Президиумов Верховного Совета бывшего СССР и РСФСР, Советов Министров бывшего СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, Прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывшего СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства. Подобный перечень ведомственных знаков отличия в труде, не является исчерпывающим, поэтому отказ в присвоении звания «Ветеран труда» только по причине отсутствия названия той или иной награды в этом перечне, является необоснованным.
После вступления в силу Федерального закона от 19 декабря 2005 года № 163-ФЗ полномочия по установлению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» были переданы с федерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации. При этом основания присвоения звания «Ветеран труда» определяются федеральным законодателем, а субъекты Российской Федерации не вправе ограничивать основания присвоения звания «Ветеран труда» посредством исключения каких-либо видов и наименований ведомственных знаков отличия в труде, установленных в федеральном перечне.
По смыслу нормы ч. 4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» «под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим».
Поэтому, в рамках предоставленных п. 4 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» полномочий, законом субъекта РФ может быть самостоятельно определен перечень знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте РФ». В данном случае речь идет о праве субъектов РФ дополнить федеральный перечень ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда».
Вместе с тем, Москвой как субъектом Российской Федерации в рамках предоставленных ей полномочий не был утвержден конкретный или хотя бы примерный перечень ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда».
С учетом изложенного, поскольку судом установлено наличие делегирования полномочия по принятию решения о награждении граждан едиными общесоюзными знаками в зависимости от подчиненности предприятия, суд не может считать обоснованными доводы и приходит к выводу о незаконности принятого УСЗН решения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Рябцевой Н.А. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения района «Орехово Борисово Северное» г.Москвы в присвоении Рябцевой Н.А. звания «Ветеран труда».
Обязать Управление социальной защиты населения района «Орехово Борисово Северное» г.Москвы присвоить Рябцевой Н.А. звание «Ветеран труда» со дня обращения в УСЗН - с 14 мая 2012 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мосгорсуд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Федеральный судья: И.Е.Малова